Легендарные гонки. Гран-при Львова

2010 г., 10 марта, 07:59
Львов - один из главных культурных центров Украины. Здесь находится очень много памятников и прекрасных сооружений, которые были построены века назад - целое наследие. Та и вообще, город обладает какой-то неописуемой магией и чтобы ее почувствовать, нужно не килобайты текста читать, а просто туда разок съездить. Это действительно классный город с такими же людьми, чтобы там не говорили. Но это все на виду - по городу можно бесконечно ходить, забегать в различные кафешки, пойти на смотровую площадку и вдохнуть поглубже тот неповторимый воздух.

И при этом многие не подозревают о том, что 80 лет назад, когда город еще не был частью Украины, здесь прошла гонка под вывеской "Гран-при". Это то, к чему сейчас стремится - правда, не очень уверенно - наша страна. Все болельщики автоспорта Неньки хотели бы принять великий зарубежный цирк, но пока эта перспектива видна лишь в добрых снах. Возможно, этого наша страна таки дождется, но пока поговорим о том, что она однажды дождалась - Гран-при Львова.

У истоков

В то время, когда центральная и восточная часть нынешней Украины пыталась выполнить пятилетку за три года, а Остап Бендер на Лорен-Дитрихе ехал за своим миллионом в замаскированную под Черноморск Одессу-маму, в Галичине увидел вовсю развивался автоспорт. К развитию руку приложила как раз тогдашняя географическая ситуация. В Европе, как мы знаем из "Легендарных гонок", во второй половине 20-х годов прошлого века гонки уже не были экзотикой и быстро распространялись по странам. Дотянулась рука запада и до самой восточной точки - Львова, а вернее нынешней Львовской области. 8 сентября 1925 года прошла гонка между городами Стрый и Великая Воля (польское название - Bilcza Wolica). Соревнование выиграл Хенрик Лиефелдт на Аустро-Даймлере (австрийский брат штутгартского завода, который сумел просуществовать только с 1899 по 1934 год). Гонка, проведенная в 1925 году, стала успешной и уже в следующем году дистанция была увеличена вдвое. Город Стрый по-прежнему принимал старт, а вот финишная прямая была перенесена во Львов.

В 1926 году гонка была проведена в двух классах - гоночных и туринговых автомобилях. Соответственно, увеличилось и количество победителей. Главную победу одержал все тот же Лиефелдт, а в классе туринг победу одержал Адам Потоцкий. В дальнейшем гонка сохранила свою привлекательность, и заезд между Стрыем и Львовом стал вполне традиционным, но вот повышения на более высокий уровень очень сильно хотелось. Идея проведения уличной гонки во Львове зародилась в 1927 году - еще до того, как над этим серьезно задумались в Монако (в княжестве идея городской трассы возникла годом позже, правда, воплотилась в жизнь раньше).

Но "лишь" через три года Малопольскому Автомобильному Клубу (эта была подструктура Польского Автоклуба) удалось провести во Львове гонку под статусом "Гран-при". В 1930 году в зачет европейского чемпионата шли только три гонки - Инди-500, Гран-при Бельгии/Европы в Спа и Гран-при Франции в По. А вот внезачетных гонок было - двадцать одна! В этом списке нашлось место Монако, Тарга Флорио, Монце и, что для нас самое главное, - Львову.

Славное начало, но без славных имен

Правда, первая гонка получилась чуть неудачной из-за календаря соревнований. В тот же самый уик-энд в Монце прошла такая же внезачетная гонка. Понятно, что все нам хорошо знакомые производители ринулись на юг Альп, а Львову достались самые крохи. Но пока это не имело большого значения. На данном этапе был просто положен старт, а вера в то, что высоких гостей прийдется ждать не так много, не покидала. Гонка в 1930 году прошла по необычному сценарию. На воскресенье 7 сентября был назначен заезд между Стрыем и Львовом и только на следующий день (в понедельник!) был проведен первый в истории львовский Гран-при. Воскресную гонку выиграл граф Маурысы Потоцки. Жителям Львова, да и не только, эта фамилия должна быть хорошо известна, либо этот граф в свое время проживал в прекрасном Дворце Потоцких, который и по сей день является одним из украшений Львова.

А 8 сентября состоялось таки долгожданное событие. Подготовка к празднику шла просто невероятная и даже дождевая погода не смогла отпугнуть по крайней мере 20 тысяч зрителей (другие источники говорят о 50 тысячах и это притом, что население Львова было - 300 тысяч). Трассы была проложена прямо в сердце города и основу образовали три улицы. Прямая старт/финиш лежала на равнинной улице Витовского, затем шел двойной правый поворот на Стрыйскую, где гонщики поднимались на 55 метров над уровнем старта, и Гвардейский спуск возвращал пилотов до точки отсчета. Сама поверхность трассы предоставляла гонщикам дополнительные эмоции. Это в основном была брусчатка, и ее дополняли трамвайные пути, которые перед гонкой пришлось замазать асфальтовой смесью.

Это все было окружено пейзажем из домов, фонарных столбов и деревьев. В то время не было сверхтехнологий, и безопасность гонки была обеспечена тривиальными средствами. На всех опасных участках были расстелены мешки с песком, по всей длине 3-километрового кольца было расставлено 500 полицейских и в равной удаленности друг от друга стояли шесть надзирательных постов. А для удобств зрителей было сооружено пять трибун - две на главной прямой и три по всей дистанции. В общей сумме сидячих мест оказалось почти 4 тысячи зрителей. Это означало, что основная масса любопытствующих будет находиться вдоль трассы.

Первый Гран-при прошел во многих классах. Автомобили были разделены на гоночные, спортивные и туринговые, а мотоциклы разделялись по объему двигателя - спортивный 600 куб.см., гоночный 250 куб.см. и гоночный 600 куб.см. Во всех классах поляки воспользовались отсутствием сильных зарубежных гостей и одержали победы. Главный приз выиграл все тот же Хенрик Лиефелдт, а Потоцки на Бугатти приехал вторым - повторить вчерашний успех на гонке Стрый-Львов ему не удалось. Победу же в классе спортивных авто одержал Тадеуш Сколимовски. Гонка прошла очень успешно и через девять месяцев Гран-при снова прошел во Львове. На этот раз датой проведения было назначено 7 июня и, складывалось впечатление, что вновь сильные пилоты обойдут стороной восток. В тот же день прошли еще 3 внезачетные гонки, и победу в Нюрбургринге одержал Рудольф Караччиола. Но даже несмотря на то, что основная часть "силовиков" была брошена на западные этапы, к нам приехали уже более знаменитые люди, чем в прошлом году.

Да здравствует Король!

В 1931 году Аустро-Даймлер ушла из гонок и многие ее пилоты перебрались в практически родной Мерседес. Среди них был Ханс Штук, который и выиграл Гран-при Львова в 1931 году. В начале 50-х этому пилоту даже удалось принять участие в четырех гонках Формулы-1, но провел он их по олимпийскому принципу, не добившись хоть каких-то результатов. А вот этап во Львове в 1932 году стал успешным, и на это повлиял сам Рудольф Караччиола - главная довоенная звезда европейского автоспорта. Правда, из списка приглашенных на львовскую брусчатку приехали лишь считанные пилоты. В гоночном классе выступили только Караччиола (Альфа-Ромео), Брошек, Штук (оба на Мерседес) и Стэсни (Бугатти). Столько же участников было и на спортивных автомобилях, которые выступали на Бугатти. Всего восемь участников приняло участие в гонках на автомобилях и это несмотря на то, что впервые гонка во Львове не пересекалась с другими важными соревнованиями.

Все тренировочные сессии начинались в 4 часа утра. В такое раннее время зрители также находили силы подняться и наблюдали за каждым пролетом героев. А о текущих результатах они узнавали из установленных громкоговорителей, о которых позаботились организаторы. К сожалению, тренировочные дни принесли неприятные минуты - в пятницу от сердечного приступа умер мотоциклист Эдвард Йозеф Кустанович. А на четырехколесном звере попал в аварию Брошек и хорошо, что все ограничилось только разбитой машиной о столб. Гонщик же сильно не пострадал, наложил пластырь над левым глазом и ринулся в битву за победой. Гонку среди гоночных и спортивных автомобилей организаторы решили совместить, за что поддались критике со стороны жены Караччиолы. Она в интервью сообщила, что довольно опасно объединять борьбу быстрых и медленных машин - это могло создать много неприятных ситуаций. Тем не менее, организаторы ограничились стартом спортивных машин позади на 50 метров и с опозданием на 30 секунд.

Победителем гонки в 1932 году стал главный фаворит - Караччиола. Ему удался успешный старт, и позже реальных шансов своим соперникам он не предоставил. Пытался догнать Рудольфа только прошлогодний победитель, Ханс Штук. Пилот Мерседеса отчаянно атаковал, но каждый его быстрейший круг Караччиола тут же перебивал и спокойствие сохранялось. На 36 круге Штук отставал от лидера уже на 17 секунд, но продолжал атаковать, а это закончилось поломкой радиатора. Рудольф Караччиола тут же увеличил свои шансы, поскольку новый преследователь в лице Хартманна на машине младшего класса отставал уже на 4 круга. Но новоявленный второй номер не удержал и своих позиций. Брошек, который потерял время на трех пит-стопах, изначально отстал даже от более слабых конкурентов, но постепенно ему удалось восстановить статус-кво и финишировать вторым. А победитель гонки через много лет признает ее одной из самых сложных - Рудольф Караччиола считал, что по сложности она уступали лишь легендарному Нюрбургрингу. При этом он отдельной графой выделил, что Гран-при Львова уж точно не уступает гонке в Монако. Вот, что значит пиар...

Борьба технологий

А вот в 1933 году Львову снова не повезло - в день гонки во Франции прошел зачетный этап чемпионата Европы, а это означало, что о приглашении высоких гостей речи не шло. Все ограничилось участием местных гонщиков и десантом из Скандинавии. Благо, все они выступали на машинах известных производителей - Бугатти, Альфа Ромео, Мерседес и Мазератти. Гран-при прошел по тому же графику, что и за год до этого. Сначала с четверга по субботу в четыре часа утра пилоты выезжали на тренировочные сессии. Несмотря на то, что соревнования снова сопровождал дождь, зрители полностью забили трибуны. К сожалению, практика была омрачена серьезной аварией. На круге у Хартманна случилась поломка, и он поехал в боксы. Из-за плохой погоды с ним не смог вовремя разминуться Виденгрен – и на полной скорости врезался в медленно движущейся автомобиль. Хартманна пришлось быстро доставить в больницу. Он сумел избежать серьезных травм, но врачи запретили ему участвовать в гонке. А вот Виденгрен отделался легким испугом, за ночь починил автомобиль и вышел на старт.

11 июня 1933 года состоялся последний Гран-при Львова, но гонка выдалась интереснейшей по своему накалу. Лидерство в гонке захватили северяне - плотную борьбу вели норвежец Бьорнстад (Альфа-Ромео), финн Эбб (Мерседес) и швед Виденгрен (Альфа-Ромео). Норвег изначально лидировал, но его преимущество было не слишком большим - он постоянно находился под угрозой атаки своих конкурентов. К тому же остроты прибавлял дождь, который закончился лишь в 60-му кругу. Первым погоню за кубком закончил Эбб, которого подвел радиатор - финн беспомощно уехал в боксы. А вот этим сразу воспользовался швед и сразу же начал более активно атаковать лидера гонки. В конце концов, он обошел конкурента на стартовой прямой и принялся увеличивать отрыв, что ему удалось вполне легко.

На 76 круге новый лидер гонки опережал ближайшего соперника (а в гонке на тот момент осталось вообще три пилота) больше, чем на минуту, и со спокойной душой уехал на дозаправку. Но там его подвела система зажигания. По тогда действующим правилам каждый пилот после заезда в боксы должен был заглушить двигатель. Делалось это ради безопасности, но это было испытанием и на надежность техники. Вот на этом и попался Виденгрен и потерял на повторном запуске три минуты. Из-за этой заминки он пропустил вперед Бьорнстада и Балестреро.

Одна надежда была на то, что у соперников также возникнут проблемы на дозаправке. Но то, что в итоге произошло, в наши дни вызвало бы бурный смех. Сначала на 95 круге - за всего пять кругов до финиша - поехал на пит Балестреро. Все сложилось для него удачно, но было маленькое "но" - во время дозаправки он не выключил двигатель. По факту он финишировал вторым впереди Виденгрена, но в итоге был дисквалифицирован. А гонку выиграл Бьорнстад. Все ожидали от него пит-стопа, но в итоге он финишировал, так ни разу не дозаправившись. Лишь в 1985 году он признался, что на его машине был установлен дополнительный бак для горючего - вот такие были идеи у конструкторов в 30-х годах. До активной подвески и двойных диффузоров было далеко, но идея безумно хороша... А среди спортивных автомобилей победу одержал Пьерр Вейрон на Бугатти - именно в его честь будет названа модель, которая известна всему миру.

В 1934 году гонку раз и навсегда отменили. Официальной причиной тому стал финансовый кризис, но все мы знаем, что в 1933 году власть в Германии коренным образом поменялась и какие у нее были взаимоотношения с Польшей потом. Но это произошло три четверти века назад, и мы можем строить лишь догадки. В любом случае, Гран-при Львова у нас уже был и будем верить в то, что Гран-при Украины будет не за горами. В какой-то степени это смешно, но все таки...



(К сожалению, видео Гран-при Львова нам найти не удалось. Есть подозрение, что оно вообще не сохранилось. Но почустствовать атмосферу того Львова вы можете, посмотрев вот этот небольшой фильм о городской жизни 30-х годов)

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK