Формула-1. Итоги. №3 — "Фелипе, Фернандо быстрее тебя..."

iSport.ua разбирает фразу Роба Смэдли, которая вошла в историю Формулы-1.
0
22 декабря '10 9:28
фото Getty Images
фото Getty Images
Нет, дорогой читатель, здесь пойдет речь не о том, что Фелипе Масса на протяжении всего сезона выступал заметно хуже своего напарника. В этом году был этап, где бразилец выступал очень хорошо и мог не просто оказаться выше напарника, но и победить. Это могло произойти через год после той страшной, нелепой аварии на Хунгароринге, после которой Фелипе, к превеликому счастью, остался жив.

Гонка в Хоккенхайме по своей сути была очень скучной - самым интересным был старт, а затем пилотам оставалось лишь доехать до финиша. Если бы не случился один эпизод, то отнюдь не Сахир выиграл бы звание самого унылого зрелища в чемпионате. Но тот самый эпизод произошел.

Фелипе Масса легко сдерживал позади напарника по команде, но даже в "Шпицкере" тому не удавалось сделать даже попытку атаки. С другой стороны - впереди был партнер по конюшне, и неудачная попытка атаки могла бы лишить "красных" многих важных очков в чемпионате, как это сделали Ред Булл в Турции. Но выход был найден. На радиосвязь с Фелипе вышел его гоночный инженер Роб Смэдли, который сказал буквально следующее: "Фелипе, Фернандо быстрее тебя, подтверди, что ты понял эту информацию".

В ту же секунду стало ясно, что на командном мостике Феррари решили вспомнить до боли знаменитые ходы в прошлом. Если у кого-то были сомнения на этот счет, то они развеялись ровно через круг - Фелипе на выходе из шпильки сбросил скорость и пропустил Алонсо вперед. Перед той гонкой Фернандо отставал от лидера чемпионата мира - на тот момент это был Хэмилтон - на 47 очков, а после - 34. Отставание было велико и трудно было поверить в то, что на последнем этапе именно испанец будет главным фаворитом и крайне важными будут как раз те самые семь очков.

Но финиш чемпионата - это отдельная песня. До этого судьи дважды рассматривали тот инцидент в Германии. Впервые это случилось сразу после гонки. Пришлось немного подождать решение стюардов и, в принципе, решение было логичным и понятным. Судьи на Гран-при Германии наказали Феррари денежным штрафом в 100 тысяч и вынесением детального расследования на Мировой совет автоспорта.

Вынесение окончательного приговора было назначено на 8-е сентября. Разные были прогнозы - очень разные. Сложно было выбрать бред, поскольку в каждом варианте исхода была своя логика: кто-то защищал командные интересы и борьбу за высшую награду, а кто-то ругал за нечестную игру. Вторая позиция была подкреплена еще и тем, что после событий в Австрии в 2003 году был наложен запрет на использование командной тактики.

Феррари выбрали правильную защиту: мы никому не приказывали что-то делать и сообщили Фелипе текущее положение, после чего он САМ решал, как поступить. Придраться очень сложно, но ведь не было ни одного человека, который действительно считал, что не была применена командная тактика. Защищать или нет такие действия - дело каждого и это здорово, поскольку есть предмет для спора, но ФИА должна была вынести свое решение исходя из доказательств.

Именно их в итоге и не хватило. А ведь действительно - это так. Мы можем домыслить что угодно и как угодно, но, не имея доказательств, не можем наказывать. Есть ли вероятность того, что Фелипе действительно сам решил пропустить Фернандо, а перед гонкой попросил Роба Смэдли информировать его о скорости Фернандо? Это немного безумно, но такая вероятность есть, не так ли?

В такой ситуации любое решение ФИА не было бы неожиданным - все что угодно можно было оправдать. При этом здравый смысл можно было оставить за кадром - как было сказано, мнений много и каждое имеет право на существование. Получилось так, что ФИА нашла решение, которое было чем-то средним. Феррари вроде как нарушили запрет на командную тактику и 100 тысяч им не простили, но более глубоко не копали - не нашлось доказательств. Более того, было объявлено, что запрет на использование командных приказов будет чуть позже пересмотрен.

Совсем недавно было вынесено решение, что пункт 39.1 будет вообще исключен из регламента. Вот логика такого решения совершенно мне непонятна. Восемь лет назад ФИА, которой руководил Макс Мосли, запретила приказы из боксов. Конечно же, как таковая командная тактика не исчезла - то внезапные поломки случались, то заминки на пите происходили. Все было очевидно, но ни к чему нельзя было придраться. И вот в этом году наступил момент, когда дело пришлось расследовать. Итог известен. А теперь, уважаемые знатоки, вопрос: в 2002 году в ФИА действительно думали, что при большой нужде команды будут говорить что-то вроде "Фелипе, пропусти Фернандо, иначе тебя не отпустят на Рождественские праздники!"?

Если слова, которые произнес Смэдли, не являются доказательством, то, что тогда считается? Шуток ходило большое количество и все сводилось к тому, что после каждого "приказа" команда вынуждена будет заплатить лишь 100 тысяч. Извините, но это даже для Хиспании не является проблемной суммой. "Карун быстрее тебя" - и делов-то! А в выпуске "Top Gear", который вышел через неделю после событий в Хоккенхайме, вообще предложили: "Над Парижем идет дождь!". Чем не вариант?

О самой командной тактике мы не один раз говорили на этом сайте. Даже Шумахер не отрекся от своих взглядов - а он точно знает, как это, что это и для чего это. Алонсо сейчас находится в похожей ситуации. Банк Сантандер пришел в команду не просто так и победа в чемпионате будет для него в радость. А "честную игру" можно оставить кому-то другому. Но вот ФИА показала себя не с лучшей стороны. Вновь!
iSport.ua Автоспорт Формула 1
Загрузка...