Грег Оден — талант, который вряд ли раскроется

2010 г., 3 декабря, 16:55
Большие проблемы Портленда

На драфте 1984 года Портленд получил право выбора под вторым номером. Первым тогда выбирал Хьюстон, заполучивший легендарного Хакима Оладжувона. Третьим на драфте был выбран Майкл Джордан, дальше в рамках первого раунда разошлись по своим командам Чарльз Баркли, Элвин Робертсон, Джон Стоктон… Неудивительно, что драфт того года славится как один из лучших в истории НБА.

Какого же игрока выбрал Портленд, отдав тому предпочтение перед Майклом Джорданом? Долговязого центрового Сэма Боуи, которого теперь принято считать одним из самых показательных примеров неудачного выбора на драфте.

Сейчас история во многом повторяется: быть может, если нынче люди спрашивают: «Боуи? Кто такой Боуи?», то подобный вопрос будет возникать и в отношении драфта 2007. Грег Оден? Кто он и почему это его выбрали перед великолепным Кевином Дюрантом?

Но история повторяется вовсе не в том, что Портленд сотворил две колоссальные ошибки. Просто Блэйзерс вновь жутко не повезло с большими ребятами.

Боуи и Оден. Параллели

Сейчас глупо спрашивать о том, кто лучше – Сэм Боуи или Майкл Джордан. Но это вовсе не означает, что этот вопрос звучал риторически летом 1984-го. Феноменальным и легендарным Air Jordan стал уже в НБА, в то время как в колледже он был «просто» звездой.

Что касается Сэма Боуи, то во время своей школьной карьеры это был выдающийся игрок. С Боуи, рост которого 2.16, соперничал за звание лучшего другой замечательный и высоченный (2.24) центровой – Ральф Сэмпсон, ставший первым номером на драфте-1983. Ральф, кстати, тоже не сумел раскрыться в НБА из-за многочисленных травм.

Боуи был высоким, ловким и подвижным, с высоким баскетбольным IQ, игроком, который умел классно вести мяч и у которого был очень неплохой бросок

Играя за университет Кентуки, он проявил еще одно замечательное качество – силу воли. После первых двух сезонов, в течение которых Боуи отлично прогрессировал, его выступления прервались из-за тяжелой травмы берцовой кости.

Следующие два года Боуи не играл. Вновь вернувшись на площадку, Сэм продемонстрировал, что не лыком шит – он выступал где-то на уровне своего первого сезона в NCAA, фактически выходя по средним показателям за матч на дабл-дабл.

Конечно, брать Сэма было рискованно. Особенно учитывая то, что на том драфте было из кого выбирать. Можно сказать, то решение Портленда стало революционным, навсегда изменив политику, которой руководствуются клубы на драфте. Теперь все берут игроков, ориентируясь исключительно на их потенциал, а не на текущие нужды команды. Тогда же Портленд взял Боуи из-за того, что именно позиция центрового нуждалась в усилении.

К тому времени Блэйзерс уже на протяжении нескольких лет испытывали проблемы с позицией номер 5, с тех пор, как тяжелую травму получил легендарный Билл Уолтон. Портленд выбрал его за десять лет до прихода в команду Боуи, и Уолтон покинул клуб уже после пяти сезонов, когда его карьера оказалась окончательно скомканной из-за серьезного повреждения.
Уолтона тоже можно отнести к проклятию Портленда, но за четыре «здоровых» года он смог очень немало сделать для клуба: помог завоевать чемпионство, став MVP финала, также он дважды брал участие на Матче Всех Звезд и стал MVP постчемпионского сезона. Боуи же провел лишь достаточно неплохой первый сезон, сыграв 76 матчей за чемпионат. Зато за все последующие четыре сезона он провел всего 63 поединка, и казалось, его физическое состояние только деградировало: пять игр за чемпионат 86\87 и ни одной за сезон 87\88.

Что касается Грега Одена, то взяв его в качестве первого номера драфта, Портленд тоже действовал вполне логично и объяснимо. Еще начиная со школьной скамьи, Грег почитался однозначно самым многообещающим баскетболистом страны. Когда я пишу эти строки, рядом со мной лежит журнал Punks (спецвыпуск известнейшего американского издания Slam) за 2005 год, который рассказывает о лучших баскетбольных выпускниках 2006-го. Дюрант только-только расцвел в школе Montrose Christian и занял в рейтинге школьных талантов почетное второе место после Одена, а про Грэга отзываются как об «однозначном номере 1 первого же драфта, в котором он сможет принять участие».

Год в колледже только добавил Одену вистов. Его Огайо Стэйт уступил Флорида Гэйторс, но сам Грег, несмотря на повреждение руки, был просто монстром на площадке: 25 очков, 12 подборов и четыре блок-шота на Хоакиме Ноа и Эле Хорфорде.
  
По хорошему счету, за те редкие матчи НБА, в которых Оден принимал участие, он подтвердил реноме очень классного игрока. На счету Одена 24 очка и 15 подборов в матче с Милуоки 19 ноября 2009 года. В том же году он набрал 24 очка в игре 23 ноября. Выступление с двадцатью подборами за матч последовало 1 декабря.

Та неделя на стыке ноября и декабря 2009 года стала пиком в карьере Одена. Правда, счастье длилось недолго – уже 5 декабря Грега поджидал очередной удар судьбы. В игре с Хьюстоном Оден повредил левое колено, и центрового Портленда унесли с поля на носилках.

Старый юноша

8 ноября 2010 стало черной датой для Блэйзерс. В этот день похоронили легендарного игрока Портленда Мориса Лукаса, и в этот же день Грег Оден почувствовал, что с его многострадальным левым коленом вновь что-то не так.

На протяжении всего сезона 2009\10 Грег вел видеоблог, в котором рассказывал о процессе реабилитации. Он чувствовал свою вину из-за того, что его организм не ведет себя должным образом. Даже сразу после того как мучившегося от боли Одена унесли с площадки в матче с Хьюстоном, он все время извинялся перед партнерами по команде за независящие от него обстоятельства.

Долгое время врачи Портленда отмечали, что процесс выздоровления Одена продвигается в правильном направлении. Но сначала Грег полностью пропустил предсезонные тренировочные сборы команды, затем стало понятно, что Оден пропустит первые матчи нового сезона… Состояние центрового все время характеризовалось как «неопределенное».

Несколько недель тому назад, спустя почти что год после злосчастной игры с Хьюстоном, Оден проходил медицинское обследование вместе с Брендоном Роем. Брендон вспоминает, что как только увидел лицо Одена, вышедшего из медицинского кабинета, он сразу же понял: произошла большая неприятность.

Грегу предстояла еще одна операция и запрет на игру в баскетбол на весь сезон. Таким образом, и четвертый чемпионат для этого игрока не задался. За все проведенное время в НБА Оден сыграл всего 82 матча и, если не считать менее серьезных повреждений, Грег трижды начинал все сначала после тяжелейших травм. Сначала травма правого колена стоила ему всего сезона 2007\08, затем повреждение левого колена в игре с Хьюстоном и, наконец, рецидив и повторная операция в середине ноября этого года.

Многие уже списали Одена со счетов. В том числе и Портленд, который сообщил, что не будет предлагать игроку продлевать истекающий летом 2011-го договор.

Эксперты НБА склоняются к мысли, что для возвращения на площадку и стабильных выступлений Одену надо поменять стиль игры. К сожалению, организм не позволяет быть ему тем «монстром», которым Грег был в школе и колледже. Он не сможет подавлять соперников своим невероятным атлетизмом и самоотдачей, ведь больные колени просто не выдержат прыжков и рывков огромной махины, коей является Грег. Центровому стоит набраться мудрости в игре под кольцом, действовать не силой, а умом. Конечно, Оден с другим стилем игры больше будет Оденом-первым номером драфта, но это необходимая жертва для достаточно долгой и стабильной карьеры профи.

Иначе избежать последующих тяжелых повреждений, похоже, нереально. Портленд уже замотался выискивать первопричины травматичности игрока. Одена проверяли на диабет, гигантизм, акромегалию, проверяли уровень витамина D и пытались обнаружить дефекты скелета. Исследовали даже младшего брата Грэга, Энтони Одена, который сейчас выступает за футбольную команду университета Арканзаса. Хоть у Энтони похожие габариты, схожих проблем у него нет.

Мое личное мнение касаемо физических проблем Одена основано лишь на его характере и внешности – внешности молодого парня, который уже в 19 лет походил на сорокалетнего мужика. Угрюмый взгляд, ни намека на улыбку, глубокие морщины… Оден всегда был игроком, основная проблема которого была не в том, что он мало работает, а в том, что как раз переусердствует. Скажем, во время первого своего сезона 2007\2008, будучи не в состоянии выйти на площадку, Оден до седьмого пота работал в тренажерном зале до тех пор, пока лично тренер не попросил его остепениться. Грег раскачался до того, что походил скорее на бодибилдера, чем на баскетболиста.  

В этом весь Оден – игрок, который не жалеет ни себя ни других на баскетбольной площадке, один огромный клочок неукротимой мощи и энергии. Хоть Оден и молодой парень, но у него организм человека, который долгие годы надрывался с целью быть номером один. Эта цель была достигнута, но ценой тому послужили искалеченные колени.

Здесь можно провести аналогии с бывшим центровым Портленда Джермейном О’Нилом, которого Блэйзерс выбрали на драфте НБА-1996. Из-за невероятно интенсивного стиля игры Джея О начали преследовать бесконечные травмы в еще достаточно молодом возрасте.

К сожалению, Грегу Одену уже будет практически невозможно стабильно выступать на уровне первого номера драфта НБА. Но так же верно то, что Грегу может светить достаточно длинная карьера. Тот же Сэм Боуи, покинув Портленд, несколько лет вполне успешно и даже стабильно выступал за Нью-Джерси, а потом даже перебрался в стан Лейкерс. Хоть в Лос-Анджелесе Боуи вновь настигли травмы, и уже не оставили в покое, Сэм провел в НБА в общей сложности более десяти лет.

Оден тоже будет иметь еще немало шансов для того чтобы проявить себя. Даже если центровой все время будет проводить в лазарете, все равно будет находиться хорошая команда, которая захочет рискнуть и подписать контракт на год с этим баскетболистом. Подобные годичные контракты, похоже, и составят ближайшее финансовое и игровое будущее Грега.

Интересно, что Оден – наверное, единственный баскетболист Ассоциации, которому будет на руку вероятный локаут. У Грега будет больше времени как для реабилитации, так и для переговоров со многими клубами. В том числе и с Портлендом, который вполне может договориться с Оденом о новом соглашении. К тому же из ситуации, когда клуб на тебя больше не рассчитывает, можно извлечь свою пользу: спокойно выздоравливать, не форсируя темпы возвращения. А уже когда Оден будет на сто процентов здоров, его карьера в НБА может начаться сначала. На этот раз по-настоящему.

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK