НБА. Команда упущенных возможностей

iSport.ua внимательно рассматривает пример Кливленда - одного из неудачников текущего сезона НБА.
0
10 февраля '14 14:04
Дион Уэйтерс, USA Today
Дион Уэйтерс, USA Today
К слову "tanking", которое на русском языке более привычно звучит как "слив", за последние 15 лет привыкли все, кто более-менее следит за американским профессиональным баскетболом. Несмотря на то, что традиция эта стара как сам драфт, только в последнее время она стала одной из главных тем для обсуждения на бесконечных спортивных ток-шоу и многочисленных новостных и блоговых сайтах. Пиковой точкой спекуляций относительно того, как остановить этот все более популярный процесс, стало предложение полностью поменять систему драфта, запустив жесткий 30-летний цикл, во время которого каждая команда будет наперед знать номер выбора. Другие, менее радикальные идеи, поддерживаемые многими (не всеми, конечно) аналитиками и игроками, предлагают иные пути для повышения спортивной составляющей регулярного чемпионата НБА. Вопрос этот не зря стал особо актуален именно в этом году – целый ряд команд буквально вслух заявил, что рассматривает сезон 2013/14 как переходной. Команды, выбравшие такое направление (а их становится все больше с каждым межсезоньем, которое сопровождается массовым приходом молодых генменеджеров) пользуются простой логикой "до основанья все разрушим, а затем, мы наш, мы новый мир построим". Тем более, что перед глазами находятся сразу два ярких примера успешности подобного подхода – это Сэм Прести, построивший эту Оклахому, и Дэрил Моури, построивший этот Хьюстон. Несмотря на небольшие отличия (Прэсти строил команду через драфт, а Моури взял своих звезд на рынке обменов и свободных агентов), оба варианта предполагали постройку с нуля. Всего за три года Грант выбирал в первом раунде шесть раз, в том числе дважды – под первым номером, и дважды – под четвертымИ успех такой тактики настолько ослепляет, что некоторые владельцы, с радостью отдающие свои клубы в руки менеджмента ради такой перестройки во благо светлого будущего, не обращают внимания на некоторые менее успешные примеры. 
 
Самым очевидным из которых является Кливленд, четырехлетний цикл развития которого завершился на днях увольнением генерального менеджера Криса Гранта, у которого были все возможности стать новым Сэмом Прести. Да, есть важное различие – Прести начал с обмена своей главной звезды (Рэя Аллена), в то время как от ухода Джеймса Кливленд не получил ничего. Но эту разницу Кавс сумели компенсировать, "разведя" Клипперс на первый пик и Барона Дэвиса в обмен на Мо Уильямса. Полученный Кавалеристами первый пик обернулся в итоге общим первым пиком на драфте-2011, потраченным на Кайри Ирвинга. Всего за три года Грант выбирал в первом раунде шесть раз, в том числе дважды – под первым номером, и дважды – под четвертым. Сравним путь Прести, который сделал из Оклахомы контендера, причем возьмем тот же отрезок из трех лет, когда был создан костяк команды. Итог – пять пиков в первом раунде, в том числе второй (Дюрант в 2007-м), третий (Харден в 2009-м) и четвертый (Уэстбрук в 2008-м). Оставшиеся два пика в первой тридцатке были потрачены на Сержа Ибаку и Родрига Бобуа (француз был сразу обменян на Малленса). Как видим, у Кавс были пики и больше, и красивее – идеальный вариант, мечта любой команды, которая пытается перестроиться через драфт. И насколько же результат отличается от ожиданий. Так в чем же разница – в случайном совпадении, в том, что Прести просто больше повезло, или же в том, что этот успех не так просто повторить даже при равных условиях?
 
Начнем с основы, с драфта. Помимо тщательной работы с поздними пиками, благодаря которым Лигу пополнили Ибака, Лэндри, Дэвис, а также Блэдсоу и Джексон в дальнейше годы, не входящих в первую тройку, которую мы выбрали для сравнения, у Прести была одна особенность выбора на игроков в первой пятерке. Он ни разу никого не удивил. Выбор Дюранта под вторым номером был очевиден – после Одена, безальтернативного первого номера, он был однозначно лучшим игроком драфта. Харден тоже отмечался специалистами как один из самых талантливых защитников той ярмарки талантов. Только Уэстбрук ушел чуть выше, чем предполагалось, хотя и он считался на тот момент одним из самых перспективных, но одновременно немного сырых игроков для НБА, которым пророчили успех при надлежащем терпении. У Кливленда же что ни пик – то сенсация, и чем дальше, тем забористей. По сути, из четырех игроков, которые были выбраны ими в первой четверке - Ирвинг, Томпсон, Уэйтерс и Беннетт, - только первый не был значительным сюрпризом. У Кливленда что ни пик – то сенсация, и чем дальше, тем забористей. По сути, из четырех игроков, которые были выбраны ими в первой четверке - Ирвинг, Томпсон, Уэйтерс и Беннетт, - только первый не был значительным сюрпризомРазыгрывающий считался самым талантливым игроком своего возраста еще со школы, и травмы, сопровождавшие его единственный сезон в составе Дьюка, лишь немного понизили его в рейтинге новичков – большинство специалистов отправляло его в первую тройку драфта. 
 
Однако уже Томпсон, выбранный в тот вечер под четвертым номером, вызвал недоумение – практически у всех аналитиков и прогнозистов он проигрывал в рейтинге Валанчюнасу, который достался Торонто, а некоторые вообще рассматривали его как игрока из конца первого раунда. Но, как заверял тогда сам Грант, команда считала Томпсона одним из сильнейших игроков всего драфта и была счастлива заполучить его. Первый сезон бигмена оказался относительно успешным, и менеджмент Кавс решил, что фактор неожиданности будет новым кредо для клуба. В следующем году Уэйтерс под четвертым номером стал откровением даже для самых приближенных к командам инсайдеров и аналитиков. Никто не мог предположить, что свингмен из Сиракьюз уйдет выше, чем Харрисон Барнс, тем более, что Барнс до драфта считался одним из фаворитов Гранта, а Дион даже не был в Кливленде для ворк-аутов – его взяли на основе просмотра матчей на видео. Уэйтерс не продолжил успех Томпсона, плохо отыграв в своем первом чемпионате и не лучшим образом начав этот сезон, потеряв место в старте и являясь регулярным героем как слухов об обменах, так и новостей, о серьезных проблемах с поведением внутри команды. 
 
Но, конечно, настоящим шоком и, в итоге, катастрофой, стал последний первый пик Гранта – Энтони Беннетт. Несмотря на то, что до драфта Прести (уже признанный на тот момент гуру выбора молодых игроков) вылазил из кожи вон, чтобы получить возможность выбрать Виктора Оладипо, в Кливленде "звоночек" не заметили – команда имела игрока на позицию Виктора в старте, а потому хотела усилить переднюю линию. В результате и позиция оказалась незакрытая (Уэйтерса "провожают" в другую команду уже полгода, и возможно, это будет одним из первых действий нового менеджера злосчастного франчайза), и Беннетт оказался историческим провалом. Он точно так же, как и Уэйтерс годом ранее, не проходил ворк-ауты перед тренерами Кливленда, был выбран на основе просмотра матчей и разговоров с его тренерским штабом. Уже в самый момент его выбора у Билла Симмонса возникли вопросы относительно этого решения, и с того времени они остаются у всех.


  
Другой важной характеристикой "революционного" подхода, так успешно проявившегося в Хьюстоне и Оклахоме, является четкое видение менеджерами того, что именно они хотят сделать, и воспитание соответствующей культуры. И это еще один компонент, которому не нашлось места в Кливленде. Да, Грант посвятил исключительно много общению с прессой именно утверждению построения культуры как приоритета Кавс. Однако на деле мы увидели совершенно противоположное. Команда два года подряд выбирала новичков, с которыми до драфта даже не общалась, причем второй из них был явно физически не готов к профессиональному баскетболу, показавшись в тренировочном лагере с лишним весом, который до сих пор остается на нем. Вместо тренера, который, может, и не был серьезным тактиком, но зато отлично играл роль наставника для молодых людей и игроков, был приглашен куда более именитый специалист, который расстался с прошлым своим местом работы как раз по той причине, что не смог найти общий язык с баскетболистами. Более того, в команду пригласили игрока, который весь прошлый сезон пропустил из-за того, что пошел играть в боулинг, будучи травмированным, и окончательно потерял возможность появиться на паркете. Не стоит удивляться, что не прошло и месяца, как появилась информация о том, что Браун полностью потерял контроль над раздевалкой, лидеру команды Кайри Ирвингу абсолютно неинтересно играть на победу, Дион Уэйтерс не ходит на собрания, а Эндрю Байнум не выкладывается на тренировках и теряется на паркете. Грант пытался залатать свои же ошибки буквально на ходу, выменяв из Чикаго Денга, известного своим профессионализмом, но приход Луола ничем не помог команде, которая разваливалась буквально на глазах, еще не успев даже оформиться как полноценный коллектив. 
 
Конечно, есть у Кливленда элемент, в какой-то мере снимающий часть вины с неудачной, будем откровенны, работы менеджмента и в частности Криса Гранта. Не стоит удивляться, что не прошло и месяца, как появилась информация о том, что Браун полностью потерял контроль над раздевалкой Это владелец клуба, Дэн Гилберт, один из самых нетерпеливых и бестолковых владельцев в Ассоциации. Такую информацию не принято оглашать официально и вслух, но есть очень серьезные основания предполагать, что увольнение Скотта, назначение Брауна, переплачивание за свободных агентов (Эрл Кларк и его 8,5 миллионов за два года) и отчаянное желание усилиться готовой звездой (отсюда приход Байнума и Денга) – непосредственные инициативы именно Гилберта, а Грант стал просто заложником прихотей миллиардера. В таком случае следует отметить еще одну особенность работы Моури и Прести – абсолютное доверие к ним со стороны владельцев. Даже когда ГМ Ракет раздавал по кусочкам команду, которая дважды подряд подходила вплотную к попаданию в плей-офф, и пресса не стеснялась предполагать весьма пессимистические результаты таких действий, ему предоставили полную свободу действий и готовились оценивать работу по результату. Гранту такой возможности не дали, потому его никак нельзя называть единственным виновником плачевного состояния команды. 
 
Тем не менее, Кавальерс должны стать примером, что даже феноменальная удача в получении пиков, которая не гарантируется никому, кто сливает сезон ради перестройки через драфт, и наличие по-настоящему звездного игрока, который также не является гарантированным для аутсайдеров, не влечет за собой создание контендера. Нет универсального рецепта для того, чтобы создать чемпиона, и Лига только выиграет, если команды будут искать свой путь, а не повторять чужие ошибки в погоне за чужими успехами.
iSport.ua Баскетбол НБА
Загрузка...