НБА. Откровения одного счетовода

2013 г., 9 марта, 12:08
"Я пришел в НБА с настолько широко раскрытыми глазами, насколько это вообще возможно. Я обожал эту игру. Я не хотел ее портить". Естественно, это было до того, как Алекс занялся всеми этими "ужасными" делами. Не так давно мы рассказывали о счетоводе в НБА, который одним прекрасным днем 1997 года насчитал Нику Ван Экселю 23 передачи, просто потому, что ему так захотелось. Это и был Алекс. Сейчас он офицер военно-морских сил и не хочет, чтобы его имя разглашалось. Но с 1995 по 1998 год он возглавлял отдел статистики клуба НБА Ванкувер Гриззлис. Алекс вырос на работе с цифрами, он буквально провел детство, "воссоздавая бейсбольные игры с помощью кубиков от Dungeons & Dragons и карточек игроков". Потому для него стало откровением, что такой холодный и будто бы объективный "бокс-скор" со статистикой отдельного матча часто становится фикцией, результатом хитрых и сознательных манипуляций, по сравнению с которыми ребята из Энрона (американская энергетическая компания, участник одного из самых громких финансовых скандалов в истории – прим. iSport.ua) в истории кажутся школьниками, решающими домашнее задание по математике. 

"Я хотел, чтобы цифры были значимыми и аккуратными, но я знал, что этого не могло быть. Это была одна из первых лекций, что я усвоил. И я был хорош в том, чтобы делать цифры неправильными". Алекс присоединился к новой команде Гриззлис еще даже не окончив колледж в Онтарио, где он также занимался ведением статистики для местной баскетбольной команды. То межсезонье было важным для Лиги, поскольку она переходила на новую, компьютеризованную систему ведения статистики. Потому тем летом Алекс очутился на одном из обучающих семинаров НБА для счетоводов.

"Тогда я впервые познакомился со всей субъективностью статистики НБА", - вспоминает наш герой. "На "Джон Стоктон отдавал в среднем 10 передач за матч. Насколько это справедливый показатель? Настолько, насколько они это посчитали и зафиксировали"  предыдущем моем уровне все было очень просто. А здесь нам показали отрывок из матча, и мы должны были ввести его статистику в компьютер. Там был просто точный бросок, ни передачи, ничего. Но все вокруг меня почему-то засчитали передачу. Сказать, что я был удивлен – ничего не сказать. Тот парень отдал мяч открытому игроку, который сделал ложный замах, сделал два шага с мячом и только потом бросил. И это называется ассистом?"

Алекс быстро выучил, что счетоводу предоставляется достаточно широкое пространство для фантазии в двух категориях: блок-шоты и передачи. Перехваты и подборы тоже предоставляют возможности для махинаций, но весьма ограниченные. "В НБА результативной передачей считается пас, который непосредственно приводит к набранным очкам", - объясняет Алекс. "И это невероятно субъективно. Что это означает на практике? Определение обычно очень отличается в зависимости от того, кому ты задаешь вопрос. Например, счетоводы из Юты были очень откровенны относительно своих вольностей. Джон Стоктон отдавал в среднем 10 передач за матч. Насколько это справедливый показатель? Настолько, насколько они это посчитали и зафиксировали. Если бы на его месте был кто-то другой, набрал бы он 10 передач? Скорее всего, нет".

В Ванкувере Алекс возглавил отдел статистики, состоящий обычно из двух-трех человек, всегда состоящих в штате домашней команды. Алекс был оглашающим, что означало, что он по сути диктовал игру человеку, который быстро вводил данные в компьютер и даже не смотрел, что происходит на паркете. Это звучало как: "Бросок с игры, промах, Брайон Рассел, 18 футов". Он должен был огласить место на паркете, вид броска, точный или промах, кто отдал передачу (если имел место ассист) и кто заблокировал бросок (если имел место блок-шот). Вся эта информация тут же появлялась в абсолютно доступной статистической форме и копировалась везде: спортивные сайты, газеты и телепередачи. Подобный процесс предоставлял сразу два момента для того, чтобы что-то пошло не так: во-первых, какой-то парень субъективно смотрит на происходящее на паркете, во-вторых, все это надиктовывается другим людям. Ошибки, случайные или не очень, не так легко исправить (и не так легко заметить, учитывая, какой объем статистической информации дает всего одна игра), тем более, если учесть, что НБА отдает преимущество оперативности перед аккуратностью в эпоху Интернета.

В свой первый же сезон в Ванкувере Алекс был, по его же словам, "очень либеральным", особенно в том, что касается результативных передач. В домашних матчах Гриззлис (которые в те дни были на обочине "Если мяч цепляется в воздухе одним игроком, но в результате оказывается в руках у другого, то подбор можно начислить любому из них. Большинство счетоводов засчитывают их тому, в чьих руках в результате оказался мяч. Но это не значит, что его нельзя начислить тому, кто зацепил мяч рукой" Ассоциации) 67% своих бросков забивали после результативных передач, в то время как средний показатель для домашних команд был 63%. На выезде у Гриззлис 56% точных бросков были следствием результативных передач (средний показатель НБА для гостевых команд – 59%). "У нас в команде не было игрока подобного Крису Полу, Марку Джексону или Мэджику Джонсону, потому мы хотели помочь тем, кто у нас был", - говорит Алекс. "При разговорах с другими счетоводами у меня сложилось впечатление, что результативные передачи – это как конфеты, которые мы можем раздавать тем, кто нам нравится". Впрочем, с опытом наш герой становился аккуратнее, и в свой третий (и последний) сезон с командой процент передач Ванкувера колебался в районе среднего для НБА.

Некоторые игроки, по словам Алекса, получают серьезную поддержку. Достаточно посмотреть, например, на статистику Шарифа Абдур-Рахима, который был выбран Гриззлис под общим третьим номером в 1996 году. Если посмотреть на его статистику в первые два года, то может сложиться впечатление, что в домашних и гостевых поединках на паркет в его майке выходили разные игроки. Например, вот его статистика в сезоне 1996/97:

НБА. Откровения одного счетовода

Нельзя не заметить, что у него 50 перехватов в Ванкувере и 29 за его пределами. Количество заблокированных им бросков на домашнем паркете и вовсе превышает "гостевой" показатель больше чем в три раза. Сейчас, когда Алекс увидел эти показатели на своем компьютере по прошествии стольких лет, он смеется и даже звучит немного смущенным: "Блок-шоты это просто что-то ужасное".

Вот Абдур-Рахим на втором году своей профессиональной карьеры:

НБА. Откровения одного счетовода

Как мы видим, количество перехватов уже пришло в норму, но теперь к блокшотам добавилась еще и значительная разница в передачах.

"Он был, пожалуй, тем самым игроком, который получал больше всего преференций", - говорит Алекс, кивая, впрочем, и на разницу в домашней и гостевой статистике подборов у семифутера Брайанта Ривза. "Есть способ добавить игроку подборов. Если мяч цепляется в воздухе одним игроком, но в результате оказывается в руках у другого, то подбор можно начислить любому из них. Большинство счетоводов засчитывают их тому, в чьих "Родман получал каждый из таких подборов в свою личную статистику. Ну и что, что мяч в результате оказался в руках у Байрона Скотта? Зачем ему подбор?"  руках в результате оказался мяч. Но это не значит, что его нельзя начислить тому, кто зацепил мяч рукой. Например, Родман получал каждый из таких подборов в свою личную статистику. Ну и что, что мяч в результате оказался в руках у Байрона Скотта? Зачем ему подбор?" (В этом контексте нельзя не вспомнить совсем свежий пример Тайсона Чендлера, известного как раз тем, что в борьбе за подбор часто отбрасывает мяч кому-то из защитников своей команды, который уже непосредственно ловит мяч в руки. Относительно недавно центровой в трех подряд домашних (!) матчах набирал 20 подборов, обновив рекорд Никс, который держался с конца шестидесятых годов. В последовавших за этим выездных матчах он собрал 13 и 7 подборов. – прим. iSport.ua)

3 декабря 1995 года Ванкувер Гриззлис принимали дома Хьюстон Рокетс (только что выигравших свое второе чемпионство подряд) с Хакимом Оладжьювоном. Давайте посмотрим на статистику того матча. "Есть кое-что, чего там нельзя будет не заметить", - предупреждает Алекс. А именно, статистика Оладжьювона, "чистенькие" 15/14/10.

НБА. Откровения одного счетовода 

"Это был единственный раз, когда мне указали что-то сделать". Алекс как сейчас помнит, что в четвертой четверти у Оладжьювона уже был дабл-дабл и 9 блокшотов. "Кто-то из менеджмента подошел ко мне и сказал, буквально, что Хакиму Оладжьювону нужен трипл-дабл, и его не интересует, как Алекс это сделает, но Хаким должен его получить. Ну, ОК". У Гриззлис были маленькие жк мониторы, на которых было видно, когда кто-то из игроков приближается к рекорду или круглому показателю. "Если баскетболист подходит вплотную к рекорду, это обязательно отслеживается. Я знал об этих вещах", - говорит Алекс. "Если он 8 матчей подряд собирает 10 и больше подборов, то я буду об этом знать. Помогу ли я ему продолжить серию? Скорее всего". Впрочем, "Кто-то из менеджмента подошел ко мне и сказал, буквально, что Хакиму Оладжьювону нужен трипл-дабл, и его не интересует, как Алекс это сделает, но Хаким должен его получить"  игра с Хьюстоном отличается тем, что это был единственный раз, когда ему непосредственно сказали что-то сделать. И он выполнил указание. Впрочем, он на 100% уверен, что десятый блокшот был насчитан правильно, и что если и были Хакиму засчитаны "левые" показатели, то они попали в первые 9 блок-шотов.

Алекс не говорит, кто конкретно дал указание о трипл-дабле, но это был кто-то из отдела баскетбольных операций. "Какой-то менеджер средней руки, не генеральный менеджер и даже не его ассистент". Наш герой уверен, что это была личная инициатива управленца, однако это не было какой-то дикостью. Набивание статистики было императивом во всей Лиге. "Когда кто-то собирает трипл-дабл, это увеличивает шансы того, что наша игра будет показана по ESPN. Вроде как "Вы видите нарезку великолепной игры Оладжьювона, которая, кстати, состоялась в Ванкувере". Команды, подобные нашей, не получали никакой общенациональной раскрутки по телевидению, потому даже когда кто-то исключительно хорошо играет даже против нас, это все равно неплохо. Это дает нам какую-то надежду, что мы чаще будем появляться в телевизоре".

Впрочем, Алекс был молод, и подобное указание здорово вывело его из себя. "Я был еще не слишком взрослый", - говорит герой. "Мне было 20-21, и какой-то мужик указывал мне, что я должен делать". Вот почему через год, когда в город приехали Лейкерс с Ником Ван Экселем, Алекс решил устроить акт возмездия. "Я был рассержен", - говорит он. "Я любил игру. Я не хотел, чтобы цифры ничего не значили, но я чувствовал, что это так и есть, когда узнал, каким образом их считают. Потому я решил сделать что-то абсолютно нелепое и посмотреть, что из этого получится. Это было просто по-детски. Лейкерс в городе. Мы все равно проиграем. Пошло оно в жопу. Он [Ван Эксель] получит тонну передач". Если бы вы посмотрели эту игру сегодня, то вы бы заметили, что разыгрывающий Озерных и близко не приблизился к рассчитанным показателям в 23 результативных передачи . Алекс был просто неостановим – он считал Ван Экселю все. "Он мог отдать пас с трехочковой линии игроку на фланг, тот держал мяч порядка пяти секунд, передвигался с ним по площадке, но Ван Эксель все равно получал свою передачу". 

И никто этого не заметил. У Алекса была возможность слышать комментарий к телекартинке, и там Чик Херн распинался о том, насколько хорошую игру проводит Ван Эксель. По словам комментатора, он просто феноменально двигал мяч и дирижировал игрой. Алекс мог лишь думать: «Какого х*я? Он что, не смотрит матч?". На следующий день во всех СМИ Ван Эксель признавался главным героем матча, даже несмотря на то, что реализовал лишь 3/12 бросков. 

"Я понимаю, что это плохая аналогия, но это все равно что муж, который нарочито явно изменяет жене, чтобы ей не оставалось ничего иного, кроме как поймать его на измене. Мне нет никакого оправдания. Это было глупо. Но это не повлекло никаких последствий". Поначалу он думал, что будет хотя бы отчитан. Этого не произошло. Более того, он получил благодарность от менеджмента команды. Эта игра точно попала в сводку общенациональных новостей.

Все в НБА занимались подобным, за редчайшим исключением. "Если мы точно знаем, что ошибки будут в любом случае, то зачем перестраховываться, недосчитывая показатели своим игрокам, если их всегда можно преувеличить?", - говорит Алекс. "Если игроки набивают хорошую статистику, то они с большей вероятностью попадут на Матч Всех Звезд и будут больше цениться в случае обмена. Никто ведь не хочет занижать цену собственных активов. Но если вы исключительно тупой клуб, и вообще не собираетесь заключать выгодных сделок, и хотите, чтобы ваши игроки обладали убогой статистикой, то все в ваших руках. В общем, как по-вашему, какой фрэнчайз достаточно идиотичен, чтобы поступать подобным образом?"

Во второй половине 90-х Клипперс занимались тем, что с завидной регулярностью снижали показатели результативных передач собственным игрокам. Год за годом домашние счетоводы Парусников поступали вопреки традиционной практике набивать передачи команде-хозяевам. Например, в 1996 году на домашней арене лишь 47% результативных бросков команды были следствием ассистов. В то же время, на чужих площадках та же самая команда в этом же компоненте добивалась показателей в 60%. Разница составляла 13%. С того времени ни одна другая команда не добивалась такой впечатляющей "У команд есть самый непосредственный интерес в том, чтобы сознательно управлять статистикой, точно такой же, как и у самой Лиги", - говорит Алекс. "Десять передач всегда красивее, чем восемь передач" мазохистской разницы. На втором месте шли… Клипперс образца 1999 года. На третьем месте – Клипперс образца 1998 года. Почетную пятерку завершали тоже Клипперс, на это раз 1997 года.

"Это просто невероятные цифры", - говорит Алекс. "Я могу лишь предполагать, но я не думаю, что это кто-либо из менеджмента команды дал прямое указание занижать показатели собственным игрокам. Даже такая чудовищная организация, как Клипперс, неспособна на такое. Единственным рациональным оправданием подобному поведению было нежелание повышать цену на своих игроков, чтобы у них не было соблазна покидать команду. Но в таком случае это просто преступление со стороны клуба".

В любом случае, этот вопрос не интересует никого, кроме тех несчастливцев, которым не повезло играть за Клипперс конца 90-х, и людей, которые решили построить целую науку на прихотях отдельных людей, которым поручено следить за статистикой. И точно этот вопрос вообще не интересует саму НБА.

"У команд есть самый непосредственный интерес в том, чтобы сознательно управлять статистикой, точно такой же, как и у самой Лиги", - говорит Алекс. "Десять передач всегда красивее, чем восемь передач. Более крупные, более красивые цифры идут на пользу как каждой команде, так и НБА в целом".

В конце концов, у Ассоциации есть минимум мотивации, чтобы менять что-то в этой области, даже сейчас, когда после разоблачений Донаги нам все время стремятся доказать, что ничьи руки не управляют американским профессиональным баскетболом из-за кулис. Потому счетоводы продолжат свои игры со статистикой, как будто они бросают кубики в настольной игре, возможно, так же, как и наш герой, восклицая "Да пошло оно все!" и насчитывая какому-то игроку тонну передач просто потому, что им так захотелось.

В начале ХХІ века Лига заявила, что все статистические показатели каждой игры пересматриваются, но, честно говоря, в коренные изменения верится с трудом. Не только из-за уже упомянутого недавнего примера Чендлера, но и из-за же свежего (январь 2013 года) анализа результативных передач разных команд НБА в исполнении Брайана Гросника. Чтобы избежать негативного влияние количественных показателей, он рассматривал процентное соотношение между передачами и точными бросками, то есть, какое количество результативных атак стали непосредственным следствием ассистов. Это позволяет отвлечься от того, что в гостях команды как правило играют хуже чем дома – предполагается, что нужное нам соотношение должно подвергаться минимальным изменениям.

Ответ, полученный в результате анализа сезонов с 2006/07 по 2011/12, подтвердил опасения. Домашняя команда в среднем получает прибавку в передачах порядка пяти процетов. То есть, на выезде соотношение бросков и передач у всех команд равняется 56,1%. Дома оно меняется на 58,8%. Естественно, меняется оно и в зависимости от команды. Самыми либеральными по отношению к собственным игрокам являются Денвер, Клипперс (видимо, исправляются за ошибки 90-х), Атланта, Лейкерс и Кливленд. Самыми жесткими к своим были Майами, Финикс (и даже несмотря на это Нэш раздавал тонны передач, а что было бы, играй он при более раскованных счетоводах?), Сакраменто, Никс и Мемфис. Самое разительное преимущество в показателе было у Денвера в сезоне 2008/09 – там разница в "А/FG" составляла 13% в пользу домашних матчей. А вот самой обделенной командой стали Хит в сезоне 2006/07, когда дома они получали в среднем на 9% меньше передач, чем на выезде. В любом случае, это зависит также от наличия в составе «нужного» игрока. Например, счетоводы Детройта долго привыкали засчитывать Кальдерону такие передачи, как в самом начале этого видео (канадский счетовод, особо не смутившись, приписал испанцу за это результативную передачу). Но как только они привыкли к наличию нового игрока, Хосе снова стал набивать привычную приличную статистику по количеству результативных передач.



Материал Томми Крэггса, deadspin.com 

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK