Великая история Формулы-1. Часть 17. Шектер

2010 г., 11 января, 07:47
Юный южноафриканец поставил для себя цель стать чемпионом мира, но поначалу он использовал жестокие методы. В пылу борьбы Джоди часто не находил общего языка со здравым смыслом и оказывался на обочине. А иногда после его неудачных атак вместе с ним заканчивали гонки и его соперники. Пиком такого поведения стал устроенный Шектером завал в 1973 году, когда он оказался на грани дисквалификации. Собственные аварии никак не могли его остудить - они стали слишком привычными, но вмешаться в идеологию Джоди смогла трагическая смерть его напарника по команде. Шектер не только подружился с головой, но и показал все, на что он способен. После достижения своей цели мир Формулы-1 его больше не привлекал.

Окно в Лондон


Джоди Дэвид Шектер родился 28 января 1950-го в южноафриканском городке Ист Лондон. Именно этот город в 1960 году принял этап Формулы-1 и, возможно, сыграл не последнюю роль в судьбе Джоди и его старшего брата Яна. В юношеском возрасте для достижения своей мечты им помог отец, который был дилером Рено. Джоди успешно начал работать в мастерской инженером. В нерабочий период будущий чемпион начал учиться водить, но уже в то время он выработал для себя одно правило - газ в пол.

В первой своей официальной гонке ему за опасную езду был показан черный флаг. Джоди пришлось искать компромисс – и вскоре он стал регулярным победителем. В 1970 году была добыта победа в чемпионате ЮАР в серии Формула-Форд. В качестве приза ему был предоставлен билет в Англию, где он смог бы усовершенствовать свои способности.

Результаты в британских Формула-Форд и Формула-3 не заставили себя долго ждать. Он по-прежнему копил вылеты, но когда ему удавалось их избежать - было великолепное зрелище. В итоге он добился нескольких побед в двух классах, и на него не без причин положил глаз Макларен. Дебют в Формуле-1 состоялся на Гран-при США в последней гонке 1972 года. Тогда он финишировал на девятом месте и команда предоставила ему право выступить на нескольких гонках в следующем сезоне.

1973-й раскрыл всю суть Шектера миру. На Гран-при Франции Джоди был уже в лидерах и его плотно преследовал Эмерсон Фиттипальди. Когда посреди дистанции бразилец попытался обойти географического «одноширотника», то Шектер просто его вытолкнул с трассы. Этот маневр стоил гонки и южноафриканцу. После гонки у Эмерсона был повод для радости - свою первую гонку выиграл его напарник Ронни Петерсон.

Инь и Янь

А уже после празднования бразилец бросил несколько нелицеприятных слов в сторону Джоди. Интерес к персоне Шектера был подогрет, а масла в огонь подлил следующий этап в Великобритании. В Сильверстоуне парень с кучерявыми волосами, которые стали его некой торговой маркой, стартовал шестым. В последний поворот Вудкот на первом круге он входил уже четвертым, но... Его выбросило на внешний радиус, где он проехался по траве, затем он пересек всю ширину трассы и остановился после удара о стену пит-лейн.

Лишь счастливчики смогли проскочить мимо Шектера и образовался массовый завал, конкуренцию которому составляет лишь Гран-при Бельгии 1998 года и чудеса Дэвида Култхарда. Из-за этой аварии кроме Шектера не смогли выйти на повторный старт еще восемь пилотов. После Гран-при против Джоди были настроены очень многие, риск его дисквалификации оказался очень велик. Почувствовав это, руководство Макларен предоставило своему пилоту передышку, во время которой Шектер должен был остудить пыл.



(Гран-при Великобритании 1973 года)

Джоди Шектер вернулся на трассу через два месяца в Канаде и... сошел после столкновения с Франсуа Севером из команды Кена Тиррелла. Тем не менее, после Гран-при ему было предложено место в Тиррелле - необходимо было заменить Джеки Стюарта, который покидал Формулу-1. Таким образом Север и Шектер должны были стать коллегами по команде, но этому не суждено было сбыться. На последнем этапе 1973 года в США Франсуа попал в смертельную аварию. Эта авария очень сильно повлияла на Джоди, и теперь он сам себе пообещал, что будет отдавать предпочтение трезвому рассудку. К такому решению обязывал и статус первого пилота, ведь Кену Тирреллу совсем не хотелось видеть в успешной команде отсебятничества.

В 1974 году начало проявляться другое качество Шектера - скорость. В первом же сезоне за Тиррелл он добыл две победы - в Швеции и в Великобритании. На этот раз этап на острове проходил в Уоткинс Глен. Джоди практически всю дистанцию продержался вторым и особых шансов на победу не имел - гонку уверенно вел Лауда. Но под конец гонки австриец получил медленный прокол и начал терять время. Чтобы сохранить шансы на очки, он пошел на пит-стоп и пропустил Джоди к победе.

Когда шесть лучше, чем четыре

Сезон 1975 прошел чуть менее успешнее, Шектер сумел одержать победу лишь на домашнем Гран-при. Такое положение дел не могло радовать Тиррелла - результаты были явно ниже ожидаемого уровня, необходимо было решение, которое многое меняло бы.

Сезон 1976 года вошел в историю появлением шестиколесного болида. Для того чтобы уменьшить лобовое сопротивление инженеры переднее колесо сделали маленьким (всего 10 дюймов в диаметре) и спрятали его за передним антикрылом. При этом терялось сцепление с трассой и для компенсации потерь рядом была поставлена еще пара колес. Новинку Шектер испытал на пятом этапе в Бельгии и пришел на финиш четвертым. Уже на следующем Гран-при в Монако он был вторым, а в Швеции был на первой ступеньке подиума. Но на скандинавском этапе победу ему помог одержать Марио Андретти. Американец уверенно вел гонку, но его из-за фальстарта ожидал минутный штраф. На 45 круге дистанции у Марио сгорел двигатель и пара пилотов Тиррелла помчалась за дублем. Но это оказалась последняя победа в чемпионате. Следующий сезон Джоди начал в другой команде.



(Шестиколесное детище Тиррелла. Трасса Поль Рикар. 1976 год)

В 1977 году в Формуле-1 появилось новое имя - Вальтер Вольф. Немец по происхождению, который сделал свою карьеру в бизнесе в Канаде, решил на несколько сезонов почувствовать запах гонок и создал свою команду с неограниченным бюджетом. В конце 70-х романтика в королевском класе практически исчезла и для достижения целей собственными силами нужны были деньги и еще раз деньги. У Вольфа с этим проблем не возникло – поэтому сразу же были подписаны контракты с Шектером и моторами Косуорт. Результат первого Гран-при в Аргентине превзошел все ожидания.

Этап, по состоявшейся традиции, прошел в ужасную жару и стал прообразом шоу "Последний Герой". До финиша добрались лишь пять пилотов, а гонку выиграл Шектер, который стартовал с 14-го места! Тогда машина отличилась надежностью, но вскоре добавилась и скорость. По итогам сезона Джоди добыл еще две победы, шесть подиумов и занял второе место в чемпионате после летающего Лауды. Тем не менее, от этих результатов не осталось и следа в следующем сезоне - 3 подиума и седьмое место. В конце года Шектер принимает судьбоносное решение и подписывает контракт с Феррари.

Сбыча мечт

В 1979 Шектер выступал в паре с Жилем Вильневом и они составили победный дуэт. У обоих по итогам чемпионата оказалось по три победы, но у Джоди были более стабильные результаты. Не помогло Жилю и большее количество вторых мест - от чемпиона его отделило всего четыре очка (с учетом того, что в зачет брались четыре лучшие результата в первой половине чемпионата и четыре во второй). Тем самым Шектер исполнил свою мечту и следующий сезон выполнял лишь обязательства по контракту. А следующий титул Феррари получит через 21 год, но об этом детальнее чуть позже.

После завершения карьеры пилота Шектер ушел далеко от гонок и начал заниматься бизнесом. В его интересах была техническая компания по безопасности, а сейчас он занимается производством экологически чистой сельхозпродукции. Его внимание к автоспорту ограничивается участием его сыновей в гонках. Серьезно он напомнил о себе лишь в прошлом году во время разгара скандала между ФИА и ФОТА. В знак протеста против действий ФИА Джоди обещал отказаться от своего титула. Вряд ли это стало причиной нормализации ситуации, но...



(Джоди Шектер)

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK