Герои асфальта. Хуан-Пабло Монтойя

2011 г., 1 марта, 15:16
Романтическая эпоха Формулы-1 закончилась еще до начала текущего тысячелетия: пришли огромные деньги, команды энтузиастов еле-еле выживали, а ради результата гонщики и их боссы могли пойти на грязные закулисные игры. Этот мир изменился, кажется, бесповоротно и доказательством тому стало появление колумбийского гонщика. Ему нужно было оказаться в Формуле-1 где-то в начале 80-х - это было время как раз под него, но час настал двумя десятилетиями позднее. Увы, но очень талантливый гонщик не ужился в Формуле-1. Он провел в ней пять с половиной лет и за это время успел стать претендентом на титул. Он ушел с королевских гонок слишком рано, но он слишком любил гонки, чтобы там оставаться дальше...

Хуан Пабло Монтойя Рольдан родился 20 сентября 1975 года в колумбийской столице - Боготе. Жизненный путь Хауна Пабло определила любовь его отца в автоспорту - он был и механиком, и энтузиазмом мог поделиться с кем угодно. Так в возрасте четырех лет Монтойя-младший сел на карт и проехал первые свои круги. В начале 80-х на просторах Формулы-1 появилось два колумбийских гонщика - они проехали на пару три сезона и 30 гонок. Это был первый шаг этой страны в Формулу-1, а следующий сделал как раз Хуал Пабло - только через 20 лет.

За все это время колумбиец смог добиться впечатляющих результатом как у себя на родине, так и в заграничных сериях. В первой половине 90-х он начал выступления в младших формульных сериях своей страны, а в 1994 году провел крайне продуктивный сезон, выступая в США, Мексике и Колумбии одновременно. Безусловно, не обошлось и без титулов, которые заставили его оказаться по ту сторону Атлантического океана - в Европе.

Первым европейским домом для него стала, как и для многих других юнцов, Англия. Для дебюта была выбрана британская Formula-Vauxhall, где колумбиец стал с ходу третьим в чемпионате. А потом состоялся дебют в островной Формуле-3. Двух побед, одного поула и пятого места в чемпионате хватило для того, чтобы Хельмут Марко пригласил его в Формулу-3000 - это была последняя ступенька на пути к Формуле-1. Но, все пошло по оригинальному графику.

В 1997 году Хуан Пабло Монтойя оказался вторым в чемпионате Формулы-3000, проиграв победителю, Рикардо Зонте, всего лишь полтора очка. Но мимо главной Формулы оба пилота не прошли: бразилец отправился тестировать Макларен, а колумбиец - Уильямс. Но в 1998 году у Монти было одно преимущество - наряду с тестовой работой он продолжал гоняться в Формуле-3000 и добыл там титул, уверенно одолев Ника Хайдфельда. Все шло к тому, что в следующем сезоне он полноценно дебютирует в Ф-1, но судьба была против этого.

В 1999 году Фрэнк Уильямс договорился с Чипом Ганасси - боссом одноименной команды CART - о том, что пилот его команды Алессандро Занарди перейдет в Формулу, а Монтойя отправится по противоположному пути. Итальянец дебютировал в королевском классе не очень хорошо, а вот Хуан Пабло сумел добиться в Америке всего, о чем может там мечтать гонщик. Колумбиец в первом же своем сезоне стал чемпионом американской серии и в конце года сам просил о том, чтобы остаться еще на год. Второй титул не удалось добыть - сказался переход команды на новые моторы, - но зато Монтойя стал победителем 500 Индианаполиса - главной американской гонки.

В Америке Хуан Пабло добился многого, но не только этим он запомнился. На его агрессивный стиль вождения жаловались многие пилоты. Возможно, они просто не привыкли такое видеть - чтобы пилот рьяно боролся за каждую долю секунды или за позицию в гонке. Так или иначе, но колумбиец полностью соответствовал своим южноамериканским корням и в таком состоянии он попал в Формулу-1 - в 2001 году он таки сел в болид Уильямс, хотя по-хорошему должен был это сделать двумя годами раньше.

С первых же этапов в королевском классе Монтойя показал, чего не хватало Формуле-1. В первых четырех гонках он не набрал ни одного очка, но это была лишь сухая статистика. На первом этапе он с хвоста пелетона прорвался на пятое место, но сжег двигатель. Потом он заглох на старте гонки в Малайзии, а следующим был визит в Интерлагос. Это была одна из самых знаменательных гонок Хуана Пабло.

Он стартовал четвертым, на старте проскочил на второе место и впереди был лишь Михаэль Шумахер. Две противоположности сошлись в схватке в первом повороте третьего круга, и колумбиец оказался прочнее. Он дал понять, что для него не существует авторитетов - Хуан Пабло приехал сюда драться. Увы, но чуть позже в него врезался круговой Ферстаппен, и сбычу мечты пришлось отложить... Потом был отказ двигателя в Сан-Марино и 12-е место в квалификации Гран-при Испании. Начало барселонского этапа предполагало, что и тут все закончится неудачей, но в первом же повороте он был уже шестым, а к финишу добрался на второй позиции!

И так прошел весь сезон - колумбиец был светлым пятном в гонках, но постоянные проблемы с техникой не позволяли ему добиваться очков. Хуан Пабло терял и победы - в Австрии он лидировал и отбивал атаки Михаэля Шумахера до последнего. Все закончилось обоюдной потерей мест из-за проезда по гравию... По итогам сезона Монтойя лишь шесть раз приезжал на финиш - но в четырех случаях был не ниже второго места. Что самое приятное, однажды он поднялся на самую верхнюю ступеньку подиума в впервые в честь победителя прозвучал колумбийский гимн. Странно, но добился он этой победы не свойственным ему спокойным образом, стартовав с первого места и уверенно приехав к финишу.

В 2002 году борьба была лишь за один "титул" - лучшего из худших. Так уж получилось, что худшими стали сразу десять команд, поскольку это был год Феррари и больше ничей. Второй командой чемпионата стал Уильямс, и ее пилоты повели борьбу за престижное место под солнцем (т.е. Феррари). Единственную победу для Фрэнка Уильямса одержал Ральф Шумахер, но его напарник на этот раз был более стабильным и частенько приезжал на финиши. Как и в дебютном сезоне, финиш в большинстве случаев означал подиум, так что именно Хуан Пабло наскреб необходимые очки для бронзового места - блестящие первые два сезона, которые переросли в третий - еще более успешный.

Если в 2002 году третье место в чемпионате было важно лишь для статистов, то в 2003 году Хуан Пабло Монтойя добыл "настоящую" бронзу. В этом году Феррари были не столь сильны, и соперники смогли навязать борьбу Михаэлю Шумахеру, а Баррикелло вообще остался на твердом четвертом месте. Взбучку Шуми устроили Кими Райкконен и Хуан Пабло. Если первый копил очки в ровном темпе, то колумбиец подружился с машиной лишь к середине чемпионата. Болид Уильямс часто страдал от избыточной поворачиваемости, а стиль езды Хуана Пабло, мягко говоря, не очень подходил под эти проблемы.

Сезон начался с нуля в Монако, где колумбиец сумел одержать победу - и это стало началом серии из восьми подиумов подряд! Благо, в этот же период у Феррари возникли проблемы, и Шумахер вынужден был копить хотя бы очковые финиши. В каждой гонке их было мало, но именно их общий вес позволил Михаэлю за два этапа до финиша чемпионата опережать Монтойю на три очка.

Увы, но под конец сезона вмешалась ФИА, которая распознала недочеты в характеристиках шин Мишлен, и те вынуждены были внести поправки. К тому же, на следующем этапе в США Монтойю оштрафовали проездом по пит-лейн за толчок Баррикелло - очень спорная ситуация, - а в Японии Хуан Пабло сошел из-за отказа двигателя, когда шел на первой позиции. Если бы тот сезон закончился победой Монтойи (или хотя бы Райкконена), то никто бы не смог найти причину сказать, что это было незаслуженно. А так вновь победил Шумахер, что также было не менее заслужено, но весь эффект притупило количество его побед...

Еще по ходу 2003 года Хуан Пабло Монтойя подписал контракт с Макларен, который вступал в силу лишь в начале 2005 года. Поэтому в 2004 году колумбиец оказался в подвешенном состоянии. Это был не сезон для Уильямс, но Хуан Пабло в своей последней гонке за эту команду подарил для нее победу. И это последняя победа команды Уильямс по сей день.

В 2005 году Адриану Ньюи удалось построить отличный болид Макларен, но боролся за титул Кими Райкконен, а Хуан Пабло испытывал удивительные проблемы. После второй гонки в сезоне он повредил плечо, играя в теннис и выбыл на два этапа, затем он часто имел проблемы с круговыми - то с Уэббером столкнется, то с Монтейру, то с Пиццонией... Безусловно, круговые должны быть максимально аккуратными, но такие частые проблемы возникали только у Монти - случайность или всему виной его агрессивная езда? Трудно найти ответ, но в 2005 году он таки нашел место для трех побед. В итоге он стал четвертым, уступив Шумахеру лишь два очка в споре за третью строчку.

За все эти годы он Хуана Пабло не раз можно было услышать его скептическое отношение к Формуле-1. Он не раз жаловался на то, что первопричиной успеха в королевском классе является сила команды - он даже осмелился усомниться в качествах самого Михаэля Шумахера... Безусловно, во многом он прав - такое положение вещей в Формуле-1 доказано и без его участия, но почему-то такие речи оставили осадочек. Ведь обо всем этом было известно еще до его появления в Формуле-1 - зачем же тогда это все было нужно?

События 2006-го года свелись к его решению покинуть Формулу-1 и перейти в НАСКАР. Об этом он объявил в начале июля, а уже через пару дней был уволен из команды. Рон Деннис мотивировал это тем, что гонщик в таком положении не способен работать на все сто и отдачи от него команда не получит. Одно дело, когда пилот остается в Формуле-1 и всячески старается поддержать форму, а совсем другое - переход в новую серию. Так уж получилось, что уже в конце 2006 года Хуан Пабло Монтойя проехал свою первую НАСКАР-овскую гонку в команде Чипа Гэнасси - старого наставника по серии CART в конце 90-х.

Колумбиец сейчас продолжает выступления в этих "настоящих" гонках и крайне удовлетворен своим положением. За все эти годы он добыл лишь две победы в гонках, но это ли важно для него? Сейчас он ведет "активный образ жизни" в твиттере, и по его коротким сообщениям нельзя сказать, что все запущенно. Пару месяцев назад у него родилась третья дочь и об этом одними из первых узнали "жители" этой соцсети. Так ли важен этот титул Формулы-1? Хуан Пабло не стал чемпионом, но стал одним из самых ярких пилотов, увы, прошлого.


От редакции. Итак, наш зимний спецпроект завершен. По первоначальному плану вослед ему должно было стартовать представление участников нового сезона - но вмешалась большая политика, перенесшая старт сезона еще на две недели. Впрочем, нет худа без добра. Через пару дней на нашем сайте стартует цикл аналитических материалов от нового члена нашей команды, известного автоспортивного журналиста, который для начала ознакомит вас с основными нюансами и тонкостями Королевских гонок. А уже по ходу сезона, который когда-то же обязательно стартует, вас будут ждать новые интересные материалы и рубрики. Оставайтесь с нами!

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK