Все плохо в доме дона Карабанте

Трезвый взгляд на нездоровую ситуацию в команде HRT.
32130
30 Марта 2011, 12:00
Все плохо в доме дона Карабанте
Хосе Рамон Карабанте
Все идет к тому, что в сезоне-2012 команд в Формуле-1 будет одиннадцать. Нынешний год может стать последним для HRT, и в этом команда виновата сама. Она загнала себя в яму, выбраться из которой удавалось лишь избранным.
 
Грустная история Хиспании началась в 2009-м с попыток Адриана Кампоса воплотить в жизнь свою давнюю мечту. Попытка провалилась, но команда не умерла. Ее спас обеспеченный соотечественник Кампоса, бизнесмен Хосе Рамон Карабанте де ла Плаза, владеющий Grupo Hispania – компанией, специализирующейся на недвижимости. В гоночном сообществе его имя было мало кому известно, а вот в испанских деловых кругах дон Карабанте давно прослыл не слишком надежным человеком. Его компания увязла в судебных разбирательствах и долгах на сотни миллионов евро. Представьте, каково было удивление кредиторов, когда они узнали, что бизнесмен вложил немалую сумму денег в приобретение команды Формулы-1? Команды не простой, а той, которая задолго до дебюта оказалась даже не на нуле – в глубоком минусе: без спонсоров, без автомобиля, без персонала, без денег на то, чтобы хоть как-то прожить день завтрашний.
 
И все же, Хосе Рамон решил идти до конца в надежде, что сможет убедить крупнейшие испанские компании инвестировать в HRT. Он подписал контракт с пилотом сомнительного таланта, зато с фамилией великого бразильского Волшебника. Он нанял знатного любителя тяжелых ситуаций, румынка Клина Коллеса, при виде которого у многих руководителей команд Формулы-1 глаза наливаются кровью от ненависти. Он сделал все, что можно было сделать за копейки. Команда даже с горем пополам смогла выйти на старт дебютного Гран При, да вот беда – в родной Испании никто не верит в обещания Хосе Рамона…
 
Худо-бедно HRT смогла расплатиться с Dallara за построенные ею второсортные шасси, в которых ради экономии даже некоторые детали подвески были выполнены из металла, а не из карбона, но у команде не оказалось ни финансовых, ни производственных возможностей для модернизации автомобиля. Так она и просуществовала весь 2010 год, меняя гонщиков, когда те переставали платить за право выходить на старт.
 
С другой стороны, складывалось впечатление, что HRT способна выжить. Команда подписала контракт с индусом Нараяном Картикеяном, который принес с собой мешок денег от Tata, участвовала в предсезонных тестах, пусть и со старым автомобилем, жила какой-то жизнью, но все оттягивала дебют новой машины. Из уст Клина Коллеса звучали обещания, что все будет в порядке, что HRT F111 будет быстрее прошлогодней модели и вот-вот выйдет на трассу. Новинку даже показали прессе в рамках тестов в Барселоне, но тут же закатили обратно в боксы, сославшись на то, что бюрократы таможенной службы задерживают поставку амортизаторов. Общественность, скрипя зубами, поверила и даже пожалела HRT, но тут настало время первой гонки нового чемпионата…
 
Нет, команда прилетела в Мельбурн, Картикеян и Лиуцци приняли участие во всех официальных мероприятиях, предшествующих Гран При, а в боксах в это время механики склонили головы над двумя полуразобранными автомобилями, не понимая, что от них хотят. Тогда-то и стало понятно, что не было никакой задержки амортизаторов на таможне, не было ничего из того, о чем говорил кризис-менеджер Коллес. Он блефовал, поскольку HRT не успевала дать Нараяну и Витантонио возможность выехать на трассу. Вопрос: а что было бы с HRT, если бы волнения в Персидском заливе не привели к отмене гонки в Бахрейне? Ответ: команда не смогла бы принять участие ни в одном из заездов, нарушив тем самым условия «Договора Согласия», за что сулит немалый штраф.
 
К концу пятничных тренировок Лиуцци выехал-таки на трассу и сразу же вернулся в боксы. В субботу оба гонщика попробовали сделать то же самое и даже приняли участие в квалификации, да так неспешно, что мешали всем, кто находился в тот момент на трассе. Мне крайне жаль талантливого итальянца, который волею судьбы и корысти Виджея Малльи оказался в HRT. Он стоит большего, но вынужден довольствоваться тем, что есть у дона Карабанте.
 
Последней каплей, от которой может захлебнуться HRT в бескрайнем океане Формулы-1, стало правило 107%. В своем нынешнем состоянии F111 не способна пройти квалификационное сито. Следовательно, она не может участвовать в гонка, а дальше, как по нотам: отсутствие наката – отсутствие развития; отсутствие развития – неучастие в гонках; неучастие в гонках – отказ Tata платить за гонщика, который не выходит на старт и нулевые шансы найти новых партнеров; отсутствие спонсорских денег – неминуемое банкротство.
 
Что делать дону Карабанте в такой ситуации? Есть три варианта – опустошить свой кошелек, сменить кризис-менеджера и бизнес-модель или продать команду, пока она еще дышит. Только найти покупателя на что-то, что скорее мертво, чем живо, почти нереально, а лезть в свой и без того переполненный долговыми обязательствами карман Хосе Рамон не будет. 
 
Остается уволить Колина Коллесса, но есть серьезные сомнения, что это возможно. Тот, кто хорошо знает румына, скажет Вам, что этот человек не так прост и добродушен, как выглядит. Все, что он делает, просчитано на три шага вперед. В сейфе его кабинета наверняка есть несколько бумаг, гарантирующих личную неприкосновенность. Если это так – HRT, к большому сожалению, обречена.
iSport.ua Автоспорт Формула 1
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий