Пеп конфиденциальный: история первого сезона Гвардиолы в Баварии изнутри (глава 3, часть I)
Глава 3 (часть I). "Я могу представить, как однажды буду тренировать здесь".
Нью-Йорк, октябрь 2012 года
"Приготовься, Мануэль. Я выбрал Баварию!"
В Пескаре, на северо-востоке Италии Мануэль Эстиарте был улыбчив. Несмотря на то, что его старый друг закрыл одну главу своей жизни, решение о следующем шаге, очевидно, было принято легко. В конце концов, их пунктом назначения была Германия, а не Англия.
Спустя пять месяцев после отъезда Пепа из Барселоны он был засыпан предложениями от Челси, Манчестер Сити, Милана, и, конечно же, Баварии. На самом деле это были не предложения по работе, а [скорее] проявления почтения по отношению к самому прославленному из тренеров.
Отъезд из Барсы был длинным и тяжелым, Гвардиола поделился планами [об уходе] со своим другом Эстиарте раньше, чем рассказал о них клубным руководителям, или тому же Тито Виланове, своему заместителю и преемнику. Причина [решения уйти] была довольно проста: после четырех лет максимальной напряженности Пеп был истощен. Он больше не мог ничего дать [команде].
Конечно, она была не единственной.
Весь этот четырехлетний срок Пеп планировал быть тренером, клубным оратором, виртуальным президентом, а также координатором поездок. Во время этого срока он изо всех сил оставался в хороших отношениях с обоими президентами.
В Жоане Лапорте он нашел энергичного, но напористого человека, одержимого вулканической энергией, который в один момент мог быть вашим главным сторонником, а уже минуту спустя – мог "взорваться". Удивительный, противоречивый и время от времени непристойный.
Сандро Роселль был другим, и Пеп быстро обнаружил, что за улыбкой нового президента скрывается равнодушие, и что у него коварное сердце бюрократа. Гвардиола всегда уравновешивал истеричное время от времени поведение Лапорты своим спокойствием и рассудительностью. С лицемерным позерством Роселля он поладил благодаря выплеску чрезмерных доз своей внутренней энергии.
Отношения с обоими президентами были простыми. Пепу спокойно и быстро удалось справиться с наигранными волнениями Лапорты. Несмотря на то, что он не был с ним близок, тренер ценил возможности, которые Лапорта ему предоставлял. Сначала Лапорта назначил Гвардиолу на пост наставника Барселоны B, где Пеп был чрезвычайно успешен, подняв команду с жесткого третьего дивизиона. Это достижение он по-прежнему считает одним из величайших своих успехов. Его благодарность Лапорте была абсолютно искренней и распространялась также на спортивного директора, его старого коллегу по "Дрим тим" Йохана Круиффа, неуловимого вингера Чики Бегиристайна.
Впрочем, триумфы в период правления Лапорты скрывают борьбу и столкновения, которые происходили за кулисами.
Во времена, когда Пеп чувствовал себя капитаном увесистого океанского лайнера, он вел борьбу по наставлению команды на один путь, в то время как клуб тянул её в другом направлении. Ни одно решение не было простым, будь то тренировки на новом покрытии, наличие у тренерского штаба идентичных с игроками команды спонсорских автомобилей, организации рекламных акций или согласия с официальной позицией клуба по тому или иному вопросу. Барселона была громадной машиной, которая была "на своей волне", и стиль руководства ею имел мало общего с тем, как Гвардиола руководил своей командой.
Однако в начале 2010 года Гвардиола почувствовал, что ситуация ухудшается. Летом намечались президентские выборы, и Сандро Роселль был в них фаворитом. Роселль был вице-президентом с 2003 по 2005 год, пока разногласия с Лапортой не заставили его уйти в отставку. При Лапорте каталонский наставник выиграл шесть трофеев: чемпионат, Кубок Испании, Лигу чемпионов, Суперкубки Европы и Испании, а также клубный ЧМ.
Роселль получил голоса подавляющего большинства и выиграл выборы. Его прибытие добавило чувство вражды и негодования к комплексу бюрократических трудностей, от которых клуб и так страдал.
Наедине с Пепом новый президент называл его Далай-ламой. Полагая, что его тренер является приверженцем Лапорты, он долгое время не доверял ему и возмущался тому факту, что команда слишком рано достигла своего пика, когда выиграла шесть трофеев за время властвования своего предшественника. Пропасть между президентом и тренером стала недостижимой, когда Роселль убедил клубный совет директоров проголосовать за судебный иск против Лапорты. [При этом] Роселль был достаточно умен, чтобы самому воздержаться от голосования. Но для Гвардиолы это было началом конца.
В течение четырех лет Пеп требовал от своих игроков безграничного усилия. Такого, которое позволяло бы игрокам становиться лучше и лучше. Но порой его строгие стандарты вызывали трения внутри коллектива. Многие игроки были равнодушны к неустанной и интенсивной работе, некоторые полагали, что заслужили право немного расслабиться. Они были элитой футбольного мира, в конце концов, они доказали это выигранными трофеями. Не один и не два игрока Пепа были заинтересованы в участиях только в важных матчах. Для того чтобы не учувствовать в мрачных и скучных зимних встречах, которые предстояло играть на холодных и суровых полях, они начали искать оправдания. Добавлял Пепу бед [даже] приобретенный новичок, который был не в состоянии оправдать ожидания.
Несмотря на то, что команда продолжала успешно выступать, Пеп знал, что его время в Барсе близится к своему завершению. "Однажды наступит день, когда я увижу, как свет в глазах моих подопечных погаснет. Я буду знать, что настала пора уйти".
В начале 2012 года глаза некоторых игроков уже слегка потускнели.
Люди, связанные с Барселоной часто утверждали, что на решение Пепа покинуть клуб повлияло отсутствие поддержки со стороны Сандро Роселля относительно его планов по внедрению кардинальных изменений в команде. Эти планы, по всей видимости, включали в себя продажу таких игроков как Херард Пике, Сеск Фабрегас и Дани Алвес. Каталонский наставник в нашем разговоре категорически это отрицал: "Это неправда. Я покинул Барселону, потому что был измотан. В октябре 2011 года я рассказал президенту о своем самочувствии, и с тех пор ничего не изменилось. Поэтому не было никакого смысла менять команду. Я знал, что я уйду".
"Имеет значение только то, что в тот год мы выиграли четыре титула, демонстрируя свою лучшую игру за все время. Мы использовали схему 3-4-3 против Реала, а на клубном ЧМ я решил использовать формацию 3-7-0. Мы играли великолепно, но [в плане дальнейшего прогресса] я был бессилен: у меня больше не было новых тактических идей. Вот почему я ушел, а не по какой-либо другой причине".
Уехав в Нью-Йорк в поиске спокойствия и тишины, Пеп, тем не менее, продолжал бороться с определенным количеством роковых выстрелов, направленных в него со стороны Барселоны.
Во время своего годичного отпуска он получал различные предложения по работе. Его бывший коллега Чики Бегиристайн, спортивный директор Манчестер Сити, был очень настойчив. Также он встретился в Париже с Романом Абрамовичем, который был готов сделать что угодно, лишь бы заманить Пепа в Челси.
Бавария также жаждала продемонстрировать свою раннюю заинтересованность. [Именно поэтому] делегация из Мюнхена прибыла на последнюю игру Пепа в качестве наставника Барселоны. Это был финал Кубка Испании против Атлетика в Мадриде, 25 мая 2012 года. Тогда каталонская команда выиграла со счетом 3:0.
На этом событии делегация Баварии так и не получила возможности пообщаться с Гвардиолой, но она продемонстрировала свою заинтересованность посредством его агента. Это было всего лишь спустя шесть дней после того как мюнхенская команда была бита Челси в домашнем матче финала Лиги чемпионов, в серии послематчевых пенальти. Это был второй болезненный удар для Баварии в тот горький и разочаровывающий период. Неделей ранее она проиграла со счетом 2:5 дортмундской Боруссии в берлинском финале Кубка Германии. Их соперник последовательно выиграл свой второй чемпионский титул после блестяще проведенной кампании, опередив Баварию на восемь очков.
Всего лишь за несколько недель Бавария упустила возможность выиграть три турнира: Бундеслигу, Кубок Германии и Лигу чемпионов. После завершения мучительного поражения в финале ЛЧ Хайнкес пообещал своей жене, что завершит тренерскую карьеру через год. Директоры Баварии хотели того же. [Всего-навсего] нужно было найти замену.
Пеп изначально хорошо отнесся к идее вступления в переговорный процесс с Баварией.
За год до этого, в конце июля 2011 года, немногим позже потрясающей победы в финале Лиги Чемпионов на Уэмбли над Манчестер Юнайтед Барселона приехала учувствовать на турнире Audio Cup, который проходил в Мюнхене. Пепу понравилось то, как была организована Зибна штрассе, несмотря на тот факт, что [база] была меньше тренировочного лагеря Барсы, и что на ней были менее благоприятные условия [для тренировок]. Каталонец был впечатлен, и в личной беседе признался Манелю Эстиарте: "Мне нравится это место. Я могу представить, как однажды буду тренировать здесь".
Эстиарте не удивился этому заявлению. Пеп уже говорил нечто похожее несколькими месяцами ранее на базе Манчестер Юнайтед. На следующий день после того как в полуфинале ЛЧ был обыгран мадридский Реал, Гвардиола и Эстиарте отправились в Манчестер посмотреть на своего будущего оппонента в действии. Это было 4 мая 2011 года, они сидели вместе на трибунах Олд Траффорд и наблюдали за тем, как команда сэра Алекса Фергюсона обыгрывает Шальке (4:1). Пеп вновь обратился к своему другу: "Мне нравится эта атмосфера. Я могу представить, как однажды буду тренировать здесь".
Гвардиола всегда чувствовал глубокое восхищение, которое было сродни почитанию по отношению к легендарным командам и игрокам Европы. Эстиарте об этом знал, а потому не удивился рвению Пепа встретиться с Ули Хёнессом и Карл-Хайнцем Румменигге в июле 2011-го. Этот квартет встретился для недолгого чаепития, и вскоре стало ясно, что его чувства восхищения двумя немцами были взаимными. Бавария только-только назначила главным тренером под вторую стадию проекта Юппа Хайнкеса; первую стадию курировал Луи ван Гаал. Гвардиола, будучи бодрым после еще одного выигрыша ЛЧ с Барсой, был полностью предан каталонскому клубу. В тот момент никто не мог представить, насколько тесно они свяжут свою судьбу в будущем.
Перевод и адаптация Никиты Черняка, специально для iSport.ua
Перевод и адаптация Никиты Черняка, специально для iSport.ua
Продолжение следует…