Польская Барселона

2012 г., 26 ноября, 15:07
"Мы не немцы. Мы не поляки. Мы – силезцы!"

Такой довод – привычный для представителей силезского этнического меньшинства, проживающего в индустриальном районе Верхняя Силезия, который находится на юге Польши. С более чем двухмиллионным населением, агломерация городов Верхней Силезии, чьим наиболее численным городом является Катовице, одна из наибольших в Европе. Долгое время этот густозаселенный регион балансировал между двумя государствами. Так Катовице довольно долго находился под владением Прусского Королевства (о чем свидетельствует и несколько иное изначальное название – Kattowitz). Соседний же Сосновец входил в состав Королевства Польского.

После Первой мировой войны, Лига Наций назначила проведение референдума, который должен был изъявить волю народа относительно дальнейшей судьбы Силезии. В его результате, западная часть Верхней Силезии осталась частью Германии, в то время как восточная отошла к Польше и получила некоторые атрибуты автономии. Когда немцы напали на Польшу в 1939-м году, польская часть Верхней Силезии была включена в состав Третьего Рейха и много силезцев тут же получили немецкое гражданство.

После Второй мировой Войны на Ялтинской Конференции было установлено, что не только Верхняя, но и Нижняя Силезия (где количество немецкого населения преобладало) входили в состав Польской Народной Республики. Этнические немцы, равно как и силезцы, которые воевали на стороне Третьего Рейха, в своем большинстве были изгнаны из региона, а на их место пришли поляки из восточных регионов, и даже из украинского Львова, который входил в состав Польши до 1939-го года.

В 1956-м году в Хожувском муниципальном парке (одном из наибольших в Европе) был построен стадион Шлёнски, который вмещал 120 тыс. зрителей. Он стал местом встречи главных поединков сборной Польши: с СССР в 1957-м году, Испанией – в 1959-м, Нидерландами – в 1969-м и 1975-м, Англией – в 1966-м, 1973-м, 1989-м, 1993-м, 1997-м и 2004-м, с Португалией – в 2006-м.

Польская Барселона

Стадион Шлёнски также принимал Манчестер Юнайтед во время успешной европейской кампании Красных Дьяволов в 1968-м году – здесь манкунианцы потерпели минимальное поражение от Гурника из города Забже в четвертьфинале Кубка Европейских Чемпионов (этот матч упомянул в своей автобиографии сэр Бобби Чарльтон). Вообще команды Верхней Силезии доминировали в польском футболе в период коммунистического режима и выиграли 28 чемпионств из 42-х возможных. В сезоне 1968-69 шесть команд из первых восьми представляли именно этот регион, а именно Гурник (Забже), Полония (Бытом), Сзомбирски (Бытом), Заглембе (Сосновец), Рух (Хожув) и ГКС (Катовице).

В 1989-м году на первых трех местах в турнирной таблице сезон закончили Рух (Хожув), ГКС (Катовице) и Гурник (Забже). Удивительно, но после краха коммунистического режима в том же году, ни одна из команд Верхней Силезии больше ни разу не выигрывала чемпионат Польши. Ситуация для региона в этом плане была ухудшена еще и тем фактом, что Шлёнск, на котором в разное время играли Альфредо Ди Стефано, Йоханн Круифф, Бобби Чарльтон, Джордж Бест и Криштиану Роналду, не был выбран одним из стадионов, которым суждено принимать матчи Евро-2012.

Регион, который ранее гордился наиболее сильными клубами страны и был домом для сборной Польши, оказался в полумраке, даже несмотря на тот факт, что является одним из наиболее густонаселенных в стране. В 2009-м году известный журналист Джонатан Уилсон, получив ошибочные сведения о том, что хожувскому Шлёнску было отдано предпочтение перед краковским Городским стадионом, написал:

"Учитывая успехи местного клуба Висла, которых он добился в последние лет десять, а также прекрасную туристическую инфраструктуру города, довольно странно, что Краков вообще не стал первым из выбранных городов. В конце концов, кто захочет застрять на три недели в сером предместье индустриального Катовице, вместо того, чтоб провести это время в городе удивительной исторической архитектуры, оживленных кафешек и прекрасных ресторанов?"

Снисходительный тон Уилсона в значительной мере стал отголоском того, что на Верхнюю Силезию, которая ранее приняла самое активное участие в образовании второй Польской Республики, остальная часть страны смотрела сверху вниз. И невзирая та то, что Шлёнск по-прежнему назывался домом для сборной Польши, строительство новой арены в Варшаве, получившей название Stadion Narodowy, явно посягало на статус стадиона в Верхней Силезии.

Довольно неожиданно источником необходимого Верхней Силезии напоминания обществу о себе стало заявление оппозиционной партии Право и Справедливость, в котором было сказано что "Идентификация силезцев – путь к пресечению связей с польской нацией и, что вполне возможно, замаскированная попытка выбрать для себя немецкий вариант…". Партия в 2011- году призвала силезцев сменить гражданство на польское, чем разве что привлекло внимание к региону со стороны общественности.

Немецкий канал Deutsche Welle TV рассказал о возрождении первого футбольного клуба региона 1. FC Kattowitz, который ранее входил в Футбольную Ассоциацию Германии (передача называлась "Польша: диспут о силезском меньшинстве"), а Guardian поведал о намерении сменить цвета Шлёнска с традиционных для Польши красно-белых, на исторические для Силезии желто-синие ("Поднятые флаги Верхней Силезии взывают к автономии").

В обоих материалах было акцентировано внимание на достойной гордости футбольной истории региона, как одном из проявлений отличительной черты. В то же время, ни в одном из них не упоминалось, что новый виток в поиске самоидентификации Силезии находит наиболее яркое свое отображение во время матчей с участием Руха из Хожува. В течение нескольких последних лет на них можно было заметить довольно провокационные баннеры с следующими надписями: "Это мы, силезская нация", "Oberschlesien" (Верхняя Силезия на немецком) и даже "Сегодня Косово, завтра Силезия".

Маскотом клуба является желтый орел, именуемый Adlerek. Заметьте, что традиционный для Польши орел имеет красно-белую раскраску и вообще название птицы на польском языке - "orzel". А вот желтый орел является символом Силезии и на силезском диалекте название птицы звучит именно как "adlerek", что очень созвучно с немецким "adler" – орел.

Главным объяснением такого проявления самоидентификации со стороны фанов Руха является тот факт, что наиболее радикальная их часть проживает в тех самых "серых индустриальных предместьях", таких как Хошув, Семьяновице Шлёнски, Никишовец и Шопенице, где местный диалект все еще широко используется.

Наиболее близко Рух подошел к завоеванию чемпионства страны в сезоне 2011-12, закончив сезон на втором месте – лучший результат для клубов из Верхней Силезии с 1989-го года. Чемпионом же довольно неожиданно стал Шлёнск из Вроцлава – представитель Нижней Силезии, которая ранее принадлежала Германии. Варшавская Легия, которая удерживала лидерство на протяжении большей части сезона. На Пасху она принимала Рух, который опережала на одно очко всего за шесть туров до конца чемпионата.

Выездная победа, которая виделась тогда маловероятной, сделала бы клуб из Хожува главным претендентом на чемпионство и дала бы возможность заявить о возвращении былой силы команд из Верхней Силезии. К тому же этот чемпионский титул позволил бы Руху опередить извечных врагов из Гурника (Забже) по числу золотых комплектов наград – после 1989-го года у клубов оставалось по 14 званий чемпионов страны.

Дополнительной важности этому матчу придавали политические аспекты. Фаны Легии в своем большинстве преданные Польше националисты, которые никогда не сторонятся политической конфронтации. Во время матча Лиги Европы в сентябре 2011-го года против политически левого израильского клуба Хапоэль из Тель-Авива, фаны варшавской команды развернули баннер с надписью "Jihad Legia". Стоит отметить, что Легия имеет множественную поддержку в Сосоновеце и Даброве, которая, в отличии от остальной части агломерата, идентифицирует себя как поляков, а не силезцев.

Если Рух Хожув – "польская Барселона", то Легия Варшава – определенно "польский Реал (Мадрид)", а посему противостояние между ними набрало еще больше значения. Легия завершила девятиматчевую беспроигрышную серию Руха победой со счетом 2:0, что стало причиной резкого заявления от одного из лидеров Силезского Движения за Автономию Ежи Гожелика, в котором он назвал варшавцев "postkomucham" (в Польше – уничижительный термин для посткоммунистов) с в четыре раза большим бюджетом, чем у клуба из Хожува.

Этот намек на то, что некоторые команды, равно как и города или регионы в целом, оказались в гораздо большем выигрыше в посткоммунистический период, позволяет понять стремление Верхней Силезии к автономности. Проблемы с финансами – главная причина в потере лидирующих позиций некогда грозной группы клубов из Верхней Силезии, которые коснулись не только Руха, но и Гурника с ГКСом.

После коллапса коммунистического режима в 1989-м году, золото чемпионата Польши выигрывали команды из Познани, Любина, Варшавы, Лодзя, Кракова и теперь вот Вроцлава. Принимающими городами Евро-2012 со стороны Польши были Варшава, Вроцлав, Познань и Гданьск. Вот почему, собственно, фаны Руха и напоминают об идентификации силезцев, ставя себя и свой регион в противовес остальным.

Рух встретился с Легией в финале кубка Польши в 2012-м году. Перед матчем поклонники команды из Хожува скандировали "Верхняя Силезия" во время звучания гимна Польши. Как свидетельствует следующее видео, вскоре после этого еще раз ошибочно запустили гимн Польши и тут же скандирование продолжилось.



Невинная ошибка, которая, тем не менее, не была лишена политического подтекста для тех, кто его в ней искал. Конечно же Верхняя Силезия – это вам не Каталония и Рух – не Барселона, но регион явно затаил обиду, которую демонстрирует и во время футбольных матчей. В то же время, если взглянуть восточнее, можно увидеть обратный пример в лице донецкого Шахтера, как возросшее финансирование и последующий подъем которого сделали индустриальный регион узнаваемым. В пример можно привести и немецкий регион Рур, который представлен дортмундской Боруссией и гельзенкирхенским Шальке.

Класс польского чемпионата относительно невысок, но в то же время с 1989-го года исторически наиболее успешные клубы Польши – Рух и Гурник – чаще всего не могут на равных бороться с куда более финансово благополучными коллективами из Варшавы, Кракова, Вроцлава и Познани, так же как и Лодзя и Гданьска. Возросшая конкурентоспособность Экстраклассы – это, конечно, хорошо, но когда регион страны, который славился наиболее сильными клубами страны и самым вместительным стадионом, на протяжении длительного периода времени оказывается в таком незавидном положении, разочарование и даже злость со стороны жителей "серых индустриальных предместий" вполне объяснима.

Некоторые фаны Руха подтверждают акцент на самоидентификации мыслью, что не стоит рассматривать лояльность Силезии к Польши как что-то само собой разумеющееся, гарантированное. В истории региона существует прецедент – автономность Силезии с 1922-го по 19393-й год и даже те жители региона, которые не признают себя силезцами в этническом или культурном плане, осознают все выгоды от получения хотя бы частичной независимости одного из наиболее богатых уголков страны. И если найдется какой-то способ, согласно которому аккумулированные в регионе деньги будут направлены на развитие его футбольной инфраструктуры в том числе, это может стать началом конца неудовлетворения жителей Верхней Силезии.

Материал Тома Райли для издания In Bed With Maradona

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK