Пеп конфиденциальный. "Беспроигрышное решение"
Глава 1
Глава 2
Глава 3 (часть I)
Глава 3 (часть II)
"Они будут в авангарде европейского футбола следующие пять лет"
Мюнхен, 25 июня 2013 года
"Омоложение мюнхенской Баварии продолжается до сих пор. Третий этап начинается здесь".
Пауль Брайтнер, легенда Баварии и мадридского Реала, вещает из своего офиса на Зибна штрассе. Диапазон разговора охватывает поздние 70-е и далее, он объясняет каждый этап регенерации проекта.
"Когда Калле [Румменигге] и я играли за Баварию под руководством Паля Чернаи, мы использовали определенную систему. И мы застряли в ней вплоть до 2008 года. Не имеет значения, какую схему вы используете: 4-1-4-1, 4-2-4 или 4-4-2. Тактические идеи остаются одинаковыми, разница была лишь в движении. Но сейчас эта система устарела. Сейчас на дворе XXI век, а потому подобные вещи должны остаться в прошлом".
Было понятно, какие вещи Баварии нужно было изменить, но никто точно не знал, как это сделать. Вплоть до прихода голландца Луи ван Гаала.
"Мы знали, что в современной игре титулы выигрываются только при помощи футбола, похожего на тот, который демонстрирует Барселона, - акцентирует Брайтнер. – Игроки Барсы начали играть подобно баскетбольной команде. Они гораздо больше передвигались, сохраняя "циркуляцию" мяча, и при этом менялись позициями. Они стремились к высокому проценту владения мячом и любили постоянно менять ритм игры. Было такое ощущение, словно они владеют мячом пять часов, хотя на самом деле матч длится 90 минут. Вот что такое современный футбол. Это то, на что мы должны опираться сейчас и, возможно, даже - в течение следующего десятилетия. По крайней мере, до тех пор, пока не появится новая идея. Но как превратить нашу устаревшую систему в современную? Луи ван Гаал был ответом, который к счастью оказался верным, потому что он полностью преобразил наш футбол".
Для Брайтнера ван Гаал стал тем, кто предоставил ключ к первому этапу омоложения игры Баварии. "Он изменил немного позиций и внедрил футбол, основанный на владении мячом. Мы обменяли традиционный баварский стиль на эту игру с высоким процентом владения мячом. Но нам все равно еще не хватало универсальности в плане позиций игроков - каждый продолжал отвечать за свой участок поля. Никому не разрешалось покидать указанную зону ответственности, и мы начинали играть в футбол одного касания. Мы фокусировались на перепасовках друг другу. Некоторые матчи мы заканчивали с показателем в 80% владения мячом, но на самом деле это не было показателем настоящего ритма и темпа. После полутора часов каждый на Альянц Арене хотел зевать от этих постоянных перепасовок. Ставлю на то, что каждый из 71 000 болельщиков мог предсказать наш каждый последующий ход. Наша игра была хорошо организована, но в то же время она была слишком предсказуемой".
Работа над вторым этапом была поручена Юппу Хайнкесу.
Брайтнер: "Он поддерживал систему ван Гаала, но возился с этой идеей о постоянном владении мячом. Он отметил, что основной идеей было содержание. Нам не хватало скорости и регулярной смены ритма. Ему понадобилось два года, чтобы осуществить свои идеи и во второй половине сезона 2012/13 он был вознагражден, когда мы заняли первое место в чемпионате, набрав рекордное количество очков. В первой части сезона, между августом и декабрем он еще прорабатывал некоторые ходы, но с начала второй части сезона - в январе и феврале - команда уже отображала желаемый ритм и показывала совершенно другую игру".
Сейчас Пеп будет контролировать выполнение третьего этапа.
"Именно. Хайнкес продолжал делать выбор в пользу неизменного состояния. Он хотел, чтобы команда играла в высокоскоростном стиле, который бы порождал множество голов. Это было ключевым. Не было зацикленности на владении мячом, мы хотели голы, голы, голы, пачки голов. Сейчас, под руководством Пепа мы меняемся в пользу более гибкого позиционирования. Мы будем больше контролировать мяч с целью вырабатывания безостановочного движения, очень похожего на то, которое демонстрировала Барса два или три года назад, когда она была на своем пике".
Брайтнер говорит об этом после своей презентации Гвардиолы в качестве нового клубного тренера. По существу, его слова больше говорят о надеждах и стремлениях, нежели о текущей реальности. Бавария, давайте не забывать, сменила семерых тренеров за последние десять лет. Начиная Оттмаром Хитцфельдом и заканчивая Гвардиолой. Семь. Не самое убедительное доказательство крепкой стабильности, даже если слова Брайтнера призваны оправдать три последних назначения.
День презентации Пепа: люди уже задаются неизбежным вопросом: "Это ли старт новой эры в европейском футболе? Увидим ли мы начало баварского доминирования?". В Пивном саду, традиционной баварской таверне в мюнхенском Виктуалиенмаркте (постоянно действующий продовольственный рынок в центре города - прим. Н.Ч.) три каталонских журналиста задают тот самый вопрос. Рамон Беса из El Pais, Маркос Лопес из El Periodico и представитель [каталонского ежедневника] Ara Исаак Луч в этом не убеждены.
"Это может случиться, но это ни в коем случае не неизбежно. Игра Барсы не говорит о том, что она ухудшилась. На самом деле они усилили все составляющие своей игры. [Поэтому] нет причин предполагать, что мы станем свидетелями рождения новой доминирующей силы в европейском футболе, наследующую Пеп-тим. Мы пока еще не рассматриваем Баварию Гвардиолы в качестве нового европейского диктатора".
Мунит Зитуни, журналист немецкого издания Kicker обращает внимание на то, что эмоциональный интеллект станет успехом "операции Гвардиола". У Пепа есть план, и игрокам придется под него подстраиваться. Мы, журналисты, также должны предпринимать попытку понять то, что он делает. Важно, что игроки меняют свою игру и принимают этот новый футбольный стиль. Но Пеп также должен приспособиться. Чтобы получить ожидаемый результат, каждая из сторон должна будет идти на компромиссы. Здесь собраны квалифицированные футболисты, но наличие эмоционального интеллекта необходимо так же, как и любой другой [важной] составляющей".
По всей Германии болельщики собираются вместе во всех крупных городах и обмениваются мнениями за бокалом-другим пива. Журналисты и блоггеры снуют рядом, и в частности сегодня вечером мы ужинали с компанией, которая активничает в Твиттере, используя хэштег #tpMuc. Один из ее представителей, Штефан Нимайер - болельщик, который следует за Баварией, куда бы она не отправилась, одобряет решение клуба. "В декабре 2012-го мы на всех парах мчали к победе в Бундеслиге, Кубке Германии и Лиге чемпионов. В тот момент многие подумали, будто Бавария - идеальная команда. Но это было не так. Одна из самых сильных сторон Баварии заключалась в бесконечном самосовершенствовании. Раньше она делала это с Хайнкесом, теперь же она делает это с Пепом. Конечно, Хайнкес оставил особенное наследие, но [клубу] еще есть к чему стремиться. У нас есть неразрешенные дела с Челси Моуриньо в Суперкубке Европы, и это будет замечательно – выиграть вторую подряд Лигу чемпионов. Несмотря на их несомненный талант, наши игроки могут совершенствовать некоторые аспекты своей игры. Еще столько всего можно достичь, так пусть же они это сделают. Пеп – самый что ни на есть нужный человек для подобной работы. Это беспроигрышное решение".
Производя столь существенные изменения в то время, когда дела и без того идут хорошо, существует высокий риск. "Для меня это важно, поэтому я полностью согласен с этим решением", - настаивает Нимайер. - Вплоть до прошлого года Гвардиола считался лучшим тренером в мире, и этому есть множество объяснений. Это была огромная возможность для Баварии сделать скачок вперед - и они приняли правильное решение. Все от этого только выиграют: Бавария, фанаты, Гвардиола и немецкий футбол как таковой. Я полагаю, его план заключается в расширении знаний о футболе в других частях мира и изучении разницы спортивных менталитетов. Затем он применит эти знания к той разновидности футбола, которую он постиг в Барселоне - игру, которая очень близка к идеалу. Вот почему он так сильно хотел поработать за рубежом - чтобы совершенствовать свой собственный стиль, менять свои идеи и идеализировать свой тактический подход. Пеп посвятил много времени изучению Баварии, и я не думаю, что он попытается имитировать [здесь] игру Барселоны. Он намерен улучшить наш футбол, произведя местами изменения, а затем он на три года окунется в изучение футбола другой страны".
Кристиан Зайферт, исполнительный директор Бундеслиги согласен [с этим утверждением]. "В Германии каждый рад его назначению, здесь нет намека на злость или ревность. Мы все рассматриваем Пепа как настоящую находку, некий вклад, от которого Бундеслига только выиграет. Это очень известный избранник, который может только улучшить ситуацию".
Но вернемся к Паулю Брайтнеру, [который объяснит] последнюю причину подписания Пепа. "Для Баварии Пеп был единственным подходящим кандидатом. Он был нашим будущим, единственной возможностью. Мы сделали все от себя зависящее, чтобы заполучить его".
От этого решения клубного правительства веяло бодростью. В конце концов, это именно они внесли изменения для [получения] победной формулы. Брайтнер стремится поправить подобный термин. "Это не соответствует действительности. Даже перед стартом сезона 2012/13 Юпп Хайнкес сказал Хенессу и Румменигге, что это будет его последний год работы. Мы знали, что он покинет клуб, и тогда мы принялись искать преемника. Именно тогда руководство принялось обсуждать кандидатуру Пепа. На самом деле оно уже тогда одобрило [Гвардиолу] - еще прежде, чем мы выиграли требл.
Затем в марте и апреле люди начали сомневаться в наших планах. Хайнкес выиграл буквально все, и команда пребывала в своей лучшей форме. Так почему же мы, черт возьми, пошли [в этом вопросе] напролом? Потому что Хайнкес уже принял свое решение в июне 2012-го, конечно же. Назначение Пепа не было рискованным. Все были убеждены, что он должен стать нашим следующим тренером".
Затем я спросил: "Увидим ли мы Баварию в качестве доминирующей силы в Европе, какой она была в 70-х, или какой была Барселона в последние годы?"
"Они будут в авангарде европейского футбола следующие пять лет, даже если не смогут ежегодно побеждать в Лиге чемпионов, - последовал ответ. - На самом деле вам не нужно побеждать каждый год, чтобы считаться лучшим. Бавария находится на пороге такой же золотой эры, какая в течение пяти лет была у Барселоны. Я в этом нисколько не сомневаюсь".
Я продолжил напирать: "Согласны ли вы, что в назначении "сына" Круиффа на пост главного тренера Баварии Франца Беккенбауэра для гарантированного успеха есть некая доля иронии?"
Брайтнер опроверг этот намек: "Отнюдь. Мы чересчур уважаем голландский футбол. Они с Йоханом Круиффом были друзьями и достойными соперниками в прошлом. Кроме того, он прекрасный человек, который был первоклассным тренером в Барселоне. Несомненно, в этой ситуации нет никакой иронии".
Беккенбауэр и Круифф, символы Баварии и Барселоны соответственно, были национальными иконами Германии и Голландии, которые сошлись в мюнхенском финале чемпионата мира в 1974 году. Сейчас их наследники вместе стремятся к единой цели - доминированию в европейском футболе.
В частности, на этой шахматной доске фигуры Пепа полностью красные.
Перевод и адаптация Никиты Черняка, специально для iSport.ua