Канонирский баланс

2012 г., 28 сентября, 16:30
Команда, от которой ждали ухудшения результатов по причине ухода Робина ван Перси и Алекса Сонга - двух из числа наиболее влиятельных фигур для Канониров в последнем сезоне - возродилась сродни фениксу из пепла. Арсен Венгер сделал едва заметные, но от того не менее важные изменения в структуре команды, результаты которых отобразились на успехах лондонцев.

Канонирский балансАрсенал значительно эволюционировал в тактическом плане с того момента, как Венгер принял команду 1996-м году. Можно назвать четыре основных изменения тактической схемы, которые пережили Канониры до прошлого сезона.

Сначала была эра, которую условно можно назвать "до Непобедимых" (команда-2003/2004) - Венгер использовал жесткий вариант схемы 4-4-2 (смотрите схему справа).

Во время эры "Непобедимых" это же построение стало более гибким - игроки часто менялись позициями, и линию атаки вообще сложно было очертить классическими терминами расположения игроков на поле (смотрите схему ниже и слева).

Затем последовал переход на 4-2-2-2, а чуть позже - на 4-3-3. И, наконец, в прошлом сезоне расположение игроков с 4-3-3/4-5-1 сменилось на трендовые 4-2-3-1.

Канонирский балансВ текущем сезоне схема особо не изменилась, чего не скажешь о функциональной части игры Канониров.

Защита: баланс вместо симметрии

Многие специалисты ключевым пополнением Арсенала в это межсезонье называют Стива Боулда. Бывший защитник Канониров, который выступал, пожалуй, в лучшей линии обороны команды за всю ее историю, сменил на посту помощника главного тренера доселе неизменного ассистента Венгера последних лет Пэта Райса. Трудно точно сказать, насколько влиятельным для команды оказался приход Боулда, но можно совершенно точно отметить, что оборона Арсенала выглядит наиболее организованной с 2004-го года.

В последние сезоны традиционными для Арсенала были два типа пропущенных мячей: со стандарта и в результате контратаки. Канониры напрочь растеряли умение эффективно защищаться при розыгрышах стандартных положений, а высокое расположение игроков на поле приводило к тому, что стоило им потерять мяч, как соперник тут же без проблем находил пространство для контратаки по зонах фуллбеков в особенности.

В этом сезоне игроки Арсенала располагаются несколько глубже, что сделало их менее уязвимыми для контратак соперника. Сему поспособствовало и утверждение в качестве основного центрального защитника Пера Мертезакера, который точно не принадлежит к когорте наиболее быстрых беков. Немец гораздо лучше чувствует себя в борьбе с игроком, который находится впереди него.

Изменения также коснулись и атакующих действий фуллбеков. Дженкинсон и Гиббз в этом сезоне исполняют несколько иные роли. Последнему предоставлено больше свободы в атакующих действиях, а посему большинство атак Арсенала идут именно через левый фланг. Когда Гиббз выдвигается вперед, Дженкинсон остается на своем фланге глубже, формируя с двумя центрбеками защитную линию из трех человек. Это помогает перекрыть свободные зоны во время подключений к атаке Кирана.

Канонирский баланс

В то же время, смена ролей фуллбеков состоялась с учетом сильных и слабых сторон игроков, действующих на позициях вингеров. Вместе со своей прямотой в атаке, Лукас Подольски привнес качество, отсутствие которого в предыдущие годы стало проблемой для Арсенала. Немец хорош в подстраховке и охотно возвращается назад, помогая защитникам. Отсюда и больше свободы для подключений в атаке для Гиббза, которого прикрывает Полди. На противоположном фланге Дженкинсон призван сбалансировать уязвимость оборонительных действий Жервиньо, Окслейда-Чемберлена или Уолкотта, а посему и чаще отсиживается в защите. Очевидно, что Арсенал жертвует симметрией во благо баланса.

Еще одним существенным изменением стали оборонительные действия команды в целом. Когда соперник держит мяч впереди защитной линии Арсенала, четверка защитников выстраивается в линию и расстояние между ними при этом довольно небольшое, в то время как вингеры садятся глубоко и действуют фактически на позициях вингбеков. Это позволяет сузить свободное пространство между центрбеками и фланговыми защитниками, которым может воспользоваться соперник.

Во время розыгрышей стандартов Канониры начали использовать зональную систему защиты, но более значимым видится тот факт, что в верховой борьбе они начали действовать гораздо агрессивнее. Лучшими примерами этого могут послужить действия во время матча со Стоком, который ранее успешно пользовался слабостью Арсенала в данном компоненте игры. А присутствие в составе Диаби, Мертезакера и Дженкинсона добавило команде преимущества в верховых дуэлях. Канониры начали выигрывать борьбу за верховой мяч, что ранее зачастую становилось причиной пропущенных мячей.

Если же учесть, что вскоре после травмы вернется Бакари Сенья и уже восстановился Лоран Косельни, становится очевидным, что линия защиты Арсенала обладает неплохой глубиной.

Полузащита: фиксированные роли


Средняя линия Арсенала также преобразилась в лучшую сторону, а все потому, что трио полузащитников получило определенные, или, если хотите, фиксированные роли. И поединок с Ливерпулем лучше всего продемонстрировал это, потому как к средней линии мерсисайдцев такое определение неприменительно.

Облик нынешней полузащиты Канониров определенно имеет сходство со средней линией команды в сезоне 2003/04. Микель Артета позаимствовал свои функции у Жилберто Силвы - он располагается прямо перед защитной четверкой и зондирует поле на предмет свободного пространства, которое тут же перекрывает. В лице Диаби Арсенал наконец нашел игрока, способного доминировать в середине поля, как это делал Патрик Виейра. Француз способен протащить мяч с центра поля и представляет собой связующее звено между обороной и атакой, к чему добавляется физическая мощь, которая также была присуща его предшественнику. Ранее Арсенал не мог найти полузащитников, которым по силам было совладать с функциями Виейра и Жилберто Силвы.

Санти Касорла же перебрал на себя роль Денниса Бергкампа. Голландец, который по позиции был форвардом, охотно отходил назад и гениальными передачами находил нападающих или вингеров в лице Пиреса или Люнгберга. Хотя Бергкамп и Касорла относятся к разным типам игсполнителей, их влияние на игру Арсенала вполне сопоставимо. Испанец своими передвижениям и видением поля вовлекает в игру Подольски, Жервиньо и Жиру, что делает нападение команды более опасным.

Четкое распределение обязанностей однозначно было тем компонентом, которого команде ранее не хватало. Уход Алекса Сонга в Барселону вообще может оказаться крайне удачной сделкой для Арсенала еще и потому, что камерунец представлял собой смесь нескольких ролей на поле. Он был взят для функций, которые сейчас исполняет Артета, но действовал в том же ключе, что и Диаби.

Определенность ролей полузащитников зря недооценивают и часто о ней вообще забывают.

Оливье Жиру


Единственная часть Арсенала, которая пока не функционирует так как должна. Даже учитывая то, что французу нужно время дабы адаптироваться в новом для него чемпионате, есть что-то непозволяющее ему органично влиться в команду. Венгеру вообще пришлось перевести на позицию центрфорварда Жервиньо (что себя оправдало) из-за давления, которое пришлось на себя принять Жиру со стороны болельщиков и прессы.

В то же время, существует гораздо более глубокая проблема, нежели неспособность Жиру переправлять мяч в сетку ворот. Да, Оливье действительно запорол немало отличных моментов, но хуже то, что временами он был совершенно незаметен на поле. Форвард провел несколько потрясающих лет в составе Монпелье до перехода в Арсенал, в котором ему пришлось несколько видоизменить свою позицию на поле.

Во время выступлений за французский клуб, козырем Жиру в том числе стала игра на втором этаже и физическая мощь в принципе - немалая часть его мячей забита после навесов с фланга или была результатом выигранной борьбы в штрафной. Однако игра чемпиона Лиги 1 в значительной мере отличается от стиля игры Арсенала. Вингеры Канониров не носятся вдоль боковой линии, подавая при этом множество верховых передач в штрафную соперника. Жервиньо, Подольски, Уолкотт играют скорее как фланговые форварды, которые смещаются в центр и врываются в штрафную вместо того, чтобы сделать кросс. Навесы же в основном следуют от фуллбеков. Монпелье же имел в наличии вингеров с классическими для этой позиции обязанностями, которые предоставляли Жиру возможность проявить свое мастерство воздушного боя. А посему ему еще нужно приспособиться к игре низом, которую исповедует Арсенал.

Ниже на рисунке - усредненная позиция Жиру во время матча Монпелье - Лилль с прошлого сезона. Обратите внимание насколько высоко он располагается на поле.

Канонирский баланс

А это - расположение Жиру в поединке с Ливерпулем. Как видим, разница ощутимая.

Канонирский баланс

Еще одной причиной, по которой Жиру действует глубже, является то, что Арсенал садится ниже. А посему полузащитники и форварды должны возвращаться назад, дабы уменьшить расстояние между линиями. Это вынуждает Жиру возвращаться ближе к своим воротам, иначе он рискует оказаться изолированным от остальной команды, чего в Монпелье не наблюдалось. Он принадлежит к типу игроков, которые более эффективны, когда все время находятся в опасной близости от ворот соперника и возвращение на свою половину поля не совсем ему подходит. И, в то же время, такое задание под силу Жервиньо, который так и действовал в матче с Саутгемптоном.

Если Жервиньо продолжит успешно действовать на этой позиции, а Жиру не сможет адаптироваться к ней, француз вскоре может оказаться игроком запаса. Расположение игроков ниже, чем прежде, поспособствовало более уверенной игре у своих ворот, но в то же время стало препятствием на пути прогресса Жиру, который приспособлен к игре с высоко выстроенными линиями.

Материал блога The Hard Tackle

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK