Школьный осадок

2010 г., 7 октября, 17:40
Эту фразу из интро-текста я произношу уже второй день подряд, после того как вчера утром прогулялся по школам одного из жилых массивов нашей столицы. Как вы могли прочитать на нашем сайте ранее, сейчас группа людей, в которую пригласили и меня, активно занимается созданием киевской Школьной баскетбольной лиги (ШБЛ). Мы поставили перед собой цель в сжатые сроки обойти все школы, гимназии и лицеи города, познакомившись с директорами и учителями физкультуры и вручив им лично в руки приглашение на турнир.

В первый день мне удалось обойти 15 школ, но впечатление от этой прогулки осталось весьма неоднозначным, о чем хотел бы поделиться с вами. Тем более, что этого количества учебных заведений вполне хватило, чтобы составить более-менее ясную картину о том, что сейчас происходит в спортзалах школ столицы.

Конечно, уроки физкультуры - это не урок математики, где есть четкая программа, которую нужно выполнять, но в тоже время, не подозревал, что они так разнятся. Имею ввиду, конечно же, не зарядку или выполнение положенных нормативов, а выбор главного вида спорта. Так вот, тут учителя имеют полное право выбора - от футбола через гандбол до прыганья на скакалке, чтобы не побить мячом плитку на стенах. Впрочем, учителей и при этом можно смело делить на две категории - те, для кого занятия с классом ограничиваются какими-нибудь 45 минутами, и те, кто действительно хотел бы, чтобы его предмет пошел детям на пользу. К счастью, за вчерашний день вторые мне попадались куда чаще...

Уже в первой школе директор сказал мне и инициатору создания ШБЛ Ярославу Сидоренко, что полностью доверяет учителю физкультуры, потому о баскетболе надо говорить лично с ней. Эта женщина лет 50-ти действительно оказалась фанатом своего дела.

- Понимаете, я в этой школе появилась лишь год назад, а до меня тут физкультуры не было.

- Как не было, она же обязательна?
- Ну как... в общем-то, по расписанию она была, но дети в лучшем случае просто сидели в спортзале...

Учительница рассказала, что за год эта школа добилась серьезного прогресса. И если раньше ребята смеялись, когда их просили просто построиться на линии, то теперь уже воспринимают это адекватно. А кроме того, они научились держать мяч в руках (во время разговора семиклассники работали с волейбольными мячами - А.И.). Впрочем, хоть к нашей идее ШБЛ она отнеслась крайне позитивно, все же с грустью заметила, что "вряд ли здесь что-то получится. Они ничего не хотят".

После этого мы с коллегой разъехались по своим районам с той же целью. И, как оказалось, в разных частях Киева разное отношение к баскетболу. Так, если Ярослав мне звонил в основном с хорошими вестями, я этим же похвастаться не мог. Вот, к примеру, зайдя в одну из приемных, я услышал от директрисы следующее: "Вы знаете, у нас очень сильная футбольная команда, мы даже Динамо обыгрывали, Динамо Суркисов! У нас такая команда... А баскетбол... Нет, участвовать ради участия мы не будем". Пришлось уйти ни с чем...

В школе по соседству администрация уже приняла меня радужно, а вот учитель физкультуры на глазах у стоящих с открытым ртом детей скупо мне ответил, что им это участие неинтересно. Я ему таки передал наш бланк с просьбой огласить приглашение его ученикам, но абсолютно не уверен, что эти ребята что-то от него узнали. Были еще другие школы, где нашу ШБЛ поддерживали и со словами "вряд ли что-то выйдет" обещали помочь. Судя по тому, что уже сегодня были звонки и заявки с этого массива, все-таки какого-то успеха мы добились... Ах да, хотелось бы еще отметить, как дружно школы кивали друг на друга, говоря, мол, вот там вам точно не откажут.

Впрочем, были и крайне позитивные моменты. Вот, к примеру в одной из школ учительница физкультуры сказала, что у них баскетбол - это профильный вид, и они обязательно примут участие в ШБЛ. "Понимаете, - говорит она, - у нас нет турниров, и дети, которые, быть может, даже одаренные, просто чахнут". Это была уже примерно 12-я школа, в которую я зашел, потому настроение после такого разговора и серии комплиментов в наш адрес резко поднялось. "Ага, так это вы возродились?", "Нет, мы родились" - из того же разговора.

Что еще вспомнить? В другой школе мне учительница лет 65-ти сказала, что, скорее всего "вы просто умоетесь соплями". На все мои протесты она начала говорить, что сейчас у детей просто нет возможности играть в баскетбол в школах. Мы как раз вышли из тренерской, и я обратил внимание на баскетбольные щиты, которые были в прекрасном состоянии.

- А... у вас же прекрасные щиты...
- Да, а играть не можем!
- А как так?
- Ну вот смотрите. Спортзал у нас один. Во время урока занимаются 4 класса, которые работают только на одном кусочке зала.

Впрочем, на мою просьбу передать объявление детям, она откликнулась положительно и прицепила приглашение на стену возле стола в тренерской. Значит, передаст. Или уже передала...

Завершился мой поход школой, находящейся рядом с домом. Было уже около 3 часов дня, потому я особо и не надеялся с кем-то пообщаться. Каково же было мое удивление, когда мне учитель сказал, что у них через час начнется факультативное занятие по баскетболу! Специально дождавшись его, увидел, что пришло 6 пятиклассников и трое старшеклассников. "У них просто седьмого урока не было, да еще и холодно. Наверное, поэтому их сегодня так мало. Вчера было 12 старших ребят", - сказал школьный тренер. Именно тренер, так как занятия не ограничиваются словами "вот вам мяч, идите играйте".

"Игорь, как ноги?" - спрашивает он у одного из парней. "Так себе", - отвечает 10-классник. "Я вчера их хорошенько нагрузил, так что сейчас им тяжеловато", - говорит мне примерно 50-летний коуч. Конечно, я рассказал ему о своих "школьных" приключениях, и никакого удивления со стороны не встретил. "Тут [в школе] до меня в баскетбол вообще не играли, но я люблю эту игру как никакую другую, и потому прививаю ее здесь. Игорь! Игорь! Вот скажи, что до меня здесь баскетбола не было (парень не очень охотно кивает головой - А.И.)! Вот так! А сейчас мы даже товарищеские матчи иногда играем..."

Впрочем, все равно разговор закончился ложкой дегтя. "Я до лета буду тут, а потом уйду, - продолжает учитель, - не могу я жить с такой зарплатой. Тем более никто не помогает. Вот смотрите (ведет меня в инвентарную - А.И.), видите - 6 мячей, и это разве мячи? (Их качество, а это и волейбольные, и баскетбольные мячи, действительно оставляет желать лучшего - А.И.) Это все, что у нас есть. Те мячи, которыми играют дети сейчас, я купил за свои деньги. Просто из любви к "искусству..."

Какая мораль? А не будет ее. Кто-то обвинит в этом государство, кто-то Федерацию баскетбола, а кто-то даже поколение, увидев тут волосатую лапу США. Я выводов делать не хочу, обидно просто... А Лига наша, кстати, будет! И на очень добротном уровне! Как мы уже вечером решили с Ярославом, "надо это все это дело шевелить, тогда будет эффект". И мы расшевелим!

Постскриптум: в
о время прогулки от постоянных криков детей чертовски устал. Быть может, именно потому еще больше зауважал профессию школьного учителя...

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK