Крымские каникулы?

2014 г., 25 марта, 18:42

Сейчас ведется очень много различных и противоречивых разговоров о судьбе крымских клубов в чемпионате Украины: быть или не быть, совсем шекспировские страсти. К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на все эти разговоры и те или иные заявления, которые фигурируют в прессе или даже на вполне официальном уровне, проблема никуда не исчезла и точного решения не знает на сегодня никто.  

На данный момент, пожалуй, ясно одно: оба крымских клуба либо доиграют сезон в украинской Премьер-лиге, либо снимутся с соревнований в "никуда". Однозначно, нет никаких оснований, чтобы хоть каким-то образом присоединить эти клубы к РФПЛ или любим иным соревнованиям, ведь при этом нарушается целостность и "соревновательность" турниров, да и вообще, даже такое предположение выходит за рамки логики и здравого смысла. Это подтвердил президент ФИФА Зепп Блаттер, с этим соглашаются и официальные лица клубов. С другой стороны, возникает ряд вопросов по безопасности проведения игр на территории Крыма, и хоть руководство того же Севастополя в своем официальном письме дает гарантии о безопасности, вполне резонно заметить, что в данной ситуации такие гарантии остаются неподкрепленными реальными событиями. Более безопасной и где-то оправданной кажется возможность проведения игр на нейтральных полях, однако нужно понимать, что футбол существует для болельщиков, а добрых полдюжины домашних матчей на выезде противоречат такому назначению игры.
На данный момент, пожалуй, ясно одно: оба крымских клуба либо доиграют сезон в украинской Премьер-лиге, либо снимутся с соревнований в "никуда". Однозначно, нет никаких оснований, чтобы хоть каким-то образом присоединить эти клубы к РФПЛ или любим иным соревнованиям
Действительно, ситуация патовая, ведь если обратить внимание на статью 11 Регламента Премьер-лиги сезона 2013/14, особенно на часть, которая касается обеспечения безопасности, становится ясно, что клубы из Крыма просто физически не могут полностью гарантировать или исполнить все требования, предусмотренные данной статьей. Речь идет о сотрудничестве с органами, которые отвечают за безопасность в соответствии с украинским законодательством, а исполнение такого законодательства на территории Крыма на данный момент сомнительно. Это если уж умолчать о принципе, предусмотренном ст. 3 Регламента, что задание соревнований – создание комфортных и безопасных условий для участников соревнований и зрителей. Одним словом, игра на территории Крыма на сегодня создает определенные сложности клубам с материковой части Украины, а на нейтральных стадионах уже не горят желаниям играть сами крымчане. Остается напомнить, что в случае неявки на игру без уважительных причин, клубу засчитывается техническое поражение, две неявки несут за собой снятие с соревнований (статья 9, пункты 21, 25 Регламента). Не хочется думать о негативе, но исключать тоже ничего нельзя, и снятие с соревнований в УПЛ сезона 2013/14 не кажется таким уж фантастическим вариантом.

Более глобальный и существенный вопрос состоит в том, как вообще может сложиться судьба клубов из Крыма в будущем. На него ответа в данный момент просто не существует. И даже, если определенные официальные лица дают комментарии о переходе или не переходе клубов под эгиду Российского Футбольного Союза, реальность состоит в следующем – решающее слово будет за ФИФА (понятно, в конкретном случае позиции ФИФА и УЕФА будут совпадать). Уже приходилось ссылаться на статью 84 Статута ФИФА о необходимости четырех разрешений при переходе из одной ассоциации в другую, и не стоит недооценивать или нивелировать данную норму.У ФИФА нет никаких веских причин давать согласие на участие крымских команд в соревнованиях, проводимых РФС/РФПЛ, особенно в случае категорического несогласия со стороны ФФУ На аргумент, что фактически Крым контролируется Российской Федерацией, поэтому его команды должны выступать в соревнованиях под эгидой России, стоит отметить, что де-юре с точки зрения Украины нет никаких причин считать Крым не своей территорией, а отсутствие признания со стороны международного сообщества ставит под сомнение легитимность любых процессов присоединения территории одной суверенной страны к другой (это если говорить совсем уж дипломатическим языком).  И соответственно, у ФИФА нет никаких веских причин давать согласие на участие крымских команд в соревнованиях, проводимых РФС/РФПЛ, особенно в случае категорического несогласия со стороны ФФУ. Нарушится принцип равности всех членов ФИФА, что вызовет множество вопросов.

Однозначно, ФИФА будет тщательно мониторить ситуацию и, особенно, реакцию на официальном уровне со стороны ООН. Понятно, что не стоит рассчитывать на резолюцию со стороны Совета Безопасности ООН (в связи с правом вето России), но решение Генеральной Ассамблеи ООН тоже наверняка будет учитываться ФИФА при выработке своей позиции по данному вопросу. В любом случае, тут важно другое, ведь фактически существуют очень серьезные риски для ФИФА – принятия решения в пользу РФС и разрешение клубам из Крыма выступать в России создаст очень опасный и неприятный прецедент для довольно консервативной организации, что может вызвать целый ряд подобных взрывоопасных ситуаций.

Существуют очень серьезные риски для ФИФА – принятия решения в пользу РФС и разрешение клубам из Крыма выступать в России создаст очень опасный и неприятный прецедент для довольно консервативной организации, что может вызвать целый ряд подобных взрывоопасных ситуацийРассмотрим самые популярные примеры. Шериф (Тирасполь) выступает в чемпионате Молдовы, но это вполне логично, учитывая неопределенный статус Приднестровья. Вадуц (Лихтенштейн) выступает в Швейцарии, но играет он там еще с середины XX века, да и между футбольными властями Лихтенштейна и Швейцарии заключается соглашение о таком участие, другими словами нет и речи о дискриминации  одной из сторон. Клуб Монако также участвует в соревнованиях на территории Франции, начиная с 30-х годов прошлого столетия, да и государство Монако не является членом ни ФИФА, ни УЕФА. Примеры Суонси или Кардифф Сити еще меньше похожи на ситуацию с Таврией или Севастополем, ведь клубы из Уэльса играют в чемпионате другой части Великобритании, да и принадлежность к ассоциации Англии сложилась у них исторически. Другими словами, на сегодня нет похожей ситуации, когда клубы, которые юридически связанны с одним государством и футбольной ассоциацией, играли бы на территории другого без согласия всех заинтересованных сторон. Очень сомнительно, что ФИФА создаст такой прецедент, рискуя поставить под сомнение свой авторитет и навредить той системе, которая выстраивалась долгие годы.

Сможет ли Россия принять клубы без согласия УЕФА и ФИФА? Естественно нет, ведь это грозит очень серьезными санкциями со стороны ФИФА, вплоть до приостановления членства РФ в этой организации, что влечет за собой исключение клубов и сборной из всех соревнований под эгидой ФИФА/УЕФА и лишение права России на проведения чемпионата мира 2018 года. Понятно, что на такое РФС пойти не сможет. Остается надеяться на переговоры и консультации, о чем неоднократно говорил Виталий Мутко, министр спорта РФ. Возможно, он знает то, что неизвестно нам. Но на данный момент существует полная неопределенность, что, конечно, не идет во благо футболу Крыма, да и Украины, в целом.


x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK