Рай на грани утерянности

2012 г., 30 марта, 16:09
Мы каждый день из мировых новостей узнаем о новом взрыве насилия в Латинской Америки . От Мексики до Гондураса кровопролитие затронуло жизни болельщиков и даже футболистов. В то же время, в Никарагуа был скромный экономический рост, относительная безопасность и скачок интереса и поддержки футбола. Но что дальше?

Центральную Америку условно можно поделить на две половины. В северной части перешейка у Гондураса и Сальвадора уже давно проблемы с насилием, в основном из-за бандформирований. В Сальвадоре якобы даже членов банд больше, чем полиции и армейских офицеров вместе взятых. Однако страны имеют страстных поклонников футбола и клубов с большим количеством сосиос. Соперники на футбольном поле Мотагуа и Депортиво Олимпия делят и регулярно заполняют 35-тысячный Эстадио Тибурсио Карьяс Андино в Тегусигальпе, что в Гондурасе. Клуб Альянса играет при полном 44-тысячнике в Сан-Сальвадоре, столице Сальвадора. Но, к сожалению, в течение нескольких последних лет банды проникли в баррабравас Мотагуа и Олимпии. Насилие угрожает выйти из-под контроля.

Только прошлым летом после двух лет переговоров, вмешательства организаций и полиции две группы подписали мировое соглашение. Надежда остается, но власть бандитов и бедность может снизить значимость этих бумажек. В лучшем случае это пластырь на гнойной ране.

На другой стороне перешейка Коста-Рика и Панама могут похвастаться относительно сильной экономикой и растущей страстью к футболу. После демилитаризации несколько десятилетий назад окупились инвестиции Коста-Рики в здравоохранение и образование. Тикос совладали с инфляцией, сократили масштабы бедности и живут с относительно высоким ВВП на душу населения. Панама стала очагом капитализма и может наслаждаться более высоким ВВП, чем даже Коста-Рика. С футбольной точки зрения, Депортиво Саприсса и Алауэленсе доминируют в костариканской лиге. И те, и другие могут похвастаться стадионами вместительностью более 15 тысяч. Коста-Рика выходила на чемпионат мира-2006, а в Южную Африку их не пустил сам Уругвай. В Панаме профессиональная лига была основана в 1988 году. В обеих странах насилие не выходит за футбольное поле.

Никарагуа находится далеко от севера и юга. Как и их северные соседи, Никас пострадали несколько десятилетий назад от кровавой гражданской войны, а землетрясение  с показателем 6,2 в 1972 году уничтожило столицу страны Манагуа. Недавняя правительственная политика и корпоративные интересы создали неблагоприятные условия для роста. Легитимность нынешнего президента Даниэля Ортеги справедливо подвергается сомнениям, но, как и в Испании при Франко, диктатура породила некоторые положительные экономические подвижки. Несмотря на глобальный регресс, в Никарагуа за прошлые два года экономика поднялась на 5% или даже больше. Важно, что она отошла от полной зависимости от сельскохозяйственного экспорта благодаря увеличению туризма и производства. Никарагуа остается второй по бедности страной в обеих Америках, но привлекает транснациональные корпорации дешевой рабочей силой.

Футбол также расцвел в последнее десятилетие. Это бейсбольное место, которое заразилось красивой игрой в первую очередь от Роналдиньо и кабельного ТВ. Сегодня в самых модных барах Манагуа Zona Hippos регулярно показывают игры Ла Лаги заинтересованным клиентам, а футболки Барселоны и Реала создают целый фон. Два года назад в столице открылся новый национальный стадион. Более 1,4 тысяч на Facebook "лайкнули" FutbolNica, главный сайт о местном футболе. Сайт Rojadirecta предоставляет ссылки на трансляцию внутренних лиг, хоть они и не всегда рабочие.

Лучшие клубы имеют экзотических и несколько дорогих легионеров из Гондураса и Мексики. Реал Эстели, базирующийся в северном и гористом городе Эстели, вблизи с границей Гондураса, регулярно выигрывает внутреннюю корону. Он достойно соревновался в Лиге чемпионов КОНКАКАФ, несколько раз будучи единственным никарагуанским представителем. Прошлым летом Реал проиграл Торонто из МЛС дома и на выезде по 1:2. Не хорошо, но и не плохо. Депортиво Вальтер Ферретти из Манагуа регулярно составляет конкуренцию Реал Эстели за первые места. Нельзя забывать и о клубе Дирианхен из Дириамбы, который выиграл лигу рекордные 26 раз, но не побеждает с 2006 года.

Высший дивизион Никарагуа существует еще с 1933 года. Недавнему росту и прогрессу местных игроков он частично обязан ФИФА. В 2001-м всемирная организация открыла учебный центр для самых талантливых в Дириамбе, духовном центре никарагуанского футбола. В начале десятилетия правит балом бейсбол, но в футболе доминирует Дирианхен из Дириамбы. В 90-х годах этот вид спорта распространился на Эстели и Манагуа и стал расти там, формируя основу для инвестиций ФИФА. Центр открылся в 2001-м, а в 2009-м сборная впервые квалифицировалась на Золотой Кубок, победив Гватемалу. А ведь еще совсем недавно у Никас было только три победы за всю историю. Лучшие игроки, как правило, выступают в главных местных командах – в тех же Дириахене, Реал Эстели или Вальтер Ферретти, - но все чаще и чаще они переходят за рубеж. Некоторые из них оказались в главноем дивизионе Пуэрто-Рико и даже в Бразилии.

Экономика и футбол выросли, а страна пока остается приятной и безопасной. В Никарагуа водятся отдельные банды, но им пока далеко до организованной преступности своих северных соседей. Баррабравас пока полностью там не сформировались, но, к сожалению, фанатское насилие начало проявляться. 19 февраля Реал Эстели посетил Манагуа и там победил Вальтер Ферретти в напряженной встрече 2:1. Покидая стадион, победившие эстелианс были обстреляны камнями поклонниками хозяев. Якобы даже агрессия была направлена конкретно на тренера команды. И некому бояться ареста и суда. Почему?

Тревожит то, что, как сообщает FutbolNica, полицейские, присутствовавшие при инциденте, не хотели вмешиваться. Правовая система не внушает доверия. Устрашает, что полиция не вмешивалась и в другом контексте: политических протестов. Государственный департамент США отметил, что полиция не в состоянии защитить политических протестующих. Сторонники режима Ортеги регулярно нападали на ненасильственных сторонников демократии и оставались безнаказанными. Как в Иране и Венесуэле, полиция закрывает глаза на кровожадных боевиков. В 2010-м оппозиционная партия провела встречу в Holiday Inn, дабы избежать конфронтации с вооруженными сандинистами, прятавшимися на улицах около Национальной Ассамблеи. Что произошло? Головорезы приехали к ним. И полиция ничем не противилась, когда сандинисты обстреливали отель из минометов.

Даниэль Ортега играет с огнем. Как и Франко в Испании, Ортега нанял и узаконил Juventud Sandinista (Санданисткая молодежь), которая собирается из членов банды из бедных кварталов. Когда оппозиция объявляет о своих маршах, прибывают таинственные автобусы для того, чтобы подобрать членов банды и транспортировать их ради формирования сильного контрпротеста в поддержку Даниэля. Во время последних выборов Ортега переписал конституцию, которая теперь позволяет ему идти на второй срок. Затем, в день выборов, грозные члены Juventud Sandinista слонялись вокруг избирательных участков.

Как долго будет гореть это пламя? И что будет с пока расцветающим футболом?

Эллиот Тернер, InBedWithMaradona

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK