Гончаренко: "Нашим футзалом длительное время руководили непрофессионалы"

2013 г., 31 марта, 13:59
- Тренируя Оболонь, вы дали путь в большой футбол Нивинскому, Гребеножко, Свидерскому. Думали тогда, что они так далеко пойдут, ведь тот же Свидерский поиграл на чемпионате мира?

- С осени 1993-го по октябрь 1995-го возглавлял Оболонь. Со Свидерским работали год, а с Нивинским и Гребеножко - больше. Эти исполнители были сильными, поэтому еще тогда было очевидно, что способны сыграть на высоком уровне. Отмечались подготовкой, ведь имели хорошую школу подготовки.

- Почему, наконец, выбрали футзал, а не футбол?

- Оставив Оболонь, я временно не работал. Тесно общался со своим другом Сергеем Олеговичем Веселовым, который организовал команду Интеркас. Он настойчиво предлагал мне ее возглавить. После долгих раздумий, с лета 1996-го года, стал тренером Интеркасса, который с 1993-го по 1996-й возглавлял замечательный человек - Юрий Николаевич Компаниец, к сожалению, ныне почивший. Одержав победу в первой лиге, команда повысилась в классе, после чего встал вопрос о предоставлении клуба профессионального статуса. Сергей Веселов хотел создать клуб не на один год и с высокими задачами, что и стало решающим фактором моего решения.

- Какими были первые шаги футзального тренера? Ведь тогда интернет не имел распространения, а этот вид спорта был новым для Украины. Учились на собственных ошибках или перенимали опыт у коллег?

- Приходилось перестраиваться на ходу и овладевать методикой игры в футзал. Увлекся новым делом, к тому же, имели неплохой подбор исполнителей, что и позволило уже в дебютном году завоевать серебро, уступив лишь одесском Локомотиву - непревзойденной команде и поныне. Действительно, интернета еще не было, поэтому добывать информацию и знания по мини-футболу было негде. Примером для подражания того времени была российская Дина. Так, по решению Сергея Веселова, ездили в Москву на разные турниры, где и получали знания по этому виду спорта.

- На протяжении 11 сезонов в высшей лиге Интеркас лишь однажды не завоевал награды. Где корни стабильности?

- Прежде всего, в характере, принципом которого является борьба только за первое место и с трудолюбие. Составляющими стабильности успеха были футбольный президент, прошедший школу киевского Динамо, его правильные подходы, умные игроки и поставленный тренировочный процесс.

- За счет чего можно было конкурировать с Шахтером, который тогда скупал всех лучших украинских игроков?

- Шахтер с таким составом задевал за живое. Болельщики того времени сравнивали противостояние Киева и Донецка, как сейчас Динамо - Шахтер, но только в мини-футболе. Признаюсь, что по подбору исполнителей горняки были сильнее нас, но мы исповедовали разные подходы в построении команды, принципах комплектации и ведении самой игры.

- Вы были тренером сборной на чемпионате Европы 2001 года. Как считаете, могли тогда победить, или все же испанцы были сильнее?

- Если не обыграли – значит, не могли. А проиграли тогда лишь в дополнительное время, когда пропустили золотой мяч после ошибки арбитра.

- Сможет ли наша сборная в перспективе выйти на уровень с ведущими сборными мира?

- Наблюдая за АМФУ последние десять лет и при этом все время оппонируя ей, а также побывав прошлой осенью на элитном раунде Кубка УЕФА и увидев всю грандиозность испанской футзальной системы, берусь утверждать, что мы отстали, наверное, лет на 20, если не навсегда. Определение понятия перспектива означает - двигаться вперед, наличие залов, специализированных школ по мини-футболу, подбор тренерских кадров, соревновательная модель всего детско-юношеского плацдарма, и наконец, уровень самой Экстра-лиги. Главным является и то, что нашим футзалом в стране длительное время руководили не профессионалы, а категория людей, которая умело приспосабливалась, прислуживая своему бессменному хозяину, для которых мини-футбол не был страстью и любовью, а средством достатка и наживы. За исключением Владимира Ивановича Братуся, который, по моей информации, два года назад отказался от зарплаты в ассоциации, поэтому на общественных началах занимает должность первого вице-президента и члена исполкома.

- Команды под вашим руководством пять раз стартовали в Кубке УЕФА. Был в каком-то сезоне момент, когда знали, что именно этой команде по силам достичь наивысшего результата?

- Хочу заметить, что из пяти попыток в Кубке УЕФА четыре раза играли на этапах элитного раунда, и во всех четырех случаях жребий сводил нас то с действующим обладателем Кубка УЕФА, то с его будущим победителем. Только в первом дебютном розыгрыше вылетели на этапе основного раунда в Венгрии. Тогда для Веселова и всей нашей команды это было шоком. Достойной внимания была поездка в Испанию 2004-го. В Мадриде, где группу составили действующий обладатель Кубка УЕФА Плайас де Кастельон, его будущий обладатель, хозяин группы, Бумеранг Интервью, ныне - Интер Мовистар, и чемпион Голландии Вест Старс. Свидетелем тех событий был глава нашей делегации Владимир Братусь. В первой игре сыграли вничью с Плайас де Кастельон, в следующей - уступили Бумерангу - 4:5. В той игре, уступая за 5 минут до конца 3:5, выпустили пятого полевого, забили бы четвертый мяч и за 12 секунд, разыграли комбинацию с пасом на дальнюю штангу на Антона Татаринова. Держась за стойку, он умудрился не попасть по мячу, имея перед собой абсолютно пустые ворота. Если бы Антон забил, мы бы вышли в финал, поскольку в игре между собой испанцы сыграли 2:2, и по сумме забитых мячей у нас было бы 10-10, а в обеих испанских команд 7-7. Кстати, Бумеранг тогда обыграл Бенфику и завладел трофеем. И все же, за все 5 раз выступлений в Кубке УЕФА, считаю лучшей командой по уровню и подбору исполнителей львовский Тайм образца 2009 года. Тогда на этапе элитного раунда мы проиграли тому же Бумерангу, будущему обладателю Кубка, со счетом 1:3.

- Чего не хватает украинским командам, чтобы пробиться в Финал четырех, ведь коллективам из других постсоветских республик неоднократно это удавалось?

- Не хватает знаний, умений, а главное - возможностей. Сказывается также отсутствие высокого уровня самого чемпионата, недостаток опыта на высоком международном уровне. Команды постсоветского пространства выходили в Финал четырех лишь благодаря большому количеству легионеров. К примеру, Араз и Кайратимели бразильского тренера и 9 бразильцев, а нынешний участник турнира Иберия Стар - 10 бразильцев и бразильского тренера.

- Соскучились по тренерской деятельности?

- Еще не успел, и обстоятельства не позволяют почувствовать это. Сейчас вокруг меня много подлости и неблагодарности, поэтому мне сейчас очень трудно. Дом, семья и собака, забота о команде ДЮСШ-25 - это мои единственные утешения.

- Как относитесь к легионерам? Это пойдет на пользу конкуренции или перекроет путь нашим игрокам?

- До легионеров, играющих в наших командах, отношусь с определенной долей иронии и сарказма. Те варяги, которые сегодня заполнили команды, за исключением Павла Будняка из Урагана, среднего уровня, а их зарплаты вдвое, а то и втрое выше, чем у наших ребят. К примеру, в том же Урагане, на мой взгляд, есть несколько наших игроков, которые по уровню выше, чем легионеры. Или Енакиевец. Какого уровня там легионеры, если команда может даже не попасть в плей-офф? Есть правило: легионер обязан быть на голову сильнее, чем наш игрок. Этого отнюдь не наблюдается. Средний уровень не может создавать конкуренцию, он лишь усредняет наш чемпионат, который и без того находится на низком уровне.

- Как считаете, наступят изменения в футзале после выборов нового президента?

- В зависимости от того, кто возглавит АМФУ. Но дело не столько в том, кто, а как и зачем. Нужны профессионалы. Тот, кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда. Лучше целиться в совершенство и не попасть, чем целиться в несовершенство и ненароком попасть. Конъюнктура нашей чиновничьей системы поощряет бездарную точность, а не талантливые ошибки.

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK