Формула-1. Топ-5 скандалов

iSport.ua представляет пятерку самых громких скандалов в первой части сезона.
0
14 августа '10 8:15
Фото AP
Фото AP
5. Предупреждение Хэмилтона в Малайзии

Гонка в Малайзии вышла очень интересной - зрители от Бахрейна "отошли" уже в Австралии, а на следующем этапе шоу продолжилось. Одним из главных событий на этапе в Куала-Лумпур стал обгон Льюиса Хэмилтона, когда он оставил позади Виталия Петрова. Маневр получился очень красочным - британец обошел оппонента в последнем повороте, но тот сразу же попал в воздушный мешок и попытался контратаковать.

Льюис защитил свою позицию благодаря вилянию по трассе - Виталий следовал все время за ним, повторяя движения, но в конце прямой не смог провести атаку. Маневр был спорным - то ли Льюис уж очень активно защищался, то ли Виталий хотел продержаться до конца прямой и не выходил заранее на простор. Но еще больше ситуацию подогрело решение стюардов - они вынесли предупреждение Хэмилтону.

Почему было принято именно такое решение, не совсем понятно. Спортивный регламент не может в себе вместить все варианты нарушений - это не тот спорт, где это возможно. Есть рекомендации, одна из которых гласит: "при защите своей позиции нельзя менять траекторию более одного раза". Это не дословно, поскольку к этому пункту "правил" доступа нет. Если бы это было четким правилом, то судьи должны были наказать Льюиса. Поэтому графа "предупреждение" тут выглядит странно. Конечно, можно списать на то, что этот эпизод был "на усмотрение арбитра", но в дальнейшем это может повториться и что тогда?

4. 20-секундный штраф Шумахера

Обгон в Монако - вещь уникальная. В самом последнем повороте гонки Михаэлю Шумахеру удалось пройти Фернандо Алонсо - испанец немножко поскользнулся и этим тут же воспользовался Шумахер. Впрочем, сейчас не совсем об этом.

За несколько кругов до финиша столкнулись Чандхок и Трулли - на трассе тут же появилась машина безопасности. Когда гонщики уходили на последний круг, пейс-кар еще находился на трассе. Тут же на официальном лайв-тайминге появилась следующая информация: "... и это означает, что гонка закончится под машиной безопасности". Через несколько секунд появилось следующее сообщение: "Машина безопасности покинет трассу на этом круге". Неудивительно, надо сказать, поскольку один из пунктов правил гласил о том, что если гонка завершается под машиной безопасности, то в конце круга она уходит в боксы и гонка завершается в "обычном режиме без обгонов".

Машина безопасности ушла в боксы, и Михаэль Шумахер совершил обгон - дырявые правила стали причиной скандала. Дело в том, что с этого года разрешается совершать обгоны после первой линии машины безопасности. В прошлом году споров не возникло, но в этом не учли всех вариантов событий и оставили пробоину - правило, говорящее о поведении пилотов в конечной стадии гонки, не было усовершенствовано.

Шумахера стюарды наказали временным штрафом, который стал эквивалентом проезду по пит-лейн - 20 секунд. Беда в том, что именно такой штраф нельзя опротестовать - можно лишь смириться с положением вещей. Из-за таких интересных правил правыми оказались и Алонсо и Шумахер. Хочется только спросить: когда меняется один из пунктов, то все остальные не анализируются? Если несостыковок не было обнаружено, то Федерация четко понимала, что следует делать в случае обгона на той стадии гонки. А так было вынесено решение, что правила следует изменить... Вывод понятен и это печально.

3. Ред Булл окрыляет... Феттеля

Третья практика в Сильверстоуне закончилась тем, что Себастьян Феттель внезапно потерял управление и разведал обстановку в зоне безопасности нового комплекса "Арена". Как оказалось, на машине Себа перед "Эбби" упало переднее антикрыло - сломались крепежи и Ред Булл стал похож на снегоуборочную машину. В тот момент никто не подозревал, что сейчас начнется.

Руд Булл перед гонкой в Великобритании разработало новое антикрыло. Их база располагается совсем недалеко, и это позволило пойти на такое решение - в пятницу оба гонщика испытали одно антикрыло, а уже в субботу, в случае удачных тестов, будет привезено и второе. Так и было сделано, но Феттель потерял свою модернизированную деталь и на квалификации должен был использовать старую версию...

В перерыве между третьей практикой и квалификацией новый вариант был снят с машины Уэббера и переставлен на машину его напарника. В результате Марк показал "лишь" второе время и обрушился шквалом критики по своей команде. Австралиец получил свой шанс на титул и не хотел мириться со статусом второго номера в команде. Чуть позже ситуацию урегулировали.

Кристиан Хорнер объяснил общественности, что такое решение было принято, исходя из занимаемых позиций в чемпионате - Феттель был впереди Уэббера. Потом босс команды пообещал Марку, что такой же принцип сохранится, но осадочек остался... Феттель - долгожданный продукт программы Хельмута Марко. Он долго искал талант (Скот Спид и Кристиан Клин - это его воспитанники) и случайно нашел. В один момент он мог спихнуть Себа в БМВ, но пронесло, и немец остался в команде. Однозначно то, что свое слово в той сложной ситуации он сказал. На этом и остановимся.

2. Когда стукач проиграл все

И снова приходится вспоминать машину безопасности. На Гран-при Европы в Валенсии сложилась еще одна деликатная ситуация. Марк Уэббер наехал на медленный болид Лотус и взлетел в воздух. После этой аварии, которая ничем серьезным не закончилась, на трассе появилась машина безопасности. Лидером в тот момент был Феттель, который имел преимущество в несколько секунд над Хэмилтоном, а тот опережал Алонсо.

Феттель успел проскочить машину безопасности, но вот остальные таких шансов не имели. Тем не менее, Льюис Хэмилтон обогнал пейс-кар в тот момент - она успела пересечь линию выезда из пит-лейн раньше британца, а тот не среагировал на это. Казалось, что это было явное нарушение - Бернд Майландер, который управляет машиной безопасности, уж точно должен был заметить нарушение и быстро передать в "штаб". Но тут включается радио Алонсо, где слышно, как испанец жалуется на то, что Льюис обогнал МБ. Но более странным было то, что стюарды рассматривали это важнейший эпизод в гонке более десяти кругов дистанции. Формула-1 - вершина всех технологий, но иногда все упирается в человеческий фактор. Почему так догло выносили решение - главная проблема.

В конце концов Льюиса наказали проездом по пит-лейн только тогда, когда ушла машина безопасности и британец успел создать отрыв от Кобаяси, который оказался на третьей позиции. Проез по пит-лейн - адекватное наказание, но что оно дало в итоге? Ничего! Телезрители также увидели повтор эпизода и там никаких противоречий не могло возникнуть. Почему же так долго думали судьи, если в Формуле-1 счет идет на частички одной секунды?

1. "Фер-нан-до быс-тре-е те-бя..."

На Гран-при Малайзии 2009 года Роб Смэдли произнес легендарную фраз "Felipe, baby, stay cool". После этого она была процитирована бесчисленное количество раз и, казалось, что она будет оставаться на первом месте этого хит-парада много-много лет. Но, Роб Смэдли сделал все для того, чтобы занять первые две строчки хит-парада - на Гран-при Германии 2010 года он выдал бестселлер.

В гонке долгое время лидировал Фелипе Масса - на него наседал Алонсо, но тому не хватало чистой скорости, чтобы аккуратно пройти коллегу. В этот момент Роб Смэдли сообщил своему подопечному: "Фелипе, Фернандо быстрее тебя. Можешь подтвердить, что ты все понял?" Фелипе подтвердил и через круг пропустил Алонсо - командная тактика в чистом виде. Когда-то Эдди Ирвайн получал короткий сигнал "Михаэль" - этого было достаточно, когда-то Баррикелло и Тодт изрядно поругались во время Гран-при Австрии 2002 - французу пришлось в открытую угрожать Рубиньо потерей места в Феррари, если тот не выполнит приказ. А сейчас был фирменный голос Роба Смэдли, который сказал все и ничего одновременно.

Сложный момент. Поступки Шумахера оправдывали тем, что в него были вложены тонны денег, и нужно было добиваться результата. Когда соблазн велик - сложно устоять. Феррари не напугало даже то, что командную тактику давно запретили. Раньше были и пит-стоп Массы, который выводил на чемпионство Кими, были и "технические проблемы" у Кими в Китае-08... Сейчас же все было очевидно - любая телеметрия (та, которая доказала вину Пике!) подтвердит использование командной тактики. Так что эта страничка пока не закрыта - все решится в начале сентября.
iSport.ua Автоспорт Формула 1
Загрузка...