Шенкли, туман и рождение "Тотального футбола"

2012 г., 7 января, 20:57
Пятьдесят пять лет назад в декабре состоялся необычный матч при необычных обстоятельствах. Поскольку Амстердам был охвачен туманом, который окутывал город, - оставалось мало шансов, что футбольная игра может состояться. Но переноса или отмены совсем не хотелось игрокам и болельщикам Аякса, которые горячо ожидали этого момента сразу после жеребьевки, которая свела их во втором раунде Кубка чемпионов с Ливерпулем.
 
Произошедшее тем вечером вышло за рамки их даже самой смелой мечты. Встреча не просто состоялась, она возвестила о выходе голландского футбола из тени и возникновении "Тотального футбола" – стиля игры, который в ближайшие годы в европейском футболе сметет остальных в сторону.
 
Аякс, возможно, частично потерял свой блеск в последние годы, но пока что он еще рассматривается как мощная сила в голландском и европейском футболе, а в середине 60-х был только замечен на футбольном радаре. Эредивизия лишь незадолго до того стала профессиональной, и ни одна тамошняя команда не доходила до последних стадий хоть какого-нибудь из трех европейских турниров, которые разыгрывались в то время.
 
До того момента лучшие выступления команд страны ограничивались тремя появлениями в четвертьфинале Кубка чемпионов. Однажды это сделал в 50-х Аякс, в 60-х это удалось Дор Вилскрахт Стерк и Фейеноорду. Последний, победив 2:1 в первом раунде будущего чемпиона, мадридский Реал, показал, что все-таки что-то начало шевелиться в стране низкого уровня футбола, но поражение 0:5 на Сантьяго Бернабеу перечеркнуло этот неожиданный успех.
 
Ливерпуль единогласно считался фаворитом встречи, поехав в Голландию в статусе лучшей команды страны, только что ставшей чемпионом мира. Джерри Бирн, Йан Кэллахан и Роджер Хант – ливерпульская троица из сборной Англии, которая несколько месяцев назад держала над головой трофей Жюля Риме. Кроме того, в составе были Йан Сент-Джон, Рон Йетс и Питер Томпсон. Менеджер Билл Шенкли не испытывал сомнений, что его команда будет прогрессивнее – не только из-за неуместного чувства превосходства, но и потому, что почти все остальные были того же мнения.
 
Только самые страстные болельщики Аякса видели свое превосходство, но семена победы были посажены два сезона назад назначением тренера Ринуса Михелса после увольнения англичанина Вика Бэкингема. Аякс был под серьезной угрозой вылета в том же году, но под руководством Михелса начал потихоньку подниматься в таблице. Победа 9:3 над Маастрихтом в первой же игре намекнула, на что была способна команда под его руководством.  
 
Назначение Михелса, который вскоре станет одним из величайших европейских тренеров, совпало с появлением одного из величайших игроков континента – Йохана Круиффа. Под руководством первого за пределами поля и благодаря подвигам Круиффа - на нем, через сезон Аякс превратился в чемпиона.
 
Амстердамцы пока не показывали прекрасного владения и прессинга, что поможет им доминировать в Европе, но влияние Михелса начало сказываться незамедлительно. Понимая, что голландскому игроку не хватало кондиций на фоне исполнителей более профессиональных европейских лиг, он сделал команду полностью профессиональной – больше времени стало тратиться не только на тренировочном поле, но и на повышение физических кондиций подопечных.
 
Начать стройку он решил с задней линии, не только поменяв схему на более современную 4-2-4, но и подписав югославского центрхава Велибора Васовича, человека, который скромно назвал стиль Аякса своей заслугой. 
 
Кто бы ни был главным конструктором успеха Аякса – Михелс, игроки, или Михелс и игроки, - зимой пять с половиной десятилетий назад европейский футбол пережил одно из сильнейших потрясений, когда-либо засвидетельствованных. 
 
Туман прогнозировался, но условия резко ухудшились к вечеру. Аякс сильнее желал провести матч, в отличие от Билла Шенкли, настаивавшего на переносе, а не 24-часовой задержке, помня о матче на выходных против МЮ. В конечном итоге поединок увидел зеленый свет, когда арбитр решил, что с центральной линии видно и те, и другие ворота.
 
По легенде белую форму в тумане получалось обнаружить легче, чем красную, в которую были облачены игроки Ливерпуля. Аякс сразу же взял игру в свои руки. Дебютант Кес де Вольф уже на третьей минуте головой замкнул подачу Хенка Грота. О том, насколько плохой была видимость, говорит то, что 65-тысячная публика праздновала гол поочередно. Те, кто близко были к воротам, начали праздновать сразу, остальные реагировали уже на ликование своих соседей.
 
Если Шенкли и его игроки не понимали, куда они попали, то вскоре до них дошло. Круифф удвоил преимущество на 17-й минуте, а Нунинга вскоре забил и третий мяч. Незадолго до перерыва арбитр дал свисток, а игрок Аякса Шак Сваарт решил, что это как раз закончился первый тайм. Когда он уже вышел за пределы поля, его остановил директор Аякса и объяснил, что игра все еще продолжается. Сваарт равнодушно вернулся в бой и сделал передачу на Нунингу, который довел счет до 4:0 в пользу Аякса к концу первого тайма.
 
Вторая половина куда больше истощила Аякс. Ливерпуль, осознав свое затруднительное положение, сделал все что мог, отодвинув соперника к его воротам на длительное время. Своим агрессивным стилем он потеребил перья противнику, и немало времени ушло на оказание помощи Гроту и Сюрбиру. Немного людей во мраке видели, как физиотерапевт Аякса Сало Мюллер, по его собственном признанию, без разрешения арбитра выбегал на поле, дабы оказать помощь побитым жертвам. Представитель Фемиды попросту растворился в этом хаосе (Говорят, даже сам менеджер мерсисайдцев тайком выбегал за бровку, чтобы накостылять соперникам - прим. ред.)
 
Несмотря на давление, Аякс забил еще благодаря Гроту, хотя Лаулер несколько утешил Ливерпуль на последней минуте, расписавшись в чужих воротах. Шенкли, верил ли действительно, а, может, просто подавал вид, заявил, что Ливерпуль в ответном матче на Анфилде забьет Аяксу семь мячей. Однако забить удалось лишь два - Круифф счет сравнял, и Аякс прошел со счетом 7:3 по сумме двух матчей. Он будет выбит в следующем раунде пражской Дуклой, хавбек которой, Ян Гелета, наглухо закрыл будущего "Кронпринца".
 
И хотя в четвертьфинале амстердмцев и постигла неудача, Ринус Михелс благодаря победе над Ливерпулем понял, что он придумал формулу, которая может совершить революцию в игре. Его Аякс добьется триумфа в 1971-м, когда в финале Кубка чемпионов оставит не у дел Панатинаикос на Уэмбли. После ухода же в Барселону Михелса заменил Штефан Ковач, но стиль игры и слава никуда не денутся. Аякс победит и в следующих двух розыгрышах, одолев сопротивление итальянцев в лице Интера и Ювентуса.
 
Выражение "Тотальный футбол" было придумано лишь после того, как Михелс в блестящем стиле выступил вместе со сборной Голландии на чемпионате мира 1974 года, но оный все еще существовал вместе с успешным Аяксом конца 60-х – начала 70-х. Успешный союз прессинга и владения мячом вкупе с сочетанием игроков, которые могли оказаться на разных позициях, была революционной в то время, но и по сей день служит вдохновением для игроков, тренеров и болельщиков.
 
Пеп Гвардиола играл под руководством Круиффа, и происхождение "Тотального футбола" тянется через него от Ринуса Михелса более пяти десятилетий. Есть определенная симметрия между тогдашним Аяксом и нынешней Барселоной. Судьба свела Михелса и Круиффа, теперь то же самое произошло с Гвардиолой и Месси, которые вновь формируют стиль, принесший успех Аяксу. Менее эстетически приятная тактика также может быть успешной, но она не всегда принесет радость нейтральным болельщикам. Как же это иронично, что стиль игры, который сделал футбол таким ярким, родился холодным мрачным вечером зимой много лет назад...



Шон Макгиган, inbedwithmaradona.com

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK