Игнатавичюс: "Говорят, агентам тяжело работать в Украине, но это не всегда так"

2014 г., 1 июня, 13:49
Как баскетболист, литовец Мантас Игнатавичюс должен быть неплохо знаком украинской баскетбольной публике. В середине 2000-х он выступал, и довольно успешно, сразу в нескольких клубах Суперлиги - ВозКо, львовской Политехнике, Сумыхимпроме. После завершения карьеры Мантас избрал один из традиционных вариантов продолжения баскетбольной жизни - и стал агентом. Разумеется, одним из полей его деятельности стала Украина. Сейчас агентство Omega Action, которым руководит Игнатавичюс, представляет интересы полутора десятка украинских игроков, среди которых Виталий Коваленко, Александр Рябчук, Игорь Кривцов, Анатолий Шундель и другие, а также тренер Виталий Черний. Именно литовское агентство способствовало трансферам двух именитых представителей Литвы в наш чемпионат - речь о Дариюсе Сонгайле и Дайнюсе Шаленге. Также оно в некотором роде "прославилось" прошлой осенью, когда именно из-за долгов перед агентами получил временный трансферный "бан" БК Киев. 

В нашем разговоры мы затронули тему специфики работы агента на украинском рынке, вспомнили историю с киевским клубом, поговорили о судьбе некоторых клиентов агентства Omega Action, а также попытались предсказать, что же ждет украинский баскетбольный рынок в связи с последними событиями в нашей стране.


- Мантас, как давно вы вообще занимаетесь агентской деятельностью и, в частности, как давно работаете на украинском рынке?

- Началось все в конце 2009-го года, почти в 2010-м. Выходит, уже четыре года в этом бизнесе. Все, конечно, началось с Литвы, но так как я играл в трех клубах в Украине, было много связей, знал почти всех игроков, поэтому на украинский рынок было выйти чуть легче. К тому же, как раз тогда он начал расти, было две лиги, потом объединили в одну. За эти годы Украина выросла очень сильно, почти дотянулась до первой пятерки европейских лиг. К сожалению, в этом году экономическая и политическая ситуация в стране все поменяли. Мы много общались с украинскими друзьями, надеюсь, все восстановится. Само собой, не сразу, но с течением времени все будет хорошо.

- А кто был первым вашим клиентом именно из украинских игроков?


- Я думаю, Виталий Коваленко. Из иностранных игроков, конечно, был литовец, а из американцев - Деррик Леонард. Четыре года назад он приехал в третью лигу в Литве, показал себя там, потом выиграл вторую лигу и уже три года играет в литовской Суперлиге.

- Многие узнали о вашем агентстве в тот момент, когда БК Киев попал под запрет на регистрацию новых игроков из-за долгов перед вами. В чем была суть этой истории?

- У меня вообще хорошие отношения со всеми клубами Украины. Одни из лучших всегда были с БК Киев. Никаких персональных претензий не имею, но была ситуация, когда они не рассчитались по выплатам с контракта Вернона Гудриджа. Мы пошли на уступки, даже большие. Дело тянулось год, шли какие-то обещания, потом они вообще отказывались говорить. У нас не было другого варианта, кроме суда. Даже, когда мы обратились в суд, сразу после позвонили в клуб и еще раз пошли на уступки. Вроде договорились, но они не держали слово и не оставляли иного выбора. Жаль, что так случилось, но такова жизнь. Не хочется идти в суд, но когда нет нормального, логичного разговора, суд решает, кто прав, а кто нет.

- В итоге дело разрешилось?

- Да, разрешилось. Киев наконец рассчитался, хоть и после суда. Понятно, что у всех бывают проблемы, всегда можно подождать, найти решение, которое устроит всех. Жаль, что разрулить ту ситуацию так, чтобы это устроило все стороны, не вышло.

- В целом, с каким количеством клубов в Украине сейчас работает ваше агентство?

- Работаем со всеми. Просто не хочется предлагать игрока, который потом не сможет помочь команде и мы это сами видим. Очень хорошие отношения есть, например, с Говерлой, хотя там никогда не было наших игроков. Мы прекрасно общаемся с Евгением Мурзиным, но наших ребят в Ивано-Франковске не было, потому что не было такого игрока, за определенную цену, который мог бы помочь команде. Никаких проблем с Донецком, с Химиком. В Донецке играл Виталий Коваленко, играл Дариюс Сонгайла. В Южном тот же Коваленко, Саша Рябчук. Все очень профессионально. В Николаеве у нас есть молодые ребята, там тоже без проблем.

Виталий Коваленко, Александр Рябчук

Киеву мы помогали в организации сборов, думаю, они всем были довольны. В Будивельнике у нас играл Дайнюс Шаленга. В принципе, не секрет, что там чуть-чуть опаздывали с выплатами, но за прошлый сезон они рассчитались до последней копейки. Сейчас небольшая задолженность есть, но мы переговорили с господином Навикаускасом и точно ничего плохого сказать не можем. Уверен, все моменты скоро будут закрыты.

- Ну а кроме задолженностей по зарплате, в работе с клубами есть ли еще какие-то проблемные моменты?

- Знаете, нет. Многие говорят, что в Украине работать тяжело, но мы находим общий язык со всеми клубами, и сейчас нашему агентству, нашим игрокам, ни один клуб ничего не должен.

"Рынок зарплат украинских игроков может упасть процентов на 50%"

- На ваш взгляд, как нынешняя ситуация в стране может сказаться на баскетболе и на вашей работе конкретно?

- Это же не секрет. Клубам станет тяжелее находить средства, а все всегда зависит от финансов. Хороший момент в том, что если понижаются финансы, клубы больше будут смотреть на своих игроков. Те получат шанс расти, играть на высшем уровне. Второй момент - клубы за эти 3-4 года тоже получили определенный опыт. Как приглашать игроков, как делать команду. Этот опыт тоже может быть использован, и несмотря на финансовые моменты, клубы вполне знают, как собрать хорошую команду даже за вдвое меньшие средства.

- Если давать прогноз в процентах, на сколько может упасть рынок зарплат? В первую очередь, речь идет об украинских игроках.

- Тяжело сказать. Конечно, у кандидатов в сборную Украины есть неплохие возможности уехать в другие лиги. Молодым игрокам это сделать будет тяжело. Думаю, процентов на 50 все может упасть. Это логично: падает бюджет - падают зарплаты. Я не вижу в этом трагедии, тем более, думаю, некоторые клубы смогут держать уровень. Тяжело гадать, но это может быть Химик, Будивельник, если сохранит амбиции, построит команду не хуже, чем у них была сейчас или год назад.

- Вы говорите о том, что украинцам будет сложно куда-то уехать. Почему такая проблема возникает? От того, что они не дотягивают по уровню до местных игроков в других странах?

- Когда игрок уезжает и становится легионером, ожидания клубов, которые его нанимают, становятся гораздо больше в сравнении с местными ребятами. Так происходит везде. У молодых украинских игроков нет опыта. У них есть хороший материал и потенциал, но абсолютно нет опыта. Почему меня немного радует эта ситуация, потому что местные получат практику и некоторые из них позже смогут стать легионерами, повысят свой уровень. Конечно, мы всегда думаем о себе лучше, чем есть на деле, но реально смотря на ситуацию, надо признать - они не готовы. Если ты легионер, ты должен быть выше всех на голову, ты должен быть лидером, тянуть команду.

Из наших ребят легионером, наверное, может Виталий Коваленко. Он немолодой, уже опытный, играл в Еврокубке. У него есть все задатки, чтобы играть в другом статусе. Другие ребята - молодые. Те же Шундель, Кушниров не получали времени в прошлом году, хотя должны были играть. Сандул - молодой игрок, но уже пора, ему не 18 лет. Да, уехали легионеры, он получал время, но до этого уже должен был играть.

В целом, в этих переменах нет ничего трагичного. Все всегда к лучшему.

"Хотим вернуть Шкурупия в Суперлигу"

- К слову, на днях было интервью главного тренера Николаева, который сказал, что у Шунделя заканчивается контракт и он попробует свои силы в другом клубе. Вы как этот момент прокомментируете?

- У нас было несколько предложений еще год назад. Конечно, ситуация всегда меняется, рынок диктует свои условия. Мы не исключаем возможности, что Шундель останется в Николаеве, но тогда он наконец должен начать играть, получать минуты. Не важны деньги, суммы - главное, чтобы он играл. Будем стараться найти клуб, в котором он будет себя проявлять. Вполне может быть, что это будет за пределами Украины. Не исключаем Украину, не исключаем Николаев, но, может быть, он уедет заграницу. Но уехать не так легко, потому что есть учеба, есть другие моменты. Плюс не хочется, чтобы первый выезд был неудачным. Но от этого никто не застрахован.

- Насколько я знаю, среди ваших клиентов есть украинский игрок, который уже играет в Литве, в низших дивизионах - Августин Козанчук. Что это вообще за парень? Расскажите о нем подробнее.

- Он получил приглашение в молодежную сборную. Посмотрим, как он себя проявит. Чем он отличается от большинства украинских первых номеров - здорово видит поле. Но ему предстоит много работы над броском, чтобы стабильно набирать очки. Посмотрим, как будет на следующий год, но надеюсь, что летом он хорошо поработает и добавит в физике, станет мужчиной. Сейчас у него тело маленького ребенка. При этом, технически он очень хороший парень.

Августин Козанчук

- Как он провел сезон в Литве? И вообще, на каком он уровне выступал?

- Это третья лига, играл с молодыми парнями. Как сыграл? Скажу так: всегда могло быть лучше. У него были не очень сильные партнеры, и при этом у него не выдающаяся статистика. Он много создавал для них, но если партнеры не очень хорошего уровня - не поймали мяч, упали, не забили - то статистики нет. Важно то, что он имел время. Сейчас он попробует попасть в сборную Украины. Если же не попадет, план работы на лето ему составлен. Тогда будет видно, где он продолжит карьеру.

- Еще один вопрос по вашим клиентам. Что случилось с Иваном Шкурупием, который буквально пропал с радаров?

- Шкурупию, к сожалению, не повезло, он получил серьезную травму в начале сезона. Сейчас он восстанавливается, готов примерно на 80%. Надеемся, к началу следующего сезона он будет готов на все 100. Конечно, мы планируем вернуть его в Суперлигу. Он опытный, очень старательный игрок, 100%-ная рабочая этика. Как говорится, он не делает того, чего не нужно. Я уверен, что он восстановится и будет играть.

"Следующий сезон должен будет показать, что представляют из себя украинские игроки"

- Ситуация, которая случилась у нас в конце сезона, вывела наверх целый пласт новых игроков. Вы увидели каких-то интересных игроков как для вас, так и для украинского баскетбола в целом?

- Не хочется называть конкретных имен (улыбается). Конечно, в том же Донецке есть хорошие ребята. По другим сказать тяжело, потому что они только попали в мужской баскетбол и их роль была не очень понятной. Следующий сезон должен будет показать, что они представляют из себя. Я уверен, что в клубах этот момент учтут.

- Тренеры, на ваш взгляд, вообще готовы давать им время или даже в таких условиях будут ставить на опытных игроков, которые дадут результат?

- Сложно сказать, потому что мы не знаем, как будут сформированы команды. Когда они увидят финансы, тогда будут поставлены цели. Понятно, что все хотят попасть в плей-офф. С одной стороны, это хорошо, но тяжело соединить это с обкаткой молодых. Тогда клубу нужно делать стратегию, например, на три года. Когда первый год ты будешь обкатывать молодых, а потом уже ждать результата на второй-третий год. Когда же спонсоры дают деньги, они хотят результата здесь и сейчас. Так есть всегда и везде.

- Как тогда, на ваш взгляд, должны развиваться молодые игроки в межсезонный период? Чем конкретно они должны заниматься?

- Обычно, когда кончается сезон, игроков распускают примерно до августа. Если клуб хочет развивать молодых, то нужно организовывать им сборы. В идеале, баскетболист должен отдохнуть месяц, после чего все лето он должен работать. Физически, тактически. В прошлом году для своих клиентов мы делали сбор в Литве, приезжали Кушниров, Сандул. Они работали с другими тренерами, индивидуально. Они не играли в баскетбол, просто держали себя в тонусе - это самый минимум для молодежи. Если молодой игрок три месяца ничем не занимается, то потом ему нужно 4-6 недель, чтобы потом войти в форму. Тогда развитие получается минимальным. Они сами должны быть заинтересованы в работе, и если они считают себя профессионалами, должны работать самостоятельно.

- А в Литве как с этим дела обстоят?

- У нас в Литве плюс-минус каждый игрок имеет агента, а также работает с тренерами. Они составляют игроку планы работы. Одному не хватает силы, другому - прыжка, третьему - техники. Летом два из трех месяцев они работают на площадке или стадионе. Многие нанимают тренеров, собираются группы по 6-8 человек, которыеИгнатавичюс: "Говорят, агентам тяжело работать в Украине, но это не всегда так" работают индивидуально.

- Как вообще в Литве с талантливыми баскетболистами и будущими звездами? Несмотря на серебро сборной на Евробаскете-2013, все понимают, что там достаточно возрастных игроков, которым пора на покой. Есть ли те, кто их заменят?

- В Литве всегда много талантов, поставлена командная игра и я не сомневаюсь, что с заменой не будет никаких проблем. Единственная проблема - разыгрывающий. Все другие позиции удачно закрыты, уже есть молодые парни, которые могут сейчас играть в сборной. Возможно, они не сейчас не столь хороши, как нынешние лидеры, но через 2-3 года они без проблем заменят нынешних ветеранов.

- За чемпионатом мира следить будете? Все-таки и Литва, и Украина попали на турнир.

- Конечно, конечно буду. Шансы? Украина стала золушкой на Евробаскете, неожиданно выстрелила. На чемпионате мира, думаю, им будет чуть легче, чем на Евробаскете. Но расслабляться нельзя, нет ни одной слабой команды, неожиданности обязательно будут. Тем более, что мы не знаем, каких игроков привезут страны-лидеры. Будет интересно, у всех есть шанс что-то показать.

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK