Генеральный менеджер нового поколения. Часть I

2013 г., 1 апреля, 19:12
В конференции Биг Ист сегодня крупный матч, ведь в город приехал Луисвилль, сеянный под первым номером, чтобы сразиться с Университетом Коннектикута. Хаскис заряжены на борьбу со стартового вбрасывания. Публика вне себя в ожидании неожиданного результата, а Рик Питино беспокойно меряет шагами боковую линию. Это атмосфера студенческого баскетбола в своем лучшем проявлении, и когда хозяева уходят на большой перерыв с преимуществом, здание уже готово взорваться.

В районе лицевой линии находится группа мужчин, которые молча наблюдают за матчем, никак не реагируя на окружающее их безумство. Это скауты НБА - их эмоции ничего не показывают. Лишь их глаза все время находятся в работе, они наблюдают за всем. Как бигмэн пришел на подстраховку со слабой стороны? Насколько поставлен бросок у игрока? Поворачивается ли защитник спиной под давлением? Глаза скаута не "Скаутинг – нелинейный процесс. Оценка игрока – не константа, а постоянно меняющаяся информация" ограничиваются тем, что происходит на паркете. Когда игрок совершает бестолковое нарушение и получает обструкцию от тренера, они немедленно переключаются на участок площадки возле скамейки запасных, чтобы понаблюдать за его реакцией. Воспринимает ли он тренерские указания в самые напряженные моменты?

Вот один игрок смещается в трехсекундную зону. Перед тем, как выйти на центрового соперника, он пригибает плечи, тем самым инициируя контакт и заставляя нарушать правила. Для нетренированного глаза это выглядит как отличное движение. Но для этих наблюдателей это значит кое-что другое. Для них это движение игрока НБА. И пускай на паркете не так много потенциальных профессиональных баскетболистов, все равно не менее полудюжины скаутов и менеджеров команд НБА расположились перед студенческим фан-сектором. Один из них – Райан МакДонаф, 33-летний ассистент генерального менеджера Бостон Селтикс.

Одно только слово "скаут" вызывает ассоциации с такими себе ищейками в пальто и шляпах, которые молча приходят в какие-то спортивные залы по всей стране, высматривая новых талантов. Но эти дни далеко позади. Одним движением пальца МакДонаф в состоянии найти в своем iPad (который всегда при нем) информацию, в том числе и видео, обо всех игроках, которых он пожелает увидеть воочию. Отсеивая информацию, он опасается быть излишне осторожным в своих оценках, но знает, что и слишком радужно смотреть на молодежь тоже не стоит. Скаутинг – нелинейный процесс. Оценка игрока – не константа, а постоянно меняющаяся информация. "Неважно, результат ли это твоего наблюдения, статистический анализ либо информация о характере и биографии игрока. Игнорировать какой-либо из этих аспектов – грубая ошибка", - говорит МакДонаф. "Весь фокус состоит в том, как именно ты оцениваешь эту информацию, какому из источников ты больше всего доверяешь? Со временем ты понимаешь, что именно для тебя, как для скаута, является самым ценным, хотя все остальные могут обращать внимание совсем на другие вещи".

МакДонаф не является типичным "баскетбольным человеком". Он не играл в баскетбол нигде, за исключением школы, и вообще никогда не был тренером. Вместо этого он был выращен в видео-комнате, просматривая много часов пленки еще тогда, когда она действительно была пленкой. Он отлично разбирается в "Он очень хорош в своем деле", - говорит тренер Бостона Док Риверс. "Он будет генеральным менеджером. В этом нет никаких сомнений" "продвинутой" статистике, и уже порядка декады колесит земной шар, занимаясь поиском молодых талантов от крошечных городов вроде Растона в Луизиане до далеких от НБА столиц вроде Белграда. Он – часть нового поколения оценщиков, которое в последние время в изобилии пополнило Лигу. К ним, кроме него, относятся Сэм Прести из Оклахомы, Масаи Уджири из Денвера или Роб Хенниган из Орландо – люди, которые уже сделали следующий шаг и находятся во главе своих клубов. Вполне возможно, МакДонаф скоро тоже дождется своего шанса. "Он очень хорош в своем деле", - говорит тренер Бостона Док Риверс. "Он будет генеральным менеджером. В этом нет никаких сомнений".

МакДонаф работает на Селтикс уже десяток лет, будучи сыном легендарного колумниста Бостон Глоуб Уилла МакДонафа. Его брат Шон является весьма успешным комментатором на ESPN, а другой его брат, Терри, является директором персонала в клубе НФЛ Джексонвилль Джэгуарс. Но Райан остается практически безымянным среди своей семьи, возможно, из-за своего спокойного характера. "Я не знаю, как он появился из нашего генофонда МакДонафов", - смеется Шон. "Он необычно тихий как для носителя нашей фамилии". Но внутри узкого круга исполнительных лиц в НБА Райан уже достаточно известен. Как объясняет Хенниган: "Он отлично подкован в тех качествах, которые нужны для менеджерской работы. Перед ним находится светлое будущее, и он уже весьма уважаем в Ассоциации".

Он всего на несколько месяцев опередил появление Дэнни Эйнджа в группе менеджеров Бостона, и с того времени они работали исключительно вместе. МакДонаф планомерно рос от анализа видеозаписей до скаутинга местных колледжей. Потом он стал директором аматорского скаутинга, к которым вскоре привосовокупились обязанности по просмотру иностранных игроков. Сейчас, будучи ассистентом генерального менеджера, он вовлечен в каждую мелочь управления баскетбольным клубом, работая как с молодыми талантами, так и уже с готовыми профессионалами. "Райан заработал право делать все на свое усмотрение, просто потому, что он всегда работает с полной выкладкой", - говорит Эйндж. "Он не ищет легких путей. В конце концов, его оценки всегда точны, и я привык доверять его мнению. Мы все по-разному смотрим на игроков, и мы по-разному с ними работаем. Райан был великолепен. Его вклад в успехи нашего клуба невозможно недооценить".

Корни

МакДонаф вырос в одном из районов Бостона, Хингэме, и играл в баскетбол достаточно хорошо, чтобы присматриваться к спортивной стипендии. В Университет Северной Каролины он работал с несколькими командами в офисе спортивной информации, а летние каникулы проводил, работая комментатором на играх местной аматорской баскетбольной команды. Но его настоящее образование в баскетбольной сфере имело место еще раньше, когда он смотрел игры вместе со своим отцом и братьями. "Я вырос в особой атмосфере, где не принято было сидеть и молча смотреть матчи", - говорит один из братьев МакДонафов. "Мы обсуждали Генеральный менеджер нового поколения. Часть Iкаждый момент, связанный с игрой. У отца была просто невероятная хватка на все, связанное со спортом. Он понимал, как проходит игра, как должна она проходить, какие используются стратегии, и какие роли отводятся игрокам. Я думаю, всем троим из нас это сослужило отличную помощь". Юные МакДонафы отлично усваивали отцовскую науку. Каждый из них выигрывал чемпионские перстни в своем спорте – Шон в качестве комментатора с Бостон Ред Сокс, Терри в качестве скаута с Балтимор Рэйвенс, а Райан - вместе с Бостон Селтикс.

По окончании школы Райан проходил практику в бейсбольном клубе Ред Сокс, попутно обдумывая свое будущее. Селтикс в это время перешли в собственность новых владельцев под предводительством Вика Грусбека и Стива Пальюки. Сам факт смены владельцев был настолько хорошо утаен от общественности, что даже Уилл (отец семейства и спортивный журналист) ни о чем не знал. Райан отправил свое резюме и стал ждать. Тем временем Шон и Уилл участвовали в производстве радио-шоу, которое записывалось буквально через дорогу от домашней арены Селтикс, Гардена. Когда запись была окончена, они заметили Грусбека, который обедал в одиночестве. После представления, Грусбек заявил, что они еще не определились с тем, чем Райан будет заниматься в клубе, но они будут рады воспользоваться его услугами.

"Это было просто воплощением моей мечты", - вспоминает сам герой. «Не было никаких переговоров или обсуждения контракта или условий работы. Я просто готов был делать все, что мне скажут". Первой его остановкой стала видеокомната.

Начало

Когда МакДонаф пришел в клуб зимой 2003, он нашел весьма разрозненный отдел анализа. Даже просто назвать его "отделом" было преувеличением. "Это была даже не комната, а скорее склад кассет, нагроможденных без особой системы", - вспоминает Райан. "Моей задачей было, во-первых, увеличить количество кассет, поскольку их было не так уж и много. Во-вторых, организовать и систематизировать их таким образом, чтобы из них можно было узнать что-то полезное". Отдел менеджмента был небольшим, только ГМ Крис Уоллес и его ассистент, легендарная бостонская баскетбольная личность Лео Папиле. МакДонаф сразу произвел впечатление на Уоллеса. "Он был просто одержим баскетболом", - говорит его бывший начальник. "Он просто обожал это дело. Он был абсолютно погружен в этот процесс, что, по моему мнению, является одним из главных условий работы в НБА. Во-вторых, он был не понаслышке знаком с большим спортом "Мы видели, как игрок делает классное движение, как мяч после его броска летит в кольцо, но тут запись обрывалась и переходила к следующему моменту. Мы не могли сдержать непристойных возгласов. Я тогда думал, что меня уволят раньше, чем я успею доделать эту нарезку" благодаря своему отцу и братьям. В-третьих, он был очень усердным и трудолюбивым работником, который приложит все усилия, чтобы выполнить поставленные перед ним задачи".

У МакДонафа был партнер по работе в видеокомнате, и вот его было впечатлить намного тяжелее. Если бы вы хотели снять ситком про двух парней, работающих в одной комнате, вы бы не смогли придумать ничего лучше, как совместить образованного и интеллигентного МакДонафа с уличным парнем из неблагополучного района, которого звали Майк Прокопио, но известен он был под прозвищем "Свитчак". "Мой племянник играл под его руководством, потому я знал, чего мне ожидать", - говорит МакДонаф. "Но я не представлял себе полностью, что означает с ним работать". Сейчас Прокопио занимает пост директора организации The Hoop Consultants и может похвастаться работой с Коби Брайантом. Тогда он был призван в организацию, чтобы быть собеседником и приятелем для Вина Бейкера. "Он [Райан] не знал меня, а я не знал его", - вспоминает Прокопио. "Он был из академии. Я был из баскетбола. Единственное, что нам объединяло – желание стать скаутами".

Тогда еще не было Синергии (видео-библиотеки, которая записывает каждый момент каждой игры и систематизирует их определенным образом), потому они записывали игры прямо с телетрансляции, и превращали их в пленки с записями с помощью видеосервиса в Нью-Джерси. Они получали кассеты посылками, затем делали копии, из которых делали нужные нарезки. Это была тяжелая, неблагодарная работа, но МакДонаф не жаловался. "Это было почти что подтверждение теории Малькольма Глэдвелла, что для того, чтобы стать экспертом в чем-то, ты должен заниматься этим 10 тысяч часов".

Они просматривали записи, используя двухкассетный видеопроигрыватель и обычный пульт дистанционного управления. Процесс записи вызывал определенные технические трудности, знакомые всем, кто когда-то работал с записывающими кассетниками: откат информации. Одним из первых их заданий стала подготовка нарезки с игрой разыгрывающего для совместного просмотра владельцев и Уоллеса. Они работали почти все выходные, пока не сообразили, что они еще даже не посмотрели, что же они нарезали. "Мы видели, как игрок делает классное движение, как мяч после его броска летит в кольцо, но тут запись обрывалась и переходила к следующему моменту. Мы не могли сдержать непристойных возгласов", - вспоминает Райан. "Я тогда думал, что меня уволят раньше, чем я успею доделать эту нарезку".

Но два обитателя видеокомнаты вскоре нашли понимание и разработали определенную систему, разделив между собой игры и работы. "Они оба из Бостона, и потому их объединяет незамутненная любовь к баскетболу", - говорит Уоллес. Но они не забывали и учиться друг у друга. Прокопио сумел оценить аналитический подход своего нового коллеги. "Все скауты по-разному относятся к игрокам. Это часть работы", - вспоминает Прокопио. "Райан, когда анализировал игрока, не только оценивал его способности, но и сравнивал его с уже готовыми примерами профессионалов с похожими качествами, оценивая, насколько "Давайте будем откровенны. Из 30 ГМ в Лиге где-то 22 точно не опускаются до того, чтобы поговорить с ребятами, которые находятся на одну ступеньку выше интернов" успешно сложилась их карьера". МакДонаф, в свою очередь, с уважением относился к тем корням и связям, которые были у Уоллеса, Папиле и Прокопио с баскетболом, сформированные еще на студенческом уровне. Он быстро понял, что если он хочет чего-то добиться в мире баскетбола, он должен работать по максимуму. "Я пытался узнать всех игроков", - говорит он. "Я хотел знать о них все: любимые движения, сильные и слабые стороны, биографию, характер. Статистика тогда не была настолько глубокой, как сейчас, но я изучал даже ту, что была тогда. Это не было викториной. Это было исследованием и накоплением информации". Уже там, в этой комнате, Райан начал набивать свой глаз. Через несколько месяцев, с появлением Дэнни Эйнджа, его жизнь приобрела новый поворот.

Эйндж

Когда Дэнни Эйндж тренировал Финикс, у него был ряд людей, с которыми он мог говорить насчет игроков, от бывших игроков и тренеров до опытных скаутов. Но чаще всего он узнавал самую полезную информацию от 24-летнего Дэйва Гриффина, работавшего в видеокомнате. "У Дэйва не было какого-то баскетбольного фундамента", - говорит Эйндж. "Но он упорно работал и учился. Он предоставил мне такую информацию Дэнни Эйнджотносительно драфта, еще когда я был тренером, которая затем оказалась исключительно точной. Некоторые вещи, которые профессиональные скауты не смогли обнаружить".

Сейчас Гриффин работает вице-президентов по баскетбольным операциям в Кливленд Кавальерс, и является одним из тех молодых управленцев, чье время сейчас начинает наступать. Потому когда Эйндж получил пост генерального менеджера Бостона в 2003 году, он частенько захаживал в видеокомнату Селтикс, спрашивая у МакДонафа и Прокопио мнение относительно тех или иных игроков. Можно сказать, что Эйндж сам изучал своих скаутов. "Моей задачей является собрать всю возможную информацию, и в результате принять какое-то решение. Я должен знать больше о людях, которые обеспечивают меня информацией, их биографию, стиль работы и стиль мышления".

"Давайте будем откровенны", - размышляет Прокопио. "Из 30 ГМ в Лиге где-то 22 точно не опускаются до того, чтобы поговорить с ребятами, которые находятся на одну ступеньку выше интернов. А ведь это именно тот уровень, на котором мы тогда находились. Мнение работников из самого низа служебной иерархии вряд ли должно интересовать генерального менеджера. По крайней мере, такое мнение можно понять. Потому как в клубе есть скауты, есть ассистенты менеджера, и слышать миллион разных мнений – не самое лучшее, с чем может столкнуться руководитель. Но Дэнни считал "Неважно кто ты, даже если ты самый гениальный человек в мире. Хоть Рэд Ауэрбах, хоть Джерри Уэст, не имеет значения. Без постоянной работы ты ничего не добьешься" по-другому".

И Эйндж все еще не изменил свое мнение. Даже те люди, которые работают на него, описывают босса Бостона как инакомыслящую персону. Он не слишком уважает иерархию. Для него главным является информация, и ему неважно, кто ее предоставляет. "Лучшим, что было в моей карьере, стала работа с Дэнни Эйнджем", - говорит МакДонаф. "Он может пойти к интернам и спросить у них мнения относительного того или иного игрока". Именно такие беседы помогли нашему герою набить себе руку на оценке игроков, и уже в 2004-м он попросился отсматривать игры местных студенческих команд. Эйндж отпустил его, но перед отправлением поделился советом: "Нет ничего, что заменило бы работу. Неважно кто ты, даже если ты самый гениальный человек в мире. Хоть Рэд Ауэрбах, хоть Джерри Уэст, не имеет значения. Без постоянной работы ты ничего не добьешься".

(окончание следует)

Материал Пола Фланнери, sbnation.com

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK