Кондратьев: "Беларусь должна была попадать в стыковые матчи Евро-2012"

2011 г., 30 декабря, 16:01

- Восьмого декабря вы были официально представлены в качестве наставника национальной сборной страны. Когда поступило предложение, и долго ли над ним раздумывали, учитывая, что по-прежнему являетесь и тренером олимпийской команды Беларуси?

 - Я догадывался, что мне может поступить предложение после удачного молодежного чемпионата Европы, где в июне мы с ребятами заняли третье место и завоевали путевку на Олимпиаду. От таких вариантов, сами понимаете, не отказываются, поэтому не раздумывал ни секунды. А поступило предложение, еще неофициальное, примерно за месяц до окончания первенства Беларуси. Что касается временного совмещения постов, то не вижу здесь никаких вопросов. Даже полпроцента нет на то, что возникнут трудности. В феврале одна дата, и все - больше ничего не совпадает. Лишь 48 часов пробудем вместе в Турции. Проблема не стоит и выеденного яйца.

- Вы наверняка отмечали для себя какие-то плюсы и минусы предстоящей работы...

- Минус, по большому счету, только один: у нас очень сильная группа в квалификации чемпионата мира-2014: Испания, Франция, Финляндия, Грузия. Плюс же - то, что я хорошо знаю большинство ребят, их возможности, подходы к ним. В "молодежке" работал три цикла подряд: с игроками 84-го, 86-го и 88-го годов рождения. Вдобавок считаю, что ведущие белорусские игроки еще не раскрылись в полной мере. Команда должна была выходить в стыковые матчи чемпионата Европы-2012 - это точно. Я постараюсь зарядить их энергией, вдохновить на выход из группы. Если не в этом цикле, то в следующем. Думаю, что у меня будет полный контакт с ребятами. Кстати, при согласовании условий договора моим принципиальным условиям было то, что возглавлять команду буду на протяжении не одного, а двух отборочных турниров. Потому что нужно уже и обновлять коллектив с прицелом на будущее - сейчас в нем немало возрастных футболистов.

 - Обозначило ли руководство федерации перед вами какие-нибудь цели?

 - В каждой игре нужно сражаться за результат, однако на грядущий цикл, учитывая мощный состав группы, жестких условий не ставили. А вот в следующем турнире стоит задача пробиться в финальную стадию чемпионата Европы-2016. Даже если я сам скажу, что, находясь в компании испанцев и французов, мы должны побороться за выход напрямую или в стыковые матчи, то вы меня сочтете шарлатаном. Третье место в группе станет хорошим результатом, потому что финны и грузины тоже очень сильны. Но и фаворитам можно попортить кровь. Будем готовиться к каждой встрече, как к последнему бою. Думаю, где-то сможем зацепить очки. Тем более, с командой Франции это уже удавалось.

 - Сборная Беларуси ни разу в истории не участвовала в финальных стадиях крупных турниров. Тогда как белорусские молодежные команды за последние восемь лет три раза попадали в восьмерку сильнейших в Европе. На ваш взгляд, в чем феномен этих достижений?

 - У молодых белорусских ребят очень высока мотивация. Они стремятся уехать в более сильные чемпионаты и поэтому быстро прогрессируют. Старательно и дисциплинированно выполняют все указания тренеров, за счет чего и прибавляют в мастерстве. Кроме того, белорусский чемпионат позволяет иметь им столь необходимую в этом возрасте игровую практику.

 - Могла ли ваша команда на июньском континентальном первенстве занять более высокое место, чем третье?

 - Могли выступить как хуже, так и лучше. Ведь мы сумели пробиться в квартет сильнейших всего с тремя очками, набранными в трех матчах группового этапа. Однако уже в полуфинальной игре с испанцами от нас удача отвернулась: ведя 1:0, пропустили гол на предпоследней минуте, а на дополнительное время сил не хватило. Так что, полагаю, третье место - объективный показатель нашего труда.

 - На уровне национальных сборных вы прежде не работали, однако известны как тренер-эволюционер. Что собираетесь изменить и улучшить в игре белорусской команды?

- Мы возьмем все лучшее, что было у команды в то время, когда ей управлял Бернд Штанге. К примеру, игру в обороне - она была стабильной, пропускали не так много. А вот в средней линии и атаке придется поработать. Надо действовать смелее, агрессивнее, больше идти вперед. Бесконечный контроль мяча не приводит к хорошим результатам. Разве что Барселона владеет этим элементом в совершенстве. Если остальные начинают ей подражать, ничего не получается. Постараемся придерживаться золотой середины. Ну и, конечно, постараюсь поменять психологию, чтобы ребята выходили на поле и показывали максимум своих способностей.

 -Как вы можете охарактеризовать себя как тренера? На что делаете акцент в работе?

- Главное, на что опираюсь, - полное доверие к ребятам. Мы ведь собираемся редко. И что - напрягать, душить? Нет, я наоборот. Ныть не надо, скулить. Тогда и будет все нормально. Так и строил молодежную сборную. На хороших взаимоотношениях. Стараюсь быть для футболистов не тренером, а старшим товарищем. Хотя сложные моменты, конфликты случались. Удавалось сглаживать. И ребята молодцы. В позу не становились. Уровень игрока, конечно, важен, но главное для меня - человеческие качества. Это не штанга, не теннис. Футбол - коллективный вид спорта. Однако не люблю паинек, которые в рот смотрят и слушают, а потом на поле ножку убирают. Пусть будет бунтарь. Пусть даже меня не слушает, кипит, злится, но на поле станет биться до конца. Мне такой игрок ближе. И еще, знаете, в интернете многие ставили мне как бы в упрек: мол, где он работал? Отвечаю: там, где работал, всегда старался выполнять свой труд честно. В той же Сморгони. Пусть еще кто-нибудь туда поедет и займет восьмое место в высшей лиге чемпионата Беларуси - без денег и людей...

 - А как вы повышаете уровень знаний? За работой каких коллег следите?

Кондратьев: Вот вам пример из последнего. Очень многому научился у Жозе Моуриньо - просто по телевизору. В обороне важное перенял. Почему весной 2010 года в полуфинале Лиги чемпионов Интер обыграл Барселону? Вот все вокруг учат: защищаться надо высоко, высоко. А он построил команду перед штрафной и закрыл все зоны. А ведь я так же против испанцев на молодежном чемпионате Европы сыграл. У Моуриньо, если честно, и подсмотрел... Считаю, тренер сборной должен прежде всего очень много работать головой, обдумывать действия других. А потом применять это на практике. Ни на каких кассетах, ни в каких книгах этого не найти. Надо самому доходить до сути.

 - Как известный в прошлом нападающий минского Динамо и сборной СССР, который отличался хорошим голевым чутьем, вы наверное, как-то по-особенному строите работу с форвардами?

- Конечно, подсказываю ребятам, как нужно лучше открываться в штрафной, каким образом выбирать правильную позицию. Но все равно этого мало. Многое зависит от самих игроков, от того, что им дано природой. А вообще в продолжение темы скажу, что игрок во мне до сих пор жив. Вот говорят: тренеру надо убить в себе игрока. Не знаю. Не получается. Смотрю, как ребята делают упражнение, и представляю, как сделал бы его сам. Хочется работу остановить, подсказать, чего хочу.

 - Бернд Штанге ввел такую традицию, что каждый новичок команды на своей первой тренировке исполнял песню. Оставите ее в силе?

- Зачем от этого отказываться, ребятам ведь нравится. Пусть поют на здоровье. Правда, сам в этом участвовать не буду. Если бы умел, спел бы. Но нет слуха

   


x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK