Велоспорт. Марк Кэвендиш. Ракета с острова Мэн

2009 г., 9 ноября, 12:28

В какой-то степени Марк Кэвендиш - моя персональная гордость. Не могу назвать себя болельщиком Кэвендиша, особенно учитывая тот факт, что я сам болею за другого спринтера. Но талант Кэва мне удалось рассмотреть задолго до того, как о реактивном британце узнала широкая публика. Это всегда очень приятно - когда твои прогнозы относительно того или иного молодого гонщика сбываются. Марк Кэвендиш стал не просто лучшим спринтером мира, а настоящим спринтерским доминатором.

Марк Кэвендиш уникален и неповторим. Марк - невероятно харизматический персонаж, который обладает потрясающей страстью к победам. Кэвендиш попросту не умеет проигрывать, и когда он по собственной глупости дал Алессандро Петакки выиграть второй этап Джиро д'Италия, то просто со всей злости стукнул по рулю, а из его уст потекли слова со знаменитым английским корнем из четырех букв. Поражения он признает (хотя они у него очень редки), в жизни по отзывам у него слава "хорошего малого", но в гонке Кэвендиш - настоящий монстр, против которого нет шансов практически ни у кого. "Кто может обыграть Кэвендиша?" - уже второй год велосипедные болельщики задаются этим вопросом. Пока ответ на него не найден.

В этом году немецкий сайт radsport-aktiv.de выложил очень интересную статистику. В ней говорилось о том, что в этом году Марк Кэвендиш выиграл более 90% спринтов, в которых принимал участие. Абсолютная доминация на Тур де Франс, где за два года Кэвендиш выиграл десять этапов (для сравнения: у великих спринтеров Чиполлини и Цабеля по двенадцать побед на этапах Тур де Франс за всю свою карьеру), блестящая победа на Милан - Сан Ремо в этом году, пять побед на этапах Джиро д'Италия... И так далее, и тому подобное. Марк Кэвендиш в этом году одержал 23 победы. Для профессионального велоспорта это - абсолютно заоблачный показатель.

Уроженец острова Мэн, Мэнксмэн Марк Кэвендиш редко стесняется в выражениях и всегда говорит то, что думает. Иногда Кэв жалеет о том, что говорит, но я думаю, что искренность дороже. Тем не менее, для Кэвендиша существуют понятия о чести, достоинстве и велосипедной справедливости. Несмотря на свой буйный характер, Кэв легко уживается в велосообществе и лишь находит там друзей. Единственным выраженным врагом в пелотоне для Марка Кэвендиша является Филиппо Поццато. В своей автобиографии Марк признавался в том, что Поццато из велосипедистов нравится меньше всего, что итальянец смазливый и подлый. В ответ на это Поццато сказал, что Кэвендиш "велосипедист-любитель". Марк так же ответил жестко: "Думаю, что он просто завидует мне".

А так, Кэвендиш в основном со всеми дружит. Плюс поддержка со стороны команды у него, мягко говоря, очень хорошая. Великолепный советник Эрик Цабель, который помогает Кэвендишу везде и всегда, и заслугой которого является победа Марка Кэвендиша на Милан - Сан Ремо, а так же спортивный директор Рольф Альдаг, в свое время - лучший разгоняльщик мира (и не только разгоняльщик), который помогал все тому же Цабелю.

"Кэвендиш уже сейчас великий. Он - быстрейший спринтер на планете, и я просто уверен в том, что он выиграет больше, чем выиграл я", - сказал в этом году в интервью телеканалу Eurosport сам Эрик Цабель.

А вот со словами самого Кэвендиша уже трудно согласиться: "Я - спринтер старой школы. Я не могу взбираться в горы, но я могу выйти вперед за 200 метров до финиша и больше никто не может побить меня". После побед на Милан - Сан Ремо и на девятнадцатом этапе Тур де Франс этого года с горой второй категории незадолго до финиша больше нельзя сказать, что Кэвендиш не умеет взбираться в горы. А вот побить Марка на финишной черте по-прежнему практически невозможно.

Сам по себе спринт Кэвендиша очень особенный. Он почти не размахивает руками или головой, как это делает, к примеру, Геральд Чиолек. Он максимально сконцентрирован на необходимом усилии. Его 200 метров можно разделить на несколько составляющих: потрясающий стартовый рывок, который почти не дает соперникам шансов удержаться, темповые 150-50 метров до финиша и потрясающий финальный отрезок в 50 метров, где, если есть надобность, Кэв разбирается со всеми. Как говорил Даниэле Беннати, на последних 50 метрах шансов против Кэвендиша нет вообще - там он абсолютно быстрейший.

Посмотрим хотя бы на победы Кэвендиша на Тур де Франс 2009 года:



"В обычной жизни он простой парень: корректный в поведении и настоящий джентельмен. Он делает то, чего не делает большинство гонщиков. К примеру, он звонит мне спросить, как у меня дела или что вообще происходит", - сказал Брайан Холм, еще один спортивный директор команды Кэвендиша Columbia-HTC. Все-таки, какая многогранная персона этот Кэвендиш...

Болельщики к Кэвендишу относятся по-разному. Одних Мэнксмэн откровенно достал своими постоянными победами, бесит своим вызывающим поведением - то есть, они не видели более "омерзительных персонажей", чем Марк Кэвендиш. Другие, видя, что Кэв очень успешен, быстренько перешли на его сторону и начали за него "болеть". Типичные глорихантеры, и, увы, таких тоже довольно много. Третьи просто и искренне болеют за него с самого начала.

Кстати говоря, настоятельно рекомендую почитать книжку Марка Кэвендиша "Boy racer". Это по сути своей автобиография, написанная вместе с журналистом, но на деле все немножечко сложнее. Одна из самых сильных автобиографий, которые я когда-либо читал. Это не просто автобиография, это Кэвендиш как он есть! Можно попросту сказать, что Кэвендиш жжот. Не знаю, насколько подобное выражение допустимо в журналистском материале, но это - истинная правда! Стоит хотя бы почитать про эпизод с Грайпелем во время одной из первых гонок Кэва за T-Mobile. В общем, настоятельно рекомендую поискать хотя бы отрывки - вы не пожалеете!

"Я не думаю, что мне повезло в том, что я стал профессионалом. Я профи, ибо я тяжело работал для этого. Я в профессиональном велоспорте не из-за того, что мне повезло, но мне повезло, что я здесь", - сказал Марк Кэвендиш во время Тур де Франс 2008 года. Кэвендиш как минимум прав, так как ему пришлось работать в банке два года после того, как он выпустился из школы. Просто Марк пытался заработать как можно больше денег, чтобы потом себе помочь во время велосипедной карьеры.

На велосипед, кстати, Марк сел достаточно поздно, в двенадцать лет, и это был маунтинбайк. Кэвендиш занимался в Национальном спортивном центре Дагласа. В уже упомянутой автобиографии Кэв писал: "Я постоянно участвовал в гонках, но выпадал из группы. Моя мама посмеивалась надо мной, и сказал, что это из-за того, что все мои товарищи ездят на маунтинбайках, так что я попросил маунтинбайк на мой тринадцатый день рождения и получил его. На следующий день я вышел на старт и обыграл всех!". Кстати говоря, тогда Кэвендиш встретил Дэвида Миллара и был очень впечатлен этим.

Через несколько лет Марк Кэвендиш стал Чемпионом мира на треке в мэдисоне :) Случилось сие в 2005 году, да и вообще, Кэв был очень успешным трековым гонщиком, что и потихоньку проложило его дорогу в профессионалы. В 2006 году Мэнксмэн подписал контракт с континентальной немецкой командой Sparkasse, и в ее составе начал зажигать на немецких гонках низкой категории. Это привело к тому, что старшая команда, T-Mobile, в том же году взяла Кэвендиша на стажировку и дала ему в своем составе проехать Тур Британии. Мягко говоря, все были поражены, когда Кэвендиш практически на каждом этапе заезжал в топ-3 и выиграл спринтерскую майку той гонки. То есть, потенциал Кэвендиша был заметен с самого начала. T-Mobile подписала гонщика, который уже в следующем сезоне принес команде 11 побед, повторив рекорд Алессандро Петакки по количеству побед в дебютном сезоне.

Кстати говоря, тот сезон для Кэвендиша начинался катастрофически, и, по словам Роджера Хэммонда, руководство команды сильно задумывалось над тем, сможет ли Кэвендиш хотя бы финишировать в какой-то из гонок. То есть, по началу Мэнксмэн серьезно расстраивал руководство команды, но прорыв случился на очень известной полу-классике под названием Scheldeprijs. Кэвендиш выскочил практически ниоткуда, в блестящем стиле обыграв самих Робби Макьюэна и Эрика Цабеля! После этого о Марке Кэвендише заговорили по-настоящему.

Кэв продолжал выигрывать. На его счету были победы на 4 днях Дюнкерка, на Туре Каталонии, на Энеко Туре и на Франко-бельгийском кольце, под конец сезона. В этом же году состоялся и его дебют на Тур де Франс, но он получился не слишком удачным: у Кэва еще не хватало мощи, чтобы держаться за сильнейшими спринтерами мира на последних километрах. Зато в следующем году он взял и оставил всех спринтеров ни с чем.

Кэвендиш выигрывал мелкие гонки на старте сезона, но настоящим прорывом стала его первая победа на Гран Турах. Третий этап Джиро д'Италия... На той Джиро Кэвендиш выиграл два этапа и еще один отдал своему разгоняльщику, Андре Грайпелю. Формально Марк Кэвендиш проиграл спринтерскую дуэль Даниэле Беннати, выигравшему три этапа на той Джиро, но на деле Кэв выглядел в два раза сильнее Беннати и лишь раз проиграл ему в очной дуэли, грубо ошибившись на финише, - да и то, победа находилась на расстоянии трубки колеса!

На Тур де Франс, вместе с помощью от Геральда Чиолека, Марк Кэвендиш выиграл четыре этапа и потом сошел, чтобы поехать на Олимпиаду, где с Брэдли Виггинсом в трековом мэдисоне они считались главными фаворитами, но провалились - по словам Кэвендиша, из-за Виггинса, который на той Олимпиаде уже заработал две золотые медали, и, как говорит Кэв, Виггинс не выкладывался на полную. Вот так, потихоньку, мы и подошли к дню сегодняшнему.

Сегодня он доминатор. Абсолютно быстрейший спринтер Марк Кэвендиш. Надеюсь, теперь вы с ним познакомились поближе.

"Если журналисты спрашивают меня, являюсь ли я лучшим спринтером мира, то я честно отвечаю - да, являюсь. Но если они не спрашивают меня об этом, то я не говорю о том, что я лучший". Марк, поверь - ты действительно лучший. Увы, но с этим не поспорить.

Денис Трубецкой, iSport.ua


x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK