Вспоминая Уимблдон. Неделя сюрпризов

2013 г., 10 июля, 22:57

Уимблдон, как и любой другой турнир, обладающий богатой историей, готов похвастаться многими знаменательными событиями, будь то невероятные погодные помехи, визиты коронованных особ или рекордные матчи-триллеры. Вот и нынешний двухнедельный марафон сумел оставить заявку на звание одного из самых запоминающихся соревнований последних лет. К сожалению, а, может, и к счастью, причиной, по которой он пока выделяется среди остальных Шлемов, стали не потрясающего уровня матчи, неожиданные прорывы молодого поколения (хотя и им место нашлось), или красивые истории камбэков, а огромное количество травм, снятий с поединков и конфузов сеяных игроков. Тут и о привычных капризах погоды не особо успеешь побеспокоиться, уж сумели другие события затмить привычную проблему в виде картинки накрытых брезентами кортов. Ради справедливости, стоит сказать, что славу проблемного в плане дождей турнира уже давно следовало бы передать открытому чемпионату США. По крайней мере, благодаря крыше, установленной над центральным кортом, не пострадал показ турнира.

После «урагана» неприятностей, обрушившегося на главных действующих лиц соревнований, а также игроков, занимающих места пониже в табели о рангах, наступает время проанализировать случившееся и понять, что стало причиной подобного развития событий. Действительно ли это просто цепочка совпадений? Или всё же найдется объяснение череде сенсаций и эпидемии травм на Уимблдоне-2013?  Перед началом турнира никаких оснований для нарушения привычного порядка вещей не было. Мужская «Биг-4» впервые в этом году заявилась в полном составе на турнире Большого Шлема, вернулись в строй «прогульщики» Ролан Гаррос Энди Маррей и Хуан Мартин дель Потро. Вроде бы разрешила свои проблемы Виктория Азаренка, пострадавшая больше всех от травм в самых разных местах в этом году. К одному из главных событий сезона не принято подходить в плохой форме; не просто так ведь Уимблдон продолжает считаться самым престижным турниром в теннисном мире, хотя найдутся и те, кто вполне обоснованно не согласится с таким утверждением.



Уже в первый день теннисных фанатов всколыхнула новость о том, что соревнования покидает Рафаэль Надаль, лишь две недели назад одержав рекордную, восьмую, победу на Ролан Гаррос. Одно лишь это сделало Уимблдон-2013 необычным турниром, ведь до сих пор испанец никогда не покидал соревнования такого уровня сразу после первого матча. Более того, последним победителем открытого чемпионата Франции, который проигрывал в первом круге следующего за ним травяного турнира Большого Шлема, был Густаво Куэртен, которого незавидная участь постигла в далёком 1997-м году. Но одно дело Гуга, который на траве больше не играл, а мучился – и совсем другое двукратный чемпион Уимблдона, лидер чемпионской гонки ATP этого сезона, отметившийся потрясающим возвращением в Тур. Стив Дарси не упустил возможность обрести славу Лукаша Росола и провел матч всей жизни, одной встречей заявив о себе громче, чем всеми предыдущими карьерными достижениями.

Но, как бы ни старался бельгиец, подобный результат был бы невозможен без посильной помощи со стороны Надаля. Теннисиста, который омрачил мечту Новака Джоковича о дебютном титуле Ролан Гаррос и сравнял с землей в решающем матче парижских баталий Давида Феррера, в тот день на корте не наблюдалось. Невооруженным взглядом были заметны ужасные (по меркам одного из величайших игроков современности, конечно) пробелы в физической подготовке к турниру, отсутствие должной адаптации к игре на травяном покрытии и нехватка того настроя, который помогает Рафе в самых сложных ситуациях. И, тем не менее, даже такой Надаль мог преодолеть барьер первого круга, ведь и раньше бывали случаи, когда манакорец с большим трудом двигался по сетке соревнований на первой неделе, но затем набирал обороты и сносил оппонентов на пути к победе. Но в этот раз ресурсов для усиления игры не нашлось. Да и то, как спокойно воспринял поражение Рафаэль, говорит о многом. Он меньше остальных был шокирован таким исходом своего путешествия на Уимблдоне.



Не покидает ощущение того, что испанец за эти пару месяцев переборщил с нагрузкой и желание набрать форму к любимому Ролан Гаррос превратилось в маниакальное желание доказать всем свою состоятельность и способность вновь стать лучшим теннисистом планеты. Победа в Париже стала красивым венцом отличного грунтового сезона в исполнении Надаля, но одновременно лишила его запаса физических и моральных сил. Рафа сделал ставку на мощную весну в своем исполнении и не прогадал, но заплатил за это свою цену, оказавшись выхолощенным физически и морально после столь напряженного графика. Девять финалов в девяти турнирах – результат феноменальный, однако когда-то спад должен тебя настичь. Надаля он поджидал на Уимблдоне, который стал дебютным турниром испанца на травяном покрытии в этом году. Принимая во внимание усталость игрока, возможное пресыщение таким большим количеством тенниса и отсутствие практики игры на турнирах, предваряющих Уимблдон, поражение Надаля в первом круге остается шокирующим событием для всех нас, но, возможно, перестает казаться настолько сенсационным. Турнир же лишился потенциального четвертьфинала Надаль - Федерер и, казалось, облегчил швейцарцу защиту своего титула.

Но ненадолго, ведь уже через пару дней Роджер Федерер умудрился на своем любимом турнире прервать свою по-хорошему чудовищную десятилетнюю серию, в течение которой швейцарец не вылетал на турнирах Большого Шлема раньше четвертьфинала. Что ж, даже самые великие остаются неуязвимыми не навсегда. Федерер уступил во втором круге, а историческое поражение Роджеру нанес украинец Сергей Стаховский, ещё крепче, чем Дарси, впечатавший свое имя в историю турнира. Поражение Надаля в глобальном плане не несет каких-то пугающих последствий для испанца. В конце концов, один трофей Большого Шлема в этом году он уже имеет, главная цель сезона достигнута, да и шанс выиграть Уимблдон представится ещё не один раз. В случае с швейцарцем, ситуация представляет более неопределенный характер. Защита титула в Англии являлась приоритетной задачей Роджера, поэтому, несмотря на наличие определенных игровых проблем в сезоне, от него можно было ожидать как минимум продолжения своей супер-серии. Но с этим аргументом не собирался соглашаться Стаховский.

Вспоминая Уимблдон. Во вред или во благо?

Сергей провел отличный матч, порой демонстрируя лучшие образцы тенниса в стиле serve-and-volley, не тушуясь перед грозным именем соперника. Ни проигранный первый сет, ни наметившееся возвращение в игру Федерера в четвертой партии, не смутили нашего соотечественника, и украинец сумел довести матч до шокирующего итога для поклонников швейцарского теннисиста. Имел ли Роджер шансы закончить этот поединок в свою пользу? Несомненно, ведь каждая партия сопровождалась упорной борьбой. Но в таких матчах побеждает тот, кто лучше использует предоставленные игровой ситуацией возможности. И в этом компоненте лучше себя проявил Стаховский. Пускай не все серьёзно воспринимали намерения Федерера повторить рекорд Надаля по количеству побед на одном турнире Большого Шлема и верили в итоговый успех швейцарца на турнире, подобное развитие событий не предсказал бы даже самый ярый ненавистник Роджера. Но в тех розыгрышах, где раньше бы Федерер ни в коем случае не отдал бы очка сопернику, теперь ему не хватало резкости, плавности, скорости и точности.



Для швейцарца, проводящего отнюдь не выдающийся сезон, Уимблдон был шансом доказать всем скептикам, что его время ещё не прошло. Но оно идёт неумолимо, не щадя никого. Помимо Надаля с Федерером, на старте турнира оступились многие сильные теннисисты: Джон Иснер, Станислас Вавринка, Янко Типсаревич, Марин Чилич, Жо-Вилфрид Тсонга и другие – все они покинули турнир в первые дни, причём многие, по причине травм. Особенного размаха события достигли в среду, 26 июня, когда новости об очередном снятии игрока или отказе выходить на матч появлялись с регулярностью каких-нибудь сводок с места катастрофы. Эпидемия обошла стороной двух других фаворитов турнира – Новака Джоковича и Энди Маррея. Результат – оба добрались до финала.

Всё вышесказанное относится и к женской части сетки, в которой несколько игровых дней целиком изменили турнирные расклады. Так, нижняя половина за один день осталась без второй и третьей ракеток мира – Виктории Азаренко и Марии Шараповой соответственно, что значительно повысило шансы всех остальных теннисисток на выход в финал.



Белорусская спортсменка существенно недобрала очков в этом сезоне из-за длинного списка травм и повреждений, помешавших ей хорошо выступить на многих турнирах. Первый круг Уимблдона заставил поверить, что над Викторией повис какой-то злой рок. Падение в матче с малоизвестной португальской теннисисткой Марией Жоау Коэлер не помешало ей пройти дальше, но, несмотря на заявление белоруской теннисистки о своей готовности продолжать борьбу на турнире, матч с Флавией Пеннеттой она провести уже не смогла. Кажущаяся хронической травматичность Азаренко совсем не радует, ведь Вика уже много раз показывала, что, будучи полностью здоровой, она может бросить вызов даже Серене Уильямс, не говоря уж об остальных. Но единожды нарушив соревновательный ритм, вернуться в него не так уж просто, а любая не до конца излеченная травма грозит обернуться новой. Возможно, что снятие с турнира связано ещё и с неуверенностью в себе и повышенной осторожностью Виктории. Если это предположение верно, то критиковать Азаренко  ни в коем случае не стоит. Уж точно лучше пропустить один турнир, чем рисковать всем сезоном, а, возможно, и карьерой.

Другая прима мирового тенниса не испытывала подобных проблем. Мария Шарапова вихрем промчалась первую половину сезона, серьёзные проблемы испытывая лишь во встречах с Сереной, ключик против игры которой Шарапова не может найти уже девять лет. Незадолго до старта Уимблдона Мария наняла специального человека, в обязанности которого входит просматривать матчи россиянки и искать причины её поражений: в первую очередь это, конечно, касается её матчей с Сереной. Да и заочная словесная перепалка между Уильямс-младшей и Шараповой в преддверии Уимблдона подогревала и без того большой интерес к их возможной встрече в финале турнира. Но некогда одна из самых перспективных теннисисток в своей возрастной группе Мишель Ларшер де Бриту не собиралась зачехлять ракетку без боя. Определенные проблемы Шараповой сумела доставить даже Кристина Младенович в первом раунде, но это можно было списать на особенности стартового матча, адаптацию к покрытию и турниру.



От второго матча девушки Григора Димитрова ожидали куда более уверенной победы, а получили громкое фиаско. Как заметил Иво Карлович, Мишель сумела перекричать Марию, что удается очень немногим. Кроме этого, что куда важнее, она сумела ещё и переиграть свою более опытную оппонентку. Португальская спортсменка провела фантастический матч, заставивший многих задаться вопросом, а почему же эта девушка находится в глубине второй сотни. Быстрая игра, разящие удары, невероятный темп, заданный Ларшер де Бриту – Шарапова не попадала в этот ритм, её привычные козыри не работали, она старалась играть остро – получала ещё более опасный ответ, пыталась разыгрывать комбинации – Мишель их разгадывала и наказывала Марию за малейшие проявления слабости. Уверенная, красивая и заслуженная победа всё ещё молодой по теннисным меркам девушки.

После матча она не стала оправдываться и напрямую заявила, что последнее время играла из рук вон плохо. Но в тот день она сумела найти свою игру и заставила Марию Шарапову покинуть корт побеждённой. До второй недели не добрались ещё многие именитые и титулованные теннисистки. Сара Эррани в первом раунде уступила пуэрториканке Монике Пюиг. Анжелик Кербер впервые за два года покинула турнир Большого Шлема раньше третьего круга, уступив дорогу неувядающей Кайе Канепи. Не выдался долгим уимблдонский вояж Марии Кириленко, Надежды Петровой, Аны Иванович и Елены Янкович. Список травмированных пополнила Каролин Возняцки, но, стоит отдать ей должное, свой матч датчанка всё же доиграла.



Вот и получается, что поодиночке каждая сенсация имеет свои причины, которые значительно уменьшают неожиданность того или иного исхода, но в целом такую первую неделю на турнирах Большого Шлема сложно припомнить в недавнем прошлом. Так можно ли выделить какие-то общие причины таких событий? Тенденции, которые сделали такой массовый исход фаворитов на старте турнира возможным?
Только ленивый не успел публично выступить с критикой уимблдонских кортов, отмечая, что в этом году они очень скользкие и некомфортные, а поэтому повышается опасность получить травму для участников соревнований
Да, объяснения существует, и даже несколько, но все они, в принципе, не новы. Во-первых, только ленивый не успел публично выступить с критикой уимблдонских кортов, отмечая, что в этом году они очень скользкие и некомфортные, а поэтому повышается опасность получить травму для участников соревнований. Так, Мария Шарапова несколько раз падала во время своего матча первого круга, и счастье, что всё обошлось небольшим испугом. С другой стороны, организаторы отказались принимать критику и заявили, что корты в полном порядке. Кто прав? Наверное, стоит послушать тех, кому подобное состояние кортов стоило выступления на турнире.

В 2015 году окно между Ролан Гаррос и Уимблдоном увеличится с двух до трёх недель. Не исключено, что события последней недели заставят игроков и официальных лиц подумать о дальнейшем расширении промежутка между двумя мэйджорами. Открытый чемпионат Франции – один из наиболее сложных турниров для теннисиста в плане физической нагрузки и требуемого уровня выносливости. Выходит, что после изматывающего грунтового сезона игрокам необходимо не только адаптироваться к травяному покрытию, но и делать это в кратчайшие сроки, так как весь период игры на траве занимает месяц в календаре. Теннисисты приезжают на Уимблдон либо чрезмерно уставшими после тяжелой весны и попыток сыграть как можно больше матчей в преддверии престижнейшего турнира сезона, либо, как это происходит в случае с большинством сильных игроков, не сыгравшими ни одного матча на траве до самого Уимблдона. Во втором случае первые круги становятся серьезной преградой даже для игроков первой десятки.
Теннисисты приезжают на Уимблдон либо чрезмерно уставшими после тяжелой весны, либо не сыгравшими ни одного матча на траве до самого Уимблдона
Обещанные изменения в календаре, начиная с 2015-го, уже можно считать серьёзным прорывом в этом вопросе, но ещё одна неделя подготовки к Уимблдону точно бы не помешала. Пожалуй, об общей перегруженности календаря и речи заводить не стоит. Кто бы что из ведущих теннисистов не заявлял, но, пока крупнейшие соревнования из года в год бьют рекорды по посещаемости и полученной прибыли, особых послаблений со стороны международных теннисных организаций ждать не стоит. Быть может, не будь обязательного количества турниров для теннисистов элитной когорты, было бы проще, но и зрителей завлечь именами условных Типсаревича и Альмагро в роли хедлайнеров турнира куда сложнее, чем Джоковичем и Надалем.

Уимблдон занимает особенное место в теннисе: что в его истории, что и в современном календаре сезона. Первая неделя Уимблдона-2013 получилась уникальной и незабываемой. Для этого были свои причины, да и обстоятельства в каждом отдельном случае травмы игрока или апсета одного из фаворитов складывались особым образом. Кому-то абсолютно резонно это не нравится, ведь с вылетом каждого сильного теннисиста мы лишаемся потенциальных громких афиш на поздних стадиях турниров. Но есть и те, кто, наоборот, счастлив, что турнир становится действительно открытым почти для всех: при таком развитии событий обязательно откроется какое-нибудь новое имя, не будет опостылевших полуфиналов при участии первых четырех сеяных, ну а матчи… кто сказал, что настоящее зрелище могут подарить только фавориты?

Использованы фото Getty Images


x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK