Т-образный перекресток. Есть ли смысл в "искусственных" обгонах?

В нашей дискуссионной рубрике – новая тема. Регулируемый элемент заднего антикрыла, иначе говоря DRS (Drag Reduction System).
0
18 мая '11 11:51
Getty Images
Getty Images
 Одно из нововведений сезона-2011, которое уже принесло результат в виде кучи малой обгонов. Хорошо это или плохо, что важнее – количество обгонов или их качество, есть ли какие-то перспективы у DRS? Именно об этом мы сегодня и поговорим. Вашему вниманию предлагаются две полярные точки зрения без окончательных выводов. Их вам придется сделать самостоятельно.

Будущее Формулы-1


После гонки в Турции противников DRS стало очень много, и их можно было понять. Гонщикам до боли легко удавался обгон - стоило открыть заднее антикрыло, как тут же происходил обмен позициями. Увы, но причиной этого было не только новая система, но и новое правило - защита гонщика стала жестко регламентированной и теперь у него мало шансов сдержать более быстрый болид. Но все ли так тоскливо на самом деле?

Первое, что просто необходимо вспомнить, - это стартовые этапы. Если говорить исключительно о них, то большой проблемы в DRS не было. В Австралии гонщики только привыкали к системе (Сутиль даже слишком переусердствовал), а вот в Малайзии и Китае были практически идеальные гонки. Конечно, система упрощала жизнь пилоту, но вероятность обгона от этого вырастала незначительно.

Если в 2009 году все добрые идеи ФИА были перечеркнуты созданием двойного диффузора, то в этом году они получили помощь. Ведь не только в DRS все "проблемы": есть еще KERS, применение которого могло помочь как обогнать соперника, так и защититься от него, и, что самое главное, - новый поставщик резины.

Когда мы говорим о множестве обгонов, то редко учитываем фактор шин. Конечно, хочется в очередной раз поругать ФИА, но тут нужно дать им время. Ведь именно шины стали главным критерием обгонов в Китае - ключевая борьба была не на той самой длинной прямой, а "внутри" трассы. Именно там Хэмилтон и Уэббер прорывались наверх и совершенно очевидно то, что они обходились без помощи DRS. А ведь тоже можно сказать: "вот как легко и фактически без борьбы им это удавалось".

Проблема в том, что шинники не будут стоять на месте. Не в этом году, так в следующем они предоставят командам более качественный продукт. Соответственно, изменится и количество пит-стопов, что приведет к не такой большой разнице на круге, как это есть сейчас. Если до того момента отменить DRS, то вскоре мы можем вернуться к унылым гонкам нулевых годов.

Если рассматривать DRS отдельно, то и здесь есть позитивный момент. Изначально ФИА поступила мудро, когда прописала в регламенте, что зона применения новой системы может регулироваться из гонки в гонку - она нестабильна. Мы уже успели увидеть примеры, когда на разных трассах были примерно равные, но не одинаковые DRS-зоны. Например, в Австралии она была длиннее, чем в Турции, но именно на недавней гонке обгонов было больше, как ни странно.

Благодаря такому регламенту у ФИА есть возможность пробовать и потом пытаться исправлять ошибки. Конечно, они и сами не рады уж больно искусственным обгонам (а может и рады...), но если в дальнейшем ситуация будет меняться в положительную сторону, то DRS может стать находкой нового десятилетия.

Бессмысленная уравниловка

Спросите любого болельщика, который следит за Формулой-1 больше 15 лет, и он скажет, что идея с DRS никуда не годится. Искусственные обгоны не доставляют удовольствия ни зрителям, ни гонщикам, привыкшим к настоящей, реальной  борьбе на трассе. Да, мы не так часто видели успешные атаки, как того хотелось бы, но каждая из них всегда воспринималась как маленький подвиг. Вспомните, как нелегко было обойти Шумахера во времена его выступлений в Benetton и Ferrari. Связано это было, в первую очередь, с его умением держать оборону, предчувствовать, что и когда сделает соперник. И что мы имеет теперь?

В определенной ситуации даже Нараин Картикеян на HRT способен оставить позади семикратного чемпиона мира
, которому просто-напросто нечего противопоставить 10-12 дополнительным км/час, которые дает DRS. Это ошибка, платой за которую неизбежно станет тоска по «настоящим» обгонам. В народе о таких ситуациях говорят: «За что боролись, на то и напоролись».

Второй негативный момент, имеющий прямое отношение к DRS
, лежит в финансовой плоскости. На разработку принципиально новых задних антикрыльев команды потратили миллионы долларов, а в случае инженерных просчетов, как это произошло с Mercedes GP, суммы инвестиций выходят за неоправданно высокий уровень. Неоправданный потому, что DRS – устройство, не имеющее будущего в гражданском автомобилестроении. Оно придумано для развлечения болельщиков. Да вот беда, подавляющее большинство этих самых болельщиков считает, что DRS Формуле-1 не слишком-то и нужна. К тому же, лишние расходы явно идут в разрез с усилиями FIA и FOTA в деле сокращения бюджетов команд.

Другое дело – KERS. Для нее Формула-1 служит платформой к стремительному развитию, повышению надежности и эффективности. Системы рекуперации уже сейчас активно устанавливаются на дорожные автомобили, снижая уровень выбросов вредных веществ в атмосферу. KERS помогает экономить топливо (читай – природные ресурсы), а какова «полезность» DRS?

iSport.ua Автоспорт Формула 1
Загрузка...