Итоги-2010. WRC. Лёб и второй сорт

iSport.ua подводит итоги главного раллийного чемпионата.
0
25 ноября '10 12:33
фото Getty Images
фото Getty Images
В начале февраля этого года (как же давно это было), все любители ралли думали - действительно ли Микко Хирвонен так вырос, что сможет навязать борьбу самому Себастьяну Лёбу. Предпосылки действительно были, поскольку сезон 2009 года закончился финальной битвой в Великобритании, где победу в чемпионате вырвал француз. Такую интригующую развязку придумал сам Лёб, когда летом вылетал на трех этапах и подпустил к себе Хирвонена. В этом году был один вопрос: было ли это случайностью.

Еще веселее стало после первого этапа в Швеции, где Микко показал свой блестящий снежный класс и на каждом вираже дистанции скользил быстрее Себастьяна Лёба. Это было то, что нужно - интрига есть, а в автоспорте это чуть ли не главный критерий. Конечно же, все делали поправку на то, что первый этап был на снегу и, в принципе, Лёб должен был проиграть. Не потому, что не умеет ездить на белом покрывале, а лишь потому, что финны делают это намного лучше. Что поделаешь, если они росли в этой среде...

Но потом пришла весна и весь положительный настрой на чемпионат угас. Далекое Ралли Мексики показало миру очень многое и даже больше. Именно в этой латинской стране определилось, как же чемпионат будет развиваться дальше. Конечно же, после финиша этого этапа многое было похоже на случайность. Кроме победы Лёба. Себастьян на гравии показал свою истинную скорость и захватил лидерство в чемпионате, которое больше никому не отдавал! По логике Хирвонен, раз уж он заявлял о своем боевом настрое, должен был финишировать вторым, но этого не произошло. Более того, он шел лишь на пятый результат, а стал четвертым из-за того, что его пропустил Латвала. В Форде тогда верили в случайность произошедшего, но в итоге все получилось так, как есть. Вот только одно нужно заметить - если бы Латвала тогда не пропустил Хирвонена, выполняя роль второго номера, то это было бы куда логичнее.

Ралли Мексики показало еще одну вещь, на которую не сразу обратили внимание. Себастьян Ожье до последнего спецучастка боролся с Петтером и Сольбергом за... второе место! Да, француз демонстрировал рост и таких результатов можно было ожидать, но явно не в этом году. Подиум - хорошо, но Себ-младший должен остыть и начать проигрывать хотя бы Дани Сордо, который выступал в основной команде. Не угадали - и это еще мягко сказано.

Себастьян Ожье стал настоящим открытием чемпионата. Удивительно, но именно он стал главным соперником Лёба. Приятный шок - наверное, так можно охарактеризовать образовавшееся положение вещей. Более того, следующие два этапа показали, что Себ мог рассчитывать и на больше, чем роль "формального" преследователя Лёба. В Иордании команда (тогда еще доля чемпионского титула не была ясна в полной мере) Ситроен разыграла безумную командную тактику.

Ожье шел вторым, но в последний день его выпустили на трассу впереди Лёба, чтобы тому стало легче. Лёб выиграл этап, а его "младший брат" из-за 10-минутного штрафа стал лишь шестым... Сейчас можно говорить о том, что Ожье в тот момент проиграл очень много. И речь не только в очках - Ожье уже тогда доказал, что может бороться, но обстоятельства сдерживали его.

После этапа в Иордании произошло одно из самых главных достижений WRC в этом году - команды на общем собрании договорились, что командной та0ктики в таком виде больше не будет. Действительно, одно дело, когда все решается на последних этапах, а другое - когда преднамеренно гробится результат отличных пилотов. Если бы Ожье потерял "свою" позицию, то понять можно было, но когда сразу пять... К счастью, команды включили мозги и приняли, возможно, историческое решение.

Но через три недели в Новой Зеландии Себастьян Ожье вновь стал героем. Ситуация сложилась таким образом, что за первое место боролись  Ожье и Латвала (про Хирвонена можно было смело забыть) - было не до тактических решений и, к счастью, все решилось в очной борьбе. Между ними было несколько секунд - победу должен был вырвать Себ, но за три поворота до финиша его развернуло и Яри-Матти стал первым. Был еще один важный эпизод на том ралли - Петтер Сольберг также боролся за победу, но отставание в 15 секунд вынудило пойти на риск. К сожалению, норвежец вылетел. Это был важный эпизод в чемпионате, поскольку дальнейшие события показали, что Петтер начал считать очки. От него часто можно было услышать, что главная цель это финиш.

Вот таким вот образом и начался чемпионат. Лёб улетел в отрыв, а вся остальная компания вела борьбу за второе место - не более. Более уверенные результаты в чемпионате начал демонстрировать Себастьян Ожье. Уже на Ралли Португалии он осуществил свою первую мечту - стал лучшим. Победа Себа стала одним из самых главных событий в сезоне. Конечно, если бы у нас была борьба за первое место, то этого можно было не заметить, а так Лёб сделал все для того, чтобы зрители обратили внимание на остальных.

Признаться, в этом было много плюсов. Чемпионат только с виду был скучным, но внутри было жарко. Между Сольбергом, Латвалой и Ожье пошла отличная борьба за второе место в чемпионате. Иногда, как например в Японии, борьба была настолько интересна, что про Лёба можно было забыть. Тогда была стычка секунда в секунду и в итоге Ожье одержал уже вторую победу в чемпионате. Прекрасный результат, но за кадром осталось другое.

Лёб имел шансы оформить титул в Саппоро и, неожиданно, финишировал лишь на пятом месте. Был ли такой результат преднамеренным - очень сложный вопрос. С одной стороны Себ по ходу этапа жаловался на неправильный выбор резины (это стало главной проблемой Фордов по ходу всего чемпионата) и отставал все дальше и дальше. Может быть это действительно было так, но следующий этап проходил в Эльзасе - там, где родился Лёб.

Мог ли француз уступить в Японии, чтобы оформить красивейший титул на родном этапе? Конечно же! Кто-то его в этом упрекнет? Только попробуйте! Человек оформил свой седьмой титул рядом со своими близкими - не является ли это самым красивым достижением в автоспорте? Ранее такой возможности у Себа не было, поскольку этап проходил на Корсике, а тут... Все карты в руки и Лёб играючись снова оказался лучшим.

К сожалению, чемпион сам сделал все для того, чтобы разговоров о нем было как можно меньше - ну лучший он, лучший. Если гонщик может контролировать ситуацию на протяжении всего сезона, то это говорит о многом. В прошлом году Леб допустил три ошибки на трех этапах, и лишь благодаря этому у Хирвонена появился шанс, но в этом году этого не случилось.

Себастьян Ожье в своей мини-битве уверенно шел к "серебру". Перед сезоном было интересно, кто же из "Джуниоров" победит, но ответ был получен очень скоро. Француз не только добывал победы, но и забрал место в основной команде у Дани Сордо. Испанец год за годом был тенью Лёба, но в этом сезоне провалился. Не смог он прыгнуть выше головы и ничего с этим не поделаешь. Возможно, через сезон-два он сможет найти место в другой команде, но в Ситроене у него нет шансов. Если до этого он должен был пропускать Лёба, если будет в этом необходимость, то в следующем году выше по рангу будет и Себ Ожье...

В итоге Дани Сордо не имел особых шансов побороться за подиум. Там борьба была до самого последнего километра - Ожье вылетел и занял лишь четвертое место по итогам чемпионата, а Латвала обошел Петтера Сольберга всего лишь на два балла. Но были ли среди этой троицы проигравшие? Осмелюсь сказать - нет! Яри-Матти впервые взобрался так высоко. Финн и ранее демонстрировал неплохую езду, но в этом году сумел быть стабильным - это был антонимом Латвалы в прошлом году, но сейчас кое-что изменилось. Ну а у остальной двойки был свой чемпионат. Об Ожье мы уже поговорили и, в принципе, обидно что он не стал призером, но все у него впереди. А о Петтере Сольберге мы поговорим отдельно, поскольку записали его в герои этого сезона - читайте совсем скоро.

Ну и напоследок о Кими Райкконене. Этот сезон прошел под знаком ошибок. Финн успел побывать в сугробе, вылетал в гравийные пустыни, обидно садил машину на днище и, наконец, вылетал на разминке. После каждого вылета Кими говорил одно и то же: "Мы здесь для того, чтобы учится". Конечно, это было так, но иногда эта учеба длилась не очень долго. Сейчас все говорит о том, что Кимстер останется в Ралли в следующем году, и именно там будет видно, чему научил его прошедший год. Именно опыт стал главной добычей финна, поскольку очков у него было не очень много - он стал 10-м в чемпионате. Это нельзя записать в актив, поскольку он уступил даже Вильягре, который выступал на Фокусе образца 2008 года и провел всего лишь две трети этапов... Повторимся - в следующем году на результаты следует смотреть более тщательно. Если их не будет, то...

В тексте использованы фото Getty Images и Reuters.
iSport.ua Автоспорт Ралли
Загрузка...