Заваров: "Пока не будут принесены извинения, никакие договоренности невозможны"

2010 г., 24 марта, 10:43
- С чем связано то, что КДК еще на неделю отложила рассмотрение вашего "дела"?. Как нам сообщили в самом комитете, вашего заявления пока нет.

- Заявление уже давно написано, но мы его "придержали". Для получения всей картины необходимо было дождаться результатов нескольких экспертиз. Теперь можно сказать, что все формальности улажены, и в ближайший четверг мой иск будет рассмотрен.

- Возможен ли "мирный" исход "дела"?

- Нет, ведь это не от меня зависит, а от руководителей клуба, от того, как они смотрят на эту проблему. С моей стороны могу сказать, что, пока не будут принесены извинения, никакие договоренности невозможны. Слишком много грязи на меня было вылито в Интернете, газетах.

- Вы сейчас слушаете лекции на тренерских курсах, организованных УЕФА. Расскажите, пожалуйста, что это такое и с чем их "едят"?


- Это необходимая процедура для подтверждения лицензии, без которой тренер не имеет права на работу. Для этого нужно пройти несколько этапов и для начала получить диплом "А", затем "В" и так далее. Посторонним здесь делать нечего. Курсы проводятся каждые пять лет, и по их окончании мы сдаем экзамены. К слову, в этом году подобралась довольно интересная компания: практически все ныне работающие тренеры клубов Премьер-лиги, включая главного тренера сборной Мирона Маркевича и болгарского специалиста Николая Костова, а также Демьяненко, Протасова, Литовченко.

- Для вас это просто необходимая формальность либо вы еще получаете знания?

- Нет, это не пустая трата времени, и, на мой взгляд, такие курсы необходимы, прежде всего, для получения новой информации. С нами работают серьезные специалисты, которые не только интересно читают лекции, но и спрашивают на экзаменах по полной программе.

- Может, стоит подобные курсы организовать не только для тренеров, но и для клубных менеджеров?

- Я думаю, такие мероприятия уже есть, хотя, возможно, носят и неофициальный характер. Но идет ли это на пользу им, сказать трудно.

- В Украине вы работали с двумя клубами. С профессиональной точки зрения как можете охарактеризовать работу управленческого звена? Кто преобладает – профессионалы своего дела или дилетанты?

- В Металлисте, в первом моем украинском клубе, превалируют профессиональные руководители, которые интересуются футболом и понимают проблемы тренеров и футболистов Как следствие, мы можем наблюдать за прогрессом харьковчан. В Арсенале ситуация несколько иная. Клуб одно время был бесхозным, затем им руководили из мэрии, и было непонятно, к кому обращаться, кто ответственен за нас. Потом президент клуба недостаточно уважительно относился к тренерскому штабу и игрокам команды. Считаю, это недопустимо. Руководители клубов должны к нам относиться более внимательно: все-таки мы игроки и тренеры, работаем для клуба.

- А как Вам работалось в швейцарском Виле с Игорем Белановым, который представляет иной тип футбольного управленца?


- Конечно, было намного проще. Это совсем другой менталитет. Игорь не только был блестящим футболистом, но и имел на тот момент опыт работы именно внутри клуба. Если не ошибаюсь, он уже работал в Мариуполе и знал специфику управления клубом, понимал, что такое быть тренером. Но, к сожалению, в Швейцарии иностранцам, которые управляют футбольными клубами, приходится достаточно тяжело. Местные акционеры клуба ставили нам палки в колеса. Поэтому со временем мы решили оставить клуб.

- В европейских клубах на различных должностях работают бывшие футболисты. Почему, на ваш взгляд, в Украине эта практика еще не прижилась?

- Я думаю, что руководителям клубов необходимо понять, что те люди, которые верой и правдой не один сезон служили своему клубу, должны оставаться в клубе и продолжать работать на его благо. Лучших специалистов трудно найти. Кому, если не бывшим футболистам, двигать футбол вперед? Наверное, со временем все станет на свои места. Пользы от такого шага наш клубный профессиональный футбол может получить очень много. И хорошо, что этот процесс уже пошел: в Шахтере, Динамо, Металлисте в разных сферах работают футбольные люди. Хотя в киевском Арсенале пошли другом путем. Я приложил максимум усилий, чтобы такие личности, как Сергей Мизин, Юрий Беньо по окончании игровой карьеры остались работать в клубе, но... А ведь это люди, которые разбираются в футболе и вполне могли помочь Арсеналу в иной ипостаси.

- А вы не задумывались о создании профсоюза тренеров в Украине?

- Да, это необходимо. Давайте посмотрим вокруг во всех футбольных странах, и в соседней России тоже, такие организации существуют. После того как закончится вся эта канитель, я постараюсь заняться этой темой вплотную. Это нужно когда-нибудь начинать.

- А ваши коллеги заинтересованы в этом?


- Безусловно! Любой тренер может попасть в неприятную ситуацию, вроде той, в которую угодил я. Но пока, кроме сочувствия, украинский тренерский цех на сложившуюся ситуацию отреагировать никак не может. Поэтому мы должны создать организацию, которая будет способна предпринять решительные действия. К сожалению, это требует большого количества времени, и пока я не готов заняться этим.

- Так называемый творческий отпуск тренерам необходим или это просто отговорка?

- Считаю, что любому тренеру нужен отдых. Каждую неделю тренер испытывает колоссальный стресс. Очень много уходит нервов. После пяти лет работы в таком клубе, как Арсенал, где я занимался абсолютно всем (начиная от шнурков и заканчивая мячами) и каждый день решал какие-нибудь проблемы, я немножко выдохся. Если бы мне сказали: "Отдыхай три месяца и ни о чем не беспокойся". Наверное, это было бы нормально. А когда ты остаешься без работы по непонятным причинам, это раздражает, и полноценного творческого отпуска нет. Начинаешь заниматься совершенно ненужными вещами, пытаясь добиться компенсации за те моральные переживания, которые тебе довелось испытать в результате неоднократно звучавших оскорблений в твой адрес. В будущем, конечно, хотелось бы, чтобы в клубе были установлены четкие рамки, регламентирующие отношения тренера и президента (владельца).

- Об этом мало говорят, но в Луганске вам помог раскрыться Йожеф Сабо.

- Да, Сабо одним из первых меня увидел и уже в пятнадцатилетнем возрасте (в 1976 году) взял меня в дублирующий состав. Вообще, в Заре у меня были очень хорошие учителя. Вспомните плеяду игроков, ставших чемпионами Советского Союза!

- В чем, на ваш взгляд, феномен Луганска? Команда длительное время играла в первой лиге, но классные игроки появлялись регулярно.

- Причин, наверное, много. Это и благоприятный климат, позволяющий играть в футбол в комфортных условиях, и трепетное отношение болельщиков. Но главное то, что Луганск - это футбольный город!

- В перспективе не хотели бы вернуться в родной Луганск?

- Для начала нужно понять, чего хочет президент клуба, каким видит будущее клуба. На мой взгляд, необходимо начать с развития инфраструктуры. Без этого быть постоянно на плаву очень трудно, и можно лишь временно продержаться.

- Сейчас в Заре, как и в Арсенале, достаточно много арендованных игроков. Можно ли с таким подходом к комплектации добиться успеха?

- Ситуации немного отличные У меня в Арсенала играли днепропетровские ребята, имевшие большой опыт, поигравшие в том числе и за национальную сборную. Кое-кто и Кубок УЕФА выигрывал. У них был характер. Это были, что называется, "оббившиеся" в футболе ребята. На них можно было полностью положиться, а за счет их мастерства можно было добиваться определенного результата. В Заре же сейчас много молодежи, поэтому сравнивать команды не стоит.

- Но у вас в Арсенале также были молодые Горняки - Селезнев и Пивненко?

- Но у меня были опытные игроки, на фоне которых легче расти. Тот же Селезнев - очень талантливый нападающий. У Пивненко тоже есть потенциал, но его подкосила тяжелая травма. Он, по-моему, года два-три не играл, естественно, немного сдал и не показал того, что я от него ожидал. В Заре, наоборот, молодежи больше, чем опытных игроков. В такой ситуации очень трудно добиваться результата, особенно учитывая тяжелое турнирное положение команды и календарь (матчи с Шахтером, Динамо, выезд в Запорожье). Это, безусловно, на молодых ребят давит. И команде будет очень сложно конкурировать. Я считаю, что эксперименты нужно ставить, когда команда прочно стоит на ногах. Да и то очень аккуратно. Например, если задействовать много молодых игроков, то надо быть готовым, что результата не будет. И значит, через месяца два нужно правильно оценить ситуацию и вводить опытных игроков, А если вовремя не перестроиться, то можно и в первую лигу вылететь.

- На данный момент у вас есть какие-либо предложения от других клубов?

- Сейчас это некорректно обсуждать, так как во всех клубах Премьер-лиги есть главные тренеры. Я думаю, им было бы неприятно узнать, что Заваров с кем-то ведет переговоры.

- Есть ли в Украине тренерская школа или это размытое понятие?

- Конечно, существует! Но в современном футболе существует мало различий. Структура тренировочной работы, технические и тактические аспекты во многих странах похожи, И многие ярко выраженные национальные черты сейчас уже размыты. Главное, на мой взгляд, это подбор игроков. Понимающему игроку, который думает головой, легче растолковать, что ты от него хочешь. Если человек черствый и не понимает игру, то с ним работать очень трудно. Сегодня в Украине лишь в нескольких командах президенты клубов создают для тренера комфортные условия, в которых можно спокойно работать. Нужно отметить, что иностранцам было бы очень трудно работать, допустим, с нашими «середняками», так как пришлось бы столкнуться с рядом особенностей. Им неведома ни специфика наша, ни, например, климатические условия. Очень много различных нюансов. В то же время местный специалист всю систему украинского футбола отлично знает. В остальном общий уровень наших и зарубежных тренеров схож. Все хорошо "подкованы" и теоретически, и практически, обладают всеми необходимыми знаниями, которые необходимы при подготовке команды.

- В Советском Союзе вы тренировались под руководством таких футбольных "глыб", как Валерий Лобановский и Герман Зонин. Можно ли в один ряд с ними поставить Дино Дзоффа, под чьим руководством вы играли в Ювентусе?

- Считаю, что обсуждать тренеров и сравнивать их между собой ни в коем случае нельзя. Зонин, Лобановский и Дзофф - великие тренеры, и говорить, что кто-то был хуже, а кто-то лучше, неправильно! Общая черта всех троих - это любовь к футболу! Для меня главными критериями при оценке работы тренера являются количество подготовленных игроков для сборных, выигрыш европейских трофеев и победы во внутренних соревнованиях. И специалисты, добившиеся этого, считаются более успешными и востребованными. «Ювентус» в то время, когда я там играл, под руководством Дино Дзоффа выиграл Кубок УЕФА. Позже Дзофф работал со сборной. Разве это не показатель? О нем много пишут и хорошего, и плохого, но я считаю его хорошим тренером.

- В своей работе вы что-то от Дзоффа используете?

- Безусловно. В первую очередь, это подготовка команды к чемпионату (и "физика", и тактические аспекты). Хотя, конечно, без небольшой корректировки не обошлось. Еще будучи игроком, я прочувствовал систему подготовки Дзоффа и потом внес изменения именно под себя. Но основные принципы остались прежними.

- Как тренер вы сформировались во Франции?


- Да, можно сказать и так. Таи я прошел все этапы тренерской карьеры, начиная от детей и юношей и заканчивая взрослыми командами. Потом уже была Швейцария, теперь вот Украина.

- В вашей карьере был и Казахстан. Он что-нибудь дал вам как тренеру?

- Нет, ничего. К слову, туда меня сосватал Эмме Жаке, к которому из Казахстана обратились за консультацией. Он порекомендовал меня как человека, который обучался во Франции, но и не чужого для них. Не могу сказать, что это была моя ошибка. Все-таки тренерскую практику я там получил. На тот момент для меня важно было работать!

Газета Футбольное обозрение


x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK