Элитный недострой

2014 г., 23 августа, 14:58
Когда вы подписываете свободного агента или выбираете игрока на драфте, вы в первую очередь смотрите на его сильные и слабые стороны и анализируете способность данного исполнителя сделать вашу команду лучше. Если вы работаете в Атланте и нуждаетесь в защите периметра, то вы приглашаете Табо Сефолошу. Если судьба вас занесла в Орландо и у вас есть проблемы с разыгрывающими, то вы вероятно сделаете ставку на Элфрида Пэйтона. Правда если у вас перебор игроков на "двойке" и вы владеете лотерейным пиком, то вы естественно потратите его на Ника Стаускаса, ведь вы работник Сакраменто Кингс.
 
Когда руководство клуба НБА рассматривает кандидатуры на пост главного тренера, оно обращает в первую очередь внимание на соответствие его идей клубной философии и задачам, которые стоят перед командой. Вы смело можете пригласить Брэда Стивенса в перестраивающийся Бостон, но никогда этого не сделаете, если сидите в менеджменте Клипперс. Тим Тибодо вряд ли когда-то возглавит Голден Стэйт, а Лэрри Брауну нечего делать в команде с исключительно атакующими игроками. Да, мистер Айзея, нечего.
 
Не секрет, что и у каждого генерального менеджера есть свои плюсы и минусы (впрочем, есть в НБА категория менеджеров, у которых плюсы не были найдены даже через микроскоп). Кто-то здорово работает в условии финансовых ограничений, кто-то умеет завлекать суперзвезд, кто-то способен строить серьезные команды через драфт, а кто-то – создавать чемпионские команды. Ролевой моделью для многих франчайзов маленького рынка является генеральный менеджер Оклахомы Сэм Прэсти, сумевший за пять лет без привлечения сильных свободных агентов превратить разбитое корыто в финалиста НБА. Все современные любители "слить" сезон, безусловно, ориентируются на успех Тандер. Прэсти действительно провел большую работу по построению одной из лучших команд лиги. За первые два года во главе Суперсоникс/Тандер он выхватил на драфте Кевина Дюранта, Рассела Уэстбрука, Джеймса Хардена и Сержа Ибаку, каждый из которых оправдал ожидания и свой номер выбора в полной мере.
 
Дюрант – это единственный игрок современности, посягающий на индивидуальное превосходство ЛеБрона Джеймса в НБА, он MVP минувшего сезона, в котором продемонстрировал выдающуюся статистическую линейку 32/7,4/5,5. Кевину 25 лет, он будущий член Зала Славы и один из лучших скореров всех времен, но только чемпионский перстень в статусе первой опции сможет его возвести в ранг великих игроков. Впрочем, независимо от того, как сложится дальнейшая карьера Дюранта, он очевидно является именно тем человеком, вокруг которого можно строить команду-победитель.

 
Сэм Прэсти в свое время неожиданно предпочел Уэстбрука Кевину Лаву, Эрику Гордону, Джо Александеру, а также Бруку Лопесу и сорвал джек-пот. К Расселлу долго привыкали, его ненавидели адепты "умного" баскетбола за непохожесть и нетипичность, но он все равно мчался по паркету как ракета, помогая Дюранту заводить Тандер на самые высокие стадии плэй-офф и забрасывая в среднем по 27 очков в финале. Уэстбрука стали ценить гораздо больше после его шокирующего вылета до конца сезона по ходу первого раунда плэй-офф 2013-го года, впоследствии чего оказалось, что Оклахома без него представляет собой совершенно печальное зрелище. Расселл – это боец до мозга костей, сгусток бесперебойной энергии и человек, являющийся для Дюранта другом, тафгаем и любимым партнером по команде. Он угробит себя как звезду НБА в тридцать лет, а то и раньше. Но сейчас это не имеет никакого значения, ведь он находится в прекрасной форме, затмевая порой своей игрой даже Дюранта. Уэстбрук является эмоциональным лидером этой Оклахомы.
 
Третьим по важности игроком в ростере Тандер является Серж Ибака. Молодой африканский попрыгун с режущей слух украинскому уху фамилией прибыл в лигу совершенно сырым, но вот уже на протяжении трех лет Ибака умудряется попадать в первые защитные пятерки, являясь краеугольным камнем, вокруг которого строится оборона своего кольца в Оклахоме. К нему постепенно приходит понимание, что количество смачных блок-шотов не является главным показателем сильной индивидуальной защиты, и все больше пытается предотвратить бросок соперника, сфорсировать потерю, а не выбить мяч за пределы паркета. Ко всему прочему, у Сержа наличествует хороший средний и даже прорезавшийся в последние два года стабильный дальний бросок.
 
Вы действительно являетесь менеджером высокого уровня, если на двух драфтах выбираете будущего MVP, одного из лучших поинт-гардов (слово "разыгрывающий" было убрано специально) НБА и регулярного претендента на лучшего защищающегося игрока. У вас не должно быть проблем с построением чемпионской команды, если всем этим игрокам 24-25 лет, они действительно хотят играть и побеждать в вашей команде, и они способны отыграть весь сезон без серьезных повреждений. Однако Оклахома перед стартом нового сезона не считается главным фаворитом сезона. И, надо сказать, что вполне оправданно.
 
Еще два года назад о Тандер можно было говорить лишь с восторженным оттенком. Финалист НБА, четыре важнейших игрока которого находились в практически юном возрасте, выглядел как устрашающая машина на ближайший десяток лет. Генеральному менеджеру Сэму Прэсти никто не вспоминал даже провальный (который впоследствии оказался еще и крайне подлым) обмен очень перспективного на тот момент форварда Джеффа Грина на Кендрика Перкинса, который демонстрировал в плэй-офф чудеса эффективности со знаком "минус". Перспективы Оклахомы стали более туманными после обмена Джеймса Хардена перед стартом сезона 2012/13.

Элитный недострой
 
Карьера Хардена в Оклахоме – это тот редчайший случай, когда игрок оказался лучше, чем роль, которую он должен был исполнять в команде. Джеймс был прекрасным "шестым" в системе Брукса. Со своей ролью он не справился лишь в финальной серии против Хит, что можно было списать на возраст и неопытность. Многие считали Хардена невероятным альтруистом, способным ради командного успеха остаться в тени Дюранта и Уэстбрука и пойти на понижение зарплаты. Впрочем, как показало время, он оказался не готов к таким жертвам. После обмена Джеймса в Хьюстон нашлась приличная категория людей, которая утверждала, что "четвертым лишним" в Тандер должен был стать Ибака или Уэстбрук.
 
Время показало, что обмен Хардена был неизбежным и единственно верным для Оклахомы. Два года, проведенных Джеймсом в составе франчайза из Техаса, показали, что он отнюдь не альтруистичный пай-мальчик, способный уходить на второстепенные роли, если этого будет требовать результат. Он прирожденный масс-шутер, человек с большим эго, считающий себя лучшим баскетболистом на планете. Харден мог стать бомбой замедленного действия для Тандер и рано или поздно его интересы и интересы франчайза могли разойтись в совсем разные стороны. Это могло привезти к печальным для Оклахомы последствиям. Сравнение с Лэнсом Стивенсоном читается легко. Кроме того, предпочтение Хардена Уэстбруку и Ибаке было бы величайшей глупостью, поскольку Джеймс не защищается, не давал и не давал бы такого влияния на результат как Расселл и Серж, а свой характер показывает только на пресс-конференциях и в борьбе со своей матерью за целесообразность ношения длиннющей бороды.
 
Другое дело, что Прэсти получил, мягко говоря, неравноценную компенсацию за молодую звезду, коей являлся Харден уже тогда: Кевин Мартин выглядел спорной кандидатурой на позицию главного бенчера в Оклахоме еще на момент обмена, Джереми Лэмб и Стивен Адамс пока не являются исполнителями для постсезонки, Митч МакГэри, скорее всего, также реальный импэкт в плэй-офф в ближайшие пару лет давать не сможет. Итого – 0,5 игроков, которые могли бы усилить команду сразу после обмена Бороды. Ноль целых пять десятых, ведь Мартин ушел спустя сезон из Оклахомы без какой-либо компенсации.

Элитный недострой
 
Марк Кьюбан в свое время выменял Тайсона Чендлера, который помог привезти первый кубок Лэрри О’Брайена в Даллас. За несколько месяцев до единственного в 21 веке перстня Детройта Джо Дюмарс рискнул и заполучил в свою и без того очень крепкую команду Рашида Уоллэса. Если вы претендуете на чемпионство в НБА, вы должны находить все возможности усилить команду не только на долгосрочную перспективу, но и на ближайшее время. Даже если ваша команда только что завоевала вожделенный трофей, вы все равно должны найти возможность подписать условного Рэя Аллена, который одним движением перевернет исход сезона в вашу пользу.
 
В 2012 году Прэсти потерял Хардена, а взамен получил Лэмба, Мартина и несколько пиков. Спустя год из Оклахомы уехал Кей-Мар и его время между собой делили Реджи Джексон, подписанный посреди сезона Кэйрон Батлер и новичок Андрэ Роберсон. Этим летом Тандер лишились Табо Сефолоши, Кэйрона Батлера и Дерека Фишера, каждого из которых активно использовал коуч Брукс в своей ротации. На их место пока что прибыла лишь молодежь в лице Митча МакГэри и Джоша Хьюстиса (официально проведет весь сезон 2014/15 в Лиге развития). Также ростер Оклахомы пополнили Себастьян Телфейр, сидевший год без работы, и Энтони Морроу, не сумевший получить приличное количество минут в Атланте, Далласе и Нью-Орлеане (и на него Прэсти потратил почти полное исключение среднего уровня). Тандер практически каждый сезон теряет ролевиков, при этом результаты команды не ухудшаются в связи с непрерывающимся прогрессом Дюранта, Уэстбрука и Ибаки. Но без реального усиления Оклахома не способна выйти на новый уровень, позволяющий громовым выиграть чемпионство НБА.
 
Этим летом Прэсти особенно удивляет с негативной стороны. Пока Мэджик меняли невероятно подходящего Тандер Аарона Аффлало на Эвана Фурнье и 58-й пик, генеральный менеджер Оклахомы выбирал в первом раунде Хьюстиса. При том, что еще в феврале готов был расстаться с этим выбором на драфте ради Аймэна Шамперта. Позже Сэм дал десять миллионов на три года Энтони Морроу, игравшему по пять минут за игру в Далласе и не сумевшему особо себя проявить в переломанных Пеликанах, но в то же время спокойно наблюдал за тем, как Шон Мэрион подписывается на "минималку" в Кливленд, даже не интересуясь игроком, который мог бы значительно усилить Тандер. Примеров сильных исполнителей, подписывающихся за копейки в другие контендеры, можно привести действительно много.
 
Если Сэм Прэсти не укрепит пару позиций в ближайшее время, то Оклахома рискует начать новый чемпионат с Реджи Джексоном в старте и Энтони Морроу, Джереми Лэмбом, Стивеном Адамсом, Митчем МакГери, Ником Коллисоном, Себастьяном Телфейром и Андре Роберсоном в качестве главной подмоги со скамейки. Выглядит слишком посредственно.

Элитный недострой
 
Все вышесказанное говорит о том, что Сэм Прэсти относится к типу менеджеров, которые прекрасно работают в командах маленького рынка. Он способен строить сильные команды-претенденты с нуля и без платы налога на роскошь. Но в то же время он, в отличие от своего ментора Ар Си Бьюфорда, на данном этапе оказался не способен создать чемпионский коллектив, регулярно завоевывающий перстни. У Прэсти есть два года, чтобы опровергнуть этот тезис. Больше времени ему может не дать Кевин Дюрант.
 
В качестве постскриптума: пять с половиной лет назад Хорнетс обменяли Тайсона Чендлера в Оклахому-Сити на Криса Уилкокса и Джо Смита, но в последний момент Сэм Прэсти отказался от сделки. В итоге Джо Смит был отпущен, Уилкокса обменяли на Малика Роуза, а к идее заполучить добротного защитного центра ГМ Тандер вернулся через два года, когда начал оформлять сделку по Кендрику Перкинсу. Чендлер же спустя несколько лет после несостоявшегося обмена станет обладателем титула "Мистер замок", выиграет перстень НБА, Олимпиаду и поедет на Матч всех звезд.

В материале использованы фото Seattle Post-Intelligencer, АР, getty images.

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK