Наша цель - 148

В Сильверстоуне может быть побит один из самых значимых рекордов Формулы-1.
18090
6 Июля 2010, 12:20 —
Наша цель - 148
Пока еще рекордсмен, AP
13 мая 1950 года был впервые проведен этап Формулы-1. Все началось в Сильверстоуне, когда было проведено сразу два Гран-при - Европы и Великобритании. Это была одна гонка, победителем которой стал будущий чемпион Нино Фарина. Именно тогда все и началось. Были добыты первые очки, первые подиумы, победа. Тогда же состоялись и первые сходы и много еще чего... Много воды утекло с тех пор. Чего Формула-1 и ее болельщики только не видели? Сходу ничего не приходит на ум. Было буквально все.

Самым ярким рекордсменом в эти 60 лет стал Михаэль Шумахер. Благодаря пятилетке в начале 21-го века команда Феррари и ее первый пилот установили новые планки практически во всех достижениях. Одна из них была установлена 24 октября 2004 года. В тот день прошел заключительный этап сезона, который прошел под абсолютную диктовку Феррари. Тогда же Михаэль Шумахер финишировал седьмым и положил в чемпионскую копилку еще два очка - всего он заработал 148. Прошло пять с половиной лет и 11 июля 2010 года этот рекорд может быть побит. Виноват в этом Льюис Хэмилтон.

Британец на прошлом этапе финишировал вторым и теперь у него в чемпионате значится 127 пунктов. Это означает, что в случае домашней победы у него их станет 152 - рекорд будет бит. В середине сезона! Это близко к фантастике, но всему виной новая система начисления очков. Можно с этим спорить, но история довольно сложная. Можно просуммировать так - не в первый и не последний раз бьются рекорды похожим способом. В этой статье мы рассмотрим, как за 60 лет великой гоночной истории установливались все новые и новые рекорды.

Когда надежность дарила результат

Конечно же, первое достижение случилось в 1950 году. Альфа-Ромео построила великолепную самовозку и три Фа (Фарина, Фанхио и Фаджиоли) легко добыли итоговый подиум для команды. Проворнее всех оказался Фарина, который опередил Фанхио всего на три очка. Тогда многое что решали технические проблемы на трассе. Фарина и Фанхио добыли по три победы, и еще трижды у них давала сбой техника. В одном из случаев очень повезло Фарине - на Гран-при Бельгии за два круга до финиша у него возникли проблемы с коробкой передач, но он все же дотянул до финиша на четвертом месте. Именно этот показатель был определяющим.

Система начисления очков в первом чемпионате была такая: 8 очков за победу, 6 - второе место, 4 - третье, 3 - четвертое, 2 - пятое и одно очко присуждалось за быстрейший круг в гонке. Еще один важный пункт - учитывались четыре лучших финиша из семи гонок в чемпионате (по факту их было шесть, поскольку на ГП США в 50-х годах мало кто приезжал из европейцев). У Фарины и Фанхио было по три победы и три БК, но у итальянца было еще одно 4-е место на этапе. В итоге победил Фарина с 30-ю очками в активе.

В сезоне 1951 года рекорд был побит Фанхио. Количество Гран-при стало на один больше, но в зачет опять таки шли лишь четыре лучших показателя. Конечно же, нужно учитывать и возросшую вероятность набора хороших очков. В зачет аргентинца ушли три победы, одно второе место и четыре БК - практически стопроцентный показатель. В итоге он официально набрал 31 очко. Всего же он заработал 37, если добавить еще одно второе место, которое не могло уйти в личный зачет.

В следующем году система начисления очков не изменилась, и Альберто Аскари добыл максимум возможных очков. Из семи этапов в сезоне, в которых он принимал участие, итальянец добыл шесть побед, пять БК и еще один БК поделил с Гонсалезом. Это была разгромная победа в чемпионате - 53,5 очка, из которых 36 ушло в зачет. Этот рекорд было бы сложно побить - даже невозможно, - если бы систему начисления очков не изменили. Это произошло в 1954 году, когда безоговорочным чемпионом стал Фанхио, который вернул себе владение рекордом по набранным очкам.

Шаг за шагом к рекорду Кларка

В сезоне 1954 года было проведено уже девять этапов и пять лучших результатов уходило в официальный зачет чемпионата мира. Великий чемпион добыл шесть побед, из которых пять принесло ему 40 очков в зачет. К тому же, аргентинец дважды смог показать время быстрейшего круга в гонке - 42 очка и новый рекорд. А в неофициальном зачете он набрал 57,14 очка. Невозможная цифра в наше время, но тогда отсчет времени велся с точностью до десятых и на одном из этапов сразу семь пилотов установили БК - одно очко было разделено между ними.

И снова был установлен показатель, близкий к пределу. И опять решение было найдено - в 1958 году в зачет чемпионата бралось шесть лучших результатов. Только это позволило Майку Хоторну повторить рекорд - 42 очка. Он добыл лишь одну победу, но пять вторых мест и два БК позволили ему сравняться с Фанхио. Стирлинг Мосс, например, добыл четыре победы и однажды финишировал вторым, но даже такой результат (41 очко в итоге) лишил его права на чемпионский титул - один из самых несправедливых исходов в истории Формулы-1. Конечно же, рекорд Хуана Мануэля не должен был долго устоять - оставалось дождаться «нормального» чемпиона.

В 1960 году Джек Брэбхем добыл свой второй титул и установил новый рекорд - 43 очка. Перед сезоном была немного изменена система начисления очков. Теперь одно очко давалось не за БК, а за шестое место. На счету австралийца было 5 побед и одно 4-е место. Тем не менее, Блэк Джек мог бы установить такой же результат и по старой схеме, ведь он трижды показал время быстрейшего круга. Рекорд продержался до тех пор, пока снова не была изменена система начисления очков. Теперь за победу давалось по 9 очков, и первым этим воспользовался Джим Кларк в 1963 году.

Воспитанник Колина Чепмена показал впечатляющий результат. Из 10 гонок в сезоне он выиграл семь, дважды финишировал на подиуме и лишь однажды не попал в очки. В его зачет ушел максимальный показатель - 54 очка, а в его суммарном зачете была вообще заоблачная цифра - 73 (неофициальный рекорд пал лишь в 1985 году, но об этом детальнее чуть ниже)! Это было блестящее выступление одного гения. Да, сила Лотуса немного помогла - куда же без этого? - но Грэм Хилл в том же сезоне сумел набрать только 29 очков - практически в три раза его переплюнул Кларк. Конечно же, цифра "54" была вскоре побита, но его суммарный итог продержался на вершине еще два десятилетия. И это притом, что количество Гран-при в сезоне постоянно увеличивалось. Джим Кларк в 1965 году набрал все те же 54 очка (все очки ушли в копилку, поскольку было много сходов), и только в 1969 году появился новый рекордсмен - Джекки Стюарт.

Борьба в тени Джима

Побить рекорд Кларка передовику в борьбе за улучшение безопасности помогла новая система начисления очков. Теперь была придумана целая комбинация - в зачет шли пять лучших этапов из шести первых и четыре этапа из пяти последних. Как несложно посчитать, всего этапов стало 11, а в зачет шло целых девять - в полтора раза больше, чем при Кларке. Но цифры Стюарта далеко не впечатляют - 63 очка из 63 ушло в зачет. Это шесть побед, одно второе место и одно четвертое - не сахар, по сравнению с Джимом. Но при этом Жаки Икс был разбит в пух и прах - у бельгийца было всего 37 очков.

В 1973 году Стюарт побил свой же рекорд - 71 очко. Но тут вновь нужно обратить внимание на изменившиеся правила. Теперь учитывались семь из восьми первых этапов и шесть из семи последних. Суммарное число гонок - 13, но и это не позволило Стюарту побить неофициальный результат Кларка. Дальше больше. В 1977 году новым рекордсменом стал Ники Лауда. Из 17-ти (!!!) Гран-при в зачет по той же схеме шли 15, и в копилку Лауды попало 72 очка. За тот сезон австриец выиграл лишь три гонки и даже не стал первым по этому показателю - его обошел Марио Андретти, который больше коллекционировал сходы и проиграл чемпионат.

В 1984 году Лауда повторил свое достижение, но на этот раз все из 16-ти гонок пошли в зачет чемпионата мира. Было одно оправдание сохранению рекорда - Ален Прост, который по ходу сезона боролся с австрийцем и отстал от него всего лишь на полочка. Но именно этот француз стал автором нового рекорда и сделал он эту уже в следующем году. Соперников у него особых не было, и он набрал 73 очка из 76 заработанных. Для этого ему хватило пяти побед и множества подиумов. В 1987 году Пике повторил показатели, а затем наступил переломный момент - рекорд был разбит сразу двумя пилотами.

Турбо-отрыв в турбо-эру

Все произошло в 1988 году в год доминирования Макларен с турбонаддувом. За титул боролись Айртон Сенна и Ален Прост. Боролись в бескомпромиссной борьбе, но победителя определила новая система начисления очков - в зачет шло 11 лучших финишей из 16 гонок. Это было на руку Айртону Сенне, которому засчиталось 8 побед и три вторых места. Это принесло ему 90 официальных очков. В это время Прост положил в копилку только семь побед и четыре вторых места (87 очков), а еще 18 очков ему просто не засчитали. Всего профессор набрал 105 очков - новый, но неофициальный рекорд. Несмотря на такой странный исход чемпионата, систему начисления очков на 1990-й год оставили прежней и только в 91-м в зачет чемпионата мира шли все заработанные очки в чемпионате. Также был добавлен еще один бонус - теперь за победу начислялось 10 очков.

Этим нововведением сходу воспользовался Айртон Сенна, который побил свой же рекорд - в 1991 году он набрал 96 очков. Семь побед и пять подиумов при хватило ему, чтобы уверенно обойти Мэнселла, который в середине сезона поехал очень быстро. Еще быстрее Найджел поехал в 1992 году, что позволило ему установить новый рекорд - 108 очков! Британец выиграл пять первых гонок сезона, затем побеждал еще на четырех этапах ну и не отказался от трех вторых мест. Тот сезон прошел при полном доминировании команды Уильямс, и после такого выстрела нужно было ждать новую эру. Ждали восемь лет...

"Красный" рекорд

В 2000 году Михаэль Шумахер вместе со своей командой таки сделали чемпионский болид и долгие годы напряженной работы выплеснулись в полный и безоговорочный расстрел всех соперников. Из пяти чемпионских сезонов новый рекорд был установлен в трех. Для начала Михаэль повторил достижение Мэнселла и набрал 108 очков (9 побед - так же, как и у британца), а затем, не отходя от кассы, он набрал 123 очка, а через год - 144 (11 побед).

В 2002 году Шумахер стал чемпионом за шесть этапов до конца чемпионата. Такое положение вещей не устраивало ФИА и они решили предоставить маленький шанс преследователям и ввели систему 10-8-6-5-4-3-2-1. Это был кратковременный успех, поскольку Шумахер в 2003 году стал чемпионом "лишь" на последнем этапе, а потом был установлен еще один рекорд - 148 очков и 13 побед. Как побить этот рекорд? Ответ уже известен и совсем скоро - если не в Сильверстоуне, то через один этап - он будет побит.

История рекорда набранных очков в одном чемпионате:

1. 1950 - Фарина - 30 очков в зачете (30 всего)
2. 1951 - Фанхио - 31 (37)
3. 1952 - Аскари - 36 (53,5)
4. 1954 - Фанхио - 42 (57,14)
5. 1960 - Брэбхем - 43 (43)
6. 1963 - Кларк - 54 (73)
7. 1969 - Стюарт - 63 (63)
8. 1973 - Стюарт - 71 (71)
9. 1977 - Лауда - 72 (72)
10. 1985 - Прост - 73 (76)
11. 1988 - Сенна - 90 (94)
12. 1991 - Сенна - 96
13. 1992 - Мэнселл - 108
14. 2001 - М. Шумахер - 123
15. 2002 - М. Шумахер - 144
16. 2004 - М. Шумахер - 148
iSport.ua Автоспорт Формула 1
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий