Когда быть третьим незазорно

2011 г., 4 ноября, 14:53
Левантийцы в прошлом сезоне отстали от чемпиона страны – каталонской Барселоны – на 25 пунктов. И, тем не менее, поклонники Летучих Мышей едва ли были расстроенными таким результатом. Во-первых, слишком уж велика разница между Барселоной и Реалом с одной стороны, и остальными - с другой (в чем можно будет убедиться очередной раз в этом материале). А во-вторых, стоит помнить, что клуб еще недавно дышал на ладан.

Фанатов Валенсии по праву можно считать одними из самых требовательных в испанской Примере – успехи обязывают. И речь не идет о каких-то древних выигранных чемпионствах – Лос Чес в период с 2000-го по 2004-й год дважды подряд играли в финале Лиги чемпионов (и оба раза неудачно, уступив мадридскому Реалу и мюнхенской Баварии), добыли два чемпионских звания и выиграли Кубок УЕФА, победив в финале марсельский Олимпик.

Эти успехи пришли под началом Эктора Купера и Рафаэля Бенитеса. Последний, что любопытно, ушел по причине несогласия с трансферной политикой руководства клуба.

Когда быть третьим незазорно"Это как просишь купить диван, а получаешь лампу", - так образно охарактеризовал свое недовольство Бенитес. Вместо него на тренерскую скамейку пришел Клаудио Раньери, и его возвращение к левантийцам лишь подтвердило негласное правило о том, что дважды в одну реку не войдешь. Итальянец, в свою очередь, был заменен Кике Санчесом Флоресом. Тот вернул Лос Чес Лигу чемпионов (третье и четвертое место соответственно), но разругался со спортивным директором клуба Амадео Карбони, после чего оба покинули клуб в 2007-м году. На тот момент Валенсия отставала от лидера всего на четыре пункта! Однако назначение наставником команды Рональда Кумана стало провальным.

При голландце команда не только значительно ухудшила свои результаты и некоторое время находилась в непосредственной близости от зоны вылета, но и потеряла своих трех лидеров и наиболее популярных игроков – Сантьяго Каньисареса, Давида Албелду и Мигеля Ангуло.

Вместо голландца пост тренера занял молодой и жутко перспективный Унаи Эмери, который не только поднял в Примеру скромную Альмерию, но и завоевал с ней в первом же сезоне вполне достойное восьмое место. Далеко не в последнню очередь благодаря ему Валенсия вернула себе место в тройке призеров, чему не помешала даже продажа двух главных движущих центров команды – Давида Силвы и его тески Вильи.

Но отмотаем пленку на несколько лет назад и вспомним, почему же клуб был вынужден пойти на столь радикальные меры. Началось все в 2004-м году, когда президентом клуба стал Хуан Баутиста Солер.

"Нам будет завидовать вся Испания", - делился тогда своими грандиозными планами новый руководитель. А они включали не только улучшения игровой составляющей, но и создание серьезной финансовой базы для клуба, за счет строительства нового стадиона в том числе.

Когда быть третьим незазорноНе хочется винить во всем Солера, так как далеко не факт, что то же не повторилось бы, будь на его месте кто-то другой, и все же неудачи последовали как в игровом плане, так и в материальном. Клуб потерял немалую сумму денег на нескольких трансферах, будучи в то время довольно щедрым в трансферных покупках. Так, разница между ценой приобретения и последующей продажи Мануэля Фернандеса составила 16 млн евро! Тот был куплен за 18 млн, а продан за два. Это был не единичный случай, и, например, на Николе Жигиче Валенсия потеряла еще семь млн.

Плюс ко всему, левантийцы вынуждены были уплатить за досрочный расторжение контрактов с работниками управления клуба около 30 млн евро! Один пример: Солером в качестве консультанта был приглашен Хуан Вильялонга – бывший исполнительный директор крупнейшей телекоммуникационной компании Telefуnica. В результате, он проработал всего ничего, а ушел, получив громадную сумму денег за его экспертные советы.

А целью №1 Солер обозначил строительство нового стадиона для Валенсии – клуб является довольно популярным в городе и стране в целом, так что возведение новой арены должно было стать выгоднейшей инвестицией, учитывая не только возможность привлекать большую часть зрителей, но и способность заполучить гораздо больше инвесторов. При этом планировалось продать действующий стадион Месталья, что покрыло бы часть затрат.

Клуб столкнулся с серьезными финансовыми проблемами, решить которые вызвался Висенте Сориано. Этот уже бывший руководитель Валенсии продолжает оставаться главным героем шуток со стороны поклонников Чес. Тот с помощью мистической компании Dalport Investments (ее лого было скопировано с детской книжки) пообещал привлечь 500 млн евро, которые бы решили проблему с возрастающими долгами и помогли бы завершить строительство стадиона. Эти обещания звучали слишком уж сладко и в жизнь так и не воплотились. Дошло до того, по причине отсутствия денег строительные роботы на Ноу Месталье были остановлены, а игрокам по два месяца не выплачивали зарплату. На помощь пришла группа местных бизнесменов, именуемая Fomento Urbano de Castellon. Она одолжила клубу 50 млн евро, что позволило клубу погасить задолженности.

После этого с инициативы главного кредитора левантийцев, банка Bancaja, на пост президента клуба был назначен Мануэль Льоренте, и при нем была утверждена жесткая политика управления клубом. Первым его шагом был выпуск акций, который были приобретены 26 тыс поклонниками клуба – сие не только позволило пополнить бюджет на 18,5 млн евро, но и увидеть, что клуб не останется без поддержки в любой ситуации. После этого при получении гарантий со стороны местного правления, Bancaja одолжила Валенсии еще 74 млн евро, а главным акционером стал Valencia Fundaciу – вожделенная стабильность обретена. Как потом признался Льоренте, клуб был в шаге от понижения в Сегунду Б по причине плохой финансовой ситуации.

Когда быть третьим незазорноИ все же пока рано говорить о том, что Валенсия находится в безопасности. По причине плохого менеджмента во времена предыдущих президентов долг клуба в вырос до 550 млн евро в 2009-м году, и лишь благодаря усилиям Льоренте оный сократился до 471 млн в следующем.

Эта цифра не такая уж большая, если ее сравнивать с аналогичным показателем Барселоны и Реала - 549 млн и 660 млн соответственно. Однако доход грандов Примеры значительно выше - 439 млн у мадридцев и 398 у каталонцев против 102 млн у левантийцев (кстати, последние уступают по этому показателю еще и Атлетико). Таким образом, коэффициент покрытия долгов за счет доходов в сезоне 2009/10 составлял жалкие 0,22 - наихудший результат в Примере. У тех же двух китов чемпионата он колеблется в районе 0,7, а лучшие показатели из клубов верхней части турнирной таблицы - у Атлетика и Севильи - 1,09 (единственный клуб с более чем 100% покрытием долгов) и 0,89 соответственно.

Положение дел портит также структура долга - Валенсия должна своему главному кредитору, банку Bancaja, 249 млн, а 220 из них являются краткосрочными обязательствами, то бишь, должны быть погашены в течение нынешнего года! К тому же левантийцы изрядно задолжали некоторым клубом за трансферы игроков - 58 млн евро должны быть перечислены на их счета, и 40 из них - также в этом году. По словам Льоренте, ему на протяжении текущего года таки удалось сократить сумму долга до 400 млн евро, но сие все еще является огромной суммой. На конец года же общая структура долга была следующей - из 471 млн евро 407 должны были быть выплачены до окончания этого финансового года. И вряд ли от него можно будет избавиться не продав при этом Месталью...

Несмотря на чудовищную сумму задолженности, сумма чистых активов составляет 55 млн евро. И все же позитива в этой ситуации мало - большая часть активов фактически заморожена - 281 млн евро приходится на стадион, который строится, а в 71 млн оцениваются игроки. Впрочем, настоящая цена на них была бы значительно выше...

Кстати, о постройке нового стадиона и цене игроков – и то, и другое также повлияло на сложившуюся ситуацию. Как уже было сказано, Валенсия является довольно популярным клубом, а потому неудивительно, что было принято решение о необходимости переезда на новую арену, которая бы вмещала 75 тыс зрителей (Месталья может поместить 55 – разница более чем ощутимая). К тому же, городскими властями был подарен участок земли вблизи центра города под застройку. Руководство клуба дало отмашку началу строительства, при этом не имея ресурсов на полное ее финансирование.

Когда быть третьим незазорноВсе дело в том, что Валенсия выставила на продажу Месталью по меркам того времени (еще до начала финансового кризиса) адекватной цене. Но вскоре в стране начался обвал цен на недвижимость и левантийцам одним из покупателей было предложено вместо 320 млн евро 240. Предложение было отклонено, что наверняка сейчас можно считать ошибкой – эта сумма денег позволила бы не только покрыть часть долга, но и вывести клуб из ситуации, при которой она владеет двумя стадионами, один из которых никак не может продать, а другой - достроить. В новую Месталью вложено порядка 150 млн евро и еще как минимум столько же нужно.

Много дело было потеряно и из-за далеко не образцовой трансферной кампании. Так, в период с 2004-го по 2008-й год Валенсией было потрачено внушительные 133 млн евро на новых исполнителей, и покупки некоторых из них, кроме как словом "провальный", не назовешь. Стоить вспомнить хотя бы переходы ряда итальянских игроков на Месталью. Франческо Тавано, Марко Ди Вайо, Бернардо Корради и Стефано Фьоре обошлись команде в 40 млн евро, но толку от них было чуть. И даже тот факт, что некоторые из них перешли как часть компенсации за переход Гаиски Мендьеты в Лацио, сие не оправдывает левантийцев. Можно упомянуть также покупку и последующую продажу Хоакина – вингер пополнил состав команды, перейдя за 25 млн евро. Этим летом же его продажа принесла клубу всего четыре миллиона...

Вкупе с невозможностью продать Месталью, Валенсия вынуждена была продавать своих лучших игроков, и за последние четыре года клуб возглавил список наиболее продающих в Европе – после летнего трансферного окна сумма, полученная от продаж, превышала сумму покупок на 74 млн евро – наивысший показатель в Примере, а идущая на втором месте Севилья отстала на почти 50 млн. Но более того, по словам высшего руководства клуба, продажа дорогих исполнителей станет неотъемлемой частью жизнедеятельности клуба.

"Ранее мы полагались лишь на поиск покупателя земли под Местальей. Сейчас же мы вынуждены продавать наиболее дорогих игроков, чтобы улучшить финансовую ситуацию Валенсии и вернуть доверие кредиторов". Слова принадлежат вице-президенту Лос Чес Хавьеру Гомесу.

Ну и невозможно обойти стороной еще один момент – Валенсия начала экономить, продавая футболистов с более высокими зарплатами. Тот же Хоакин получал три млн в год, и ему предлагали новое соглашение, которое предусматривало сокращение оклада до двух млн. Возможно, этим же и объясняется продажа Мануэля Фернандеса. Да чего там игроки – даже президенту была урезана зарплата, а из клуба вообще была выведена должность спортивного директора!

Когда быть третьим незазорноПродажи Давида Силвы и Давида Вильи действительно помогли клубу, ведь в прошлом году прибыль Валенсии до выплаты налогов составила 18 млн евро – больше только у Реала. Хотя они (продажи) и несколько искажают реальное положение дел в клубе – всегда ведь такую сумму от продаж получать не будешь и за минусом поступлений от них у левантийцев был операционный убыток в размере 21 млн Такая ситуация для Примеры не чужда – об операционной прибыли в 2010-м году сообщили только четыре клуба! Тем не менее, настораживает тот факт, что если бы не прибыль от трансферов, убыток Валенсии составил бы 300 млн евро за последние шесть лет.

Вернемся к еще одному ключевому показателю деятельности компании – доходу. Напомню, он в 2010 году составил 102 млн евро. По этому показателю Чес занимали четвертую позицию в Примере (да и то уступали мадридскому Атлетико лишь потому что Матрасники получили дополнительный доход от участия в Лиге чемпионов) – не самый худший показатель. Но ситуацию портит тот факт, что левантийцы вынуждены платить по ссуде наибольшее количество денег из всех испанских клубов – 54 млн евро! Для сравнения, Барселона на этом потеряла 39 млн, а Реал - 22. Картина становится еще менее радужной, учитывая тот факт, что доход Валенсии сейчас ниже аналогичного показателя в 2007-м году – на шесть млн евро. С тех же пор Реал и Барселона увеличили доходы почти на 100 млн и разрыв между ними и Лос Чес увеличился в четыре раза.

Как и у большинства клубов, доход Валенсии в значительной мере зависит от продажи телевизионных прав. Вот и в прошлом году эта статья дохода составила 46% при 28% поступлений от продажей билетов и 26% - от коммерческой деятельности. И если два последних показателя держатся практически на том же уровне уже несколько лет, и к их стремительному улучшению вряд ли стоит готовиться (как минимум, пока не решится вопрос с новым стадионом), то поступления от продаж ТВ-прав имеют хорошую тенденцию и могут лишь улучшиться. Всего за последний год эта статья дохода выросла на 19 млн евро и будет еще большей в этом году в случае удачной игры в Лиге чемпионов.

И вновь без сравнения с двумя китами испанского футбола не обойтись. Примера остается одной из немногих лиг, в которых продажи телетрансляций не являются коллективными. По заключенному ранее договору Реал с Барселоной получают по 140 млн евро каждая – это почти половина общей суммы и в 10 раз больше нежели, скажем, приходится на Малагу! Валенсия в этом свете не самая бедная – левантийцы, так же как и Атлетико, получают по 42 млн евро, и все же разрыв с Барселоной и Реалом - гигантский. Клубы Примеры инициируют более равный вариант договора, но он сможет вступить в силу лишь после завершения действующего, то бишь в 2015-м году. Однако в число тех, кому переплачивают, отнесли и Валенсию. Ожидается, что Барселона с Реалом получат по 17% от продажей, а доля Валенсии сократится с 6,5 % до 5,5%. Впрочем, тогда же наверняка увеличится и сама сумма от продажи телевизионных прав.

Когда быть третьим незазорноТакже отмечаем тот факт, что Валенсия может заработать на спонсорстве – Лос Чес стали одним из шести клубов Примеры,у которых в этом сезоне нет спонсора на футболке (что интересно, в этой же компании фигурируют Атлетико, Севилья и Вильярреал!), и команда нередко помещает на титульной стороне формы адрес своей странички в Твиттере. Предыдущий же контракт с компанией Юнибет приносил клубу шесть млн евро в год, а значит левантийцы могут рассчитывать на то, что к их новому соглашению с поставщиком игровой формы, фирмой Joma, по которому Валенсия получает четыре млн евро в год, будет добавлено еще как минимум не меньше, если спонсор таки будет найден.

Безусловно, на руку команде участие в Лиге чемпионов. Благодаря ему доходы клуба серьезно пополняются, но здесь нужно еще и учитывать новые правила УЕФА в области финансовой деятельности команд, которые выступают в турнирах под их эгидой организации - так называемый фэйр-плей. И для Валенсии это является медалью с двумя сторонами. С одной стороны – хорошие барыши, а также возможность продать подороже еще парочку игроков (буквально минувшим летом ушел Мата). В то же время, эти правила исключают убытки, если они только не покрыты владельцем клуба. И тут у Валенсии как раз и возникают проблемы – богатого покровителя у них нет, а над левантийцами еще и остается проблема строительства стадиона – деньги на его содержание также нужно выделять, а о получении дохода с него пока и не может идти речь…

Так или иначе, левантийцы более чем достойно справляются со свалившимися на их плечи неприятностями. Более того, от них едва ли можно требовать лучшего, учитывая сложившуюся в последние годы ситуацию, команда продолжает держаться на плаву, несмотря на уход ключевых игроков. Неплохо Лос Чес начали и этот сезон, в котором им опять приходится бороться на несколько фронтов, но, безусловно, основной упор делается на попытку как можно дальше пройти в Лиге чемпионов и завоевать право участия в этом турнире на следующий год – все дело, естественно, в деньгах. Не самые высокие цели для клуба, который почитался еще недавно одним из самых грозных в Европе лет десять назад. Не могут они считаться таковыми и в Испании – здесь сейчас правят бал Барселона и Реал. И тем не менее, это как раз тот случай, когда команде нет причин стыдиться того, что ей приходится довольствоваться третьим местом.

По материалам авторитетного блога The Swiss Ramble

Использованы фото Google, AFP, Getty Images

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK