Самая украинская велогонка

2010 г., 7 мая, 21:52
Джиро Д'Италия - одна из трех веломногодневок по дорогам Европы со статусом Гран-тура. Подобный вес имеют лишь гонки протяженностью порядка 3500 киломтетров и длиной в 21 этап. Джиро традиционно открывает сезон Гран-туров. После Италии гонщики отправятся во Францию, а затем и до Испании доедут. Таким образом, соблюдается некий паритет гонок по странам Старого Света - Бенилюкс получает целую серию весенних классик, остальные "киты" велоспорта - по супермногодневке.

По понятным причинам украинцы не видели дорог Италии фактически до обретения независимости. Все знали лишь о существовании Велогонки Мира - социалистического аналога Тур де Франс. В остальном же, тренировались в собственном соку. Но за это относительно короткое (19 лет) время украинцы успели стать главными действующими лицами Джиро. Конечно, не все и не сразу, но некоторые годы проведения гонки смело можно назвать украинскими.

Началось все с создания еще в СССР команды Alfa Lum. Компания по производству металлопластиковых конструкций пришла на велорынок очень удачно. Как раз в тот момент, когда в Советском Союзе разрешили становиться профессиональными велогонщиками. Итальянцы быстро ухватились за эту возможность и увезли с собой на Аппенины 15 велосипедистов. Большая часть из них станут звездами мирового велоспорта. Латыш Петр Угрюмов был серебряным призером Джиро, узбек Джамолидин Абдуджапаров - одним из лучших спринтеров тогдашнего велоспорта.

Не затерялись в этой компании и украинские ребята. Из людей, имевших прямое отношение к Alfa Lum, в Джиро участвовали трое: Андрей Чмиль, Виктор Климов и Владимир Пульников. Чмиль сразу же выделился из общей массы - Андрей не был многодневщиком, и в не последнюю очередь поэтому в его сверхпродолжительной велокарьере всего три участия в гонке по дорогам Италии. Виктору Климову на Сапоге не везло, и свой класс он предпочитал показывать на Вуэльте. Однако главной украинской легендой Джиро стал Владимир Пульников.

Уроженец Харькова на долгие годы стал лучшим украинцем на итальянских серпантинах. Дважды подряд, в 1989 и 1990-м, Пульников выигрывал Maglia Blanca - белую майку лучшего молодого гонщика Джиро (в возрасте до 25 лет). Помимо белой майки в 1990-м Пульников стал четвертым в общем зачете. В этом же году харьковчанин завоевал первую победу на отдельном этапе - от Специи до Ланжирано.

Повторить успех 1990 года Пульникову так и не удалось. Были еще две победы на этапах за четыре года, а также седьмое место в 1993. Тогда Владимир уже перешел из Alfa Lum в команду Carrera, куда отправился вместе с Абдуджапаровым. И если узбек надежды оправдывал, дважды взяв майку лучшего спринтера, то Пульников никак не мог вырасти из юниорских штанишек. Особенно четко это прослеживалось после трансфера украинца в немецкий Телеком. Пульников попал в команду, где от него ждали конкретных результатов за конкретные сроки. Он стал лишь 15-м на Джиро и покинул телекомовский десант.

В общем и целом, Пульников проторил украинца дорогу к наивысшим позициям пелотона. Продолжить успех должен был Сергей Ушаков. Четыре из пяти своих выступлений на Джиро Сергей проехал за команду     Polti. Ушаков не был многодневщиком в классическом смысле этого слова. Ушаков знал, когда следует бежать в отрыв, когда сэкономить сил и просто дать деру. 21-е место в генерале-1995 выглядит откровенным совпадением факторов. Зато далеко не случайны успехи на отдельных этапах - Ушаков побеждал дважды, причем, что первая победа досталась ему после хорошей работы в тяжелую гору. Таким образом, Сергей является лишь вторым украинским гонщиком в истории многодневки, который побеждал на отдельных этапах.

Прежде чем переходить к истории нового века, хотелось бы выделить других соотечественников, катавшихся на итальянских дорогах в начале 90-х. Виктор Ряшинский не оставил значительного следа в истории Джиро своим единственным выступлением 1992 года в команде Seur. Другое дело - львовянин Александр Гонченков. Фактически, он - четвертый украинец, побеждавший на отдельных этапах. Пикантность ситуации в том, что Гонченков принял российское гражданство как раз перед той Джиро, на которой, собственно, и взял этап. Например, в 1993 году он числился в протоколах украинцем, а в 1996 - россиянином. На счету Гонченкова четыре участия, три из которых завершились сходами. Но именно в 1996 году у него получалось многое - победа на 16-м этапе, третье место на 19-м этапе, а также одно попадание в десятку сильнейших.

История имеет свойство повторяться и в новом веке Украина открыла "второй фронт" покорения Италии. Как и в случае с Alfa Lum, в старушке-Европы нашлись люди, заинтересовавшиеся украинским велогонщиками. Бельгийский банк Landbouwkrediet вместе с знаменитой фирмой-производителем велосипедов - итальянской Colnago основали команду, в которую пригласили порядка десяти талантливых гонщиков из Украины. Велогруппа фактически считалась украинско-бельгийской потому что спортсменов в другими паспортами там практически не было. При этом, итальянские корни не были забыты - Colnago получала регулярные приглашения на Джиро, тем самым, открывая аппенинские дороги для украинских ребят.

Так в большой велоспорт попала целая группа гонщиков: Сергей Адеев, Владимир Билека, Руслан Грищенко, Юрий Митлушенко и главная звезда украинского велоспорта последних - Ярослав Попович. Подписался к этим ребятам и более опытный Владимир Дума, до этого выступавший на Джиро трижды. Учитывая масштаб таланта Поповича, вся работа команды была выстроена под него. Украинские парни вместе с более опытными итальянцами обеспечивали Ярославу поддержку, хотя верного оруженосца, которым он через время станет для Лэнса Армстронга, у него не было.

Уже в 2002-м году Попович показал всему миру свой талант. После 10-го этапа гонки Ярослав стал вторым в генеральной классификации, но недостаток опыта и умения распределиться на три недели марафона сказались - Попович финиширует двенадцатым, и готовится к штурму следующих вершин. А в следующей редакции гонки Попо уже третий. Мог бы быть и вторым: перед финальной разделкой в Милане украинец проигрывает многоопытному Стефано Гарцелли всего две секунды, при этом считаясь куда лучшим мастером гонки на время. Но итальянец собирает все силы в кулак и привозит Попович еще три секунды. Впрочем, третье место также можна считать огромным успехом.

В следующем году украинец даже примерит розовую майку лидера гонки и гордо пронесет ее на своих плечах три дня. Казалось бы, историческая победа как никогда близка, и Поповичу вроде было все это по силам. Горы проверили Ярослава - фактически на каждом из этапов он по чуть-чуть, но проигрывал первой четверкой генеральной классификации, а на знаменитом Пассо Пресолана вообще попал на две с половиной минуты. Конечно, лидер Colnago был очень расстроен - он фактически созрел для победы, которая так и не случилась.

Уже выступая в Discovery Channel, Попович приедет на Джиро в качестве капитана своей команды. Ставки были высоки, и украинец уверенно подходил к ключевым этапам гонки в когорте лучших покорителей альпийских перевалов. Вмешались потусторонние силы - падение на 11-м этапе перед сверхсложным двенадцатым (финиш в Бриансоне), серьезное повреждение спины и полная невозможность ехать на равных с лидерами пелотона - Данило ди Лукой, Энди Шлеком и Эдди Маццолени. В прошлом, 2009 году, Попович также участвовал в Джиро, выступая за Астану. Украинец не опустился ниже определенной планки, заняв 15-е место, но в то же время показал - великим многодневщиком ему уже не стать. Слишком сильно его засосал Йохан Брюнель и постоянная необходимость тащить на себе лидеров своей команды - будь то Контадор, Лефаймер или Армстронг.

Судьба других "друзей Поповича" распорядилась немного иначе. Пиковыми для Владимира Думы стали 2000-й и 2001-й годы. Тогда он дважды был вторым на этапах (умело ездил в отрывы), постоянно ошивался около десятки сильнейших, да и в генерале для своего профиля (а Дума фактически катался по отрывам) выглядел очень прилично. В остальном же - помощь Поповичу и свобода в те дни, когда помочь могли другие. Владимир Билека, наверное, главный друг Ярослава. Именно эти два украинца перешли вместе в Discovery Channel, а затем и в бельгийскую группу Lotto.  В составе американской команды Билека неплохо раскрылся как спринтер, имел хорошие финишерские навыки, но высоких мест не добился. После перехода в Лотто был дисквалифирован за употребление запрещенных препаратов.

Украина никогда не могла похвастать наличием качественных спринтеров, однако говорить, что их не было вообще - грубая ошибка. В 2002-м году Михаил Халилов показал свои качества финишера всей Европе: на девяти этапах он попадал в двадцатку сильнейших, а в зачете спринтеров занял высокое шестое место. Другим специалистом группового финиша был Юрий Митлушенко, но на крупных гонках он частенько терялся за спинами элиты.

Однако без преувеличения лучшим украинским велогонщиком в истории Джиро является Сергей Гончар. Раздельщик от бога, человек с потрясающей работоспособностью и преданностью делу, за которое болеет всей душой. Гончар - украинский рекордсмен по числу выступлений на Джиро. Сергей проезжал эту гонку 10 раз, из которых лишь в одном, в 2006 году, не доехал до Милана. Гончар имеет абсолютно потрясающие результаты в генеральных классификациях, пиком чего стало второе в 2004-м году. Да-да, в том самом году, когда Ярослав Попович носил на своих плечах Maglia Rosa, а затем финишировал пятым.

В чем же секрет успеха Гончара? В первую очередь, в гениальном таланте раздельщика. Да, Джиро, для специалистов гонки на время, - не рай земной, но в те годы гонка на время имела очень существенное значение в определении победителя. Сергей побеждал на пяти разделках, несколько раз оказывался в тройке призеров. На этом базисе украинец строил свою тактику поведения в горах. А она сама по себе была простой - тянуть сколько сможешь. Он мог, он тянул. Гончар не имел способности "дико танцевать" в гору, или еще как-то разрывать в гору, но он мог работать на высочайшей передаче и терпеть. Эти черты и приносили ему успех. Добавим к этому поразительную стабильность и получим очень сильного многодневщика.

Интересно, что в своих командах Гончар не задерживался дольше двух лет. Так было и с Liquigas, и с De Nardi Colpack, и с T-Mobile. Примечательно, что в 2006-м году украинец носил розовую майку, выступая в составе немецкой разделки, после очень удачной командной гонки. Длилось сее всего два дня (причем, с перерывом), но в итоговые четыре дня в карьере сея лепта стала существенной.

В новейшей украинской истории Джиро тоже есть несколько приятных моментов. Нет, украинцы давно не побеждали на отдельных этапах, да и 15-е место Ярослава Поповича успехом можно считать лишь относительно. В первую очередь, вспоминается прошлогодняя активность Андрея Гривко, которая привела его к четвертому месту в зачете Maglia Verde - "Горного короля". Все очень даже по делу: Гривко - никакой не горняк, и свои очки набирал на равнинах. Отсюда и большой разрыв между суммой Андрея и победителя классификации - Стефано Гарцелли.

Вторым моментом является появление на карте украинской команды - ISD. Официально команда эта считается итальянско-украинское, но делается ведь фактически за украинские деньги. Правда, наследницей Alfa Lum и Colnago она не стала, не явив миру пачку наших велоталантов. В отличие от той же Tinkoff, которая в первый год участия в Джиро привезла очень и очень русифицированный состав.

Сейчас украинцы, в основном, - помощники в своих командах. Юрий Кривцов во фрацузской Ag2r-La Mondiale, Владимир Густов - в Cervelo. Справедливости ради, стоит отметить, что Густов является одним из лучших грегари мира, за что очень ценится Карлосом Састре и другими гонщиками, на которых ему приходится работать.

В 2010-м году Украину на дорогах Италии представят трое - Юрий Кривцов, Андрей Гривко и Владимир Густов. Для Кривцова эта Джиро станет пятой, для Гривко - второй, для Густова - шестой. Ждать от них результатов а-ля Гончар не приходится. Повторимся, не те сейчас роли у ребят. А вот ждать качественной работы на команду, неплохих времен в гонках с раздельным стартом, а также отрывов - стоит в любом случае. Как ни крути, это будет интересно.

Все украинские велогонщики, выступавшие на Джиро Д'Италия со времен обретения независимости Украиной:

1989
Владимир Пульников,  Андрей Чмиль - Alfa Lum

1990
Владимир Пульников,  Андрей Чмиль, Виктор Климов - Alfa Lum

1991
Владимир Пульников - Carrera Jeans
Виктор Климов - Seur

1992
Владимир Пульников - Carrera Jeans
Виктор Климов, Виктор Ряшинский - Seur

1993
Владимир Пульников - Carrera Jeans
Андрей Чмиль - GB - Biacnhi

1994
Владимир Пульников - Carrera Jeans
Сергей Ушаков - Polti

1995
Сергей Ушаков - Polti
Владимир Пульников - Deutsche Telekom

1996
Сергей Ушаков - Polti
Владимир Пульников - TVM

1997
Сергей Ушаков - Polti
Сергей Гончар - AKI
Владимир Пульников - Kross

1998
Сергей Гончар - Cantina Tollo-Alexxa
Владимир Дума - Scrigno
Сергей Ушаков - TVM

1999
Владимир Дума - Navigare-Gaerne
Сергей Гончар - Vini Caldirola-Sidermec

2000
Владимир Дума - Ceramica Panaria-Gaerne 
Сергей Гончар - Liquigas-Pata

2001
Владимир Дума - Ceramiche Panaria-Fiordo
Сергей Гончар - Liquigas-Pata

2002
Владимир Дума, Сергей Матвеев - Panaria Fiordo
Михаил Халилов - Colombia-Selle Italia
Сергей Гончар - Fassa Bortolo
Ярослав Попович, Сергей Адеев, Владимир Билека, Юрий Метлушенко - Landbouwkrediet - Colnago 

2003
Богдан Бондарев -  CCC-Polsat
Михаил Халилов - Colombia-Selle Italia
Сергей Гончар - De Nardi-Colpack
Сергей Адеев, Владимир Билека, Владимир Дума, Руслан Грищенко, Ярослав Попович - Colnago  
Сергей Лелекин - Tenax

2004
Кирилл Поспеев - Acqua & Sapone-Caffe Mokambo
Денис Костюк, Максим Руденко - Chocolade Jacques Wincor-Nixdorf
Сергей Гончар - De Nardi Colpack
Владимир Густов - Fassa Bortolo
Владимир Билека, Владимир Дума, Сергей Адеев, Ярослав Попович -  Landbouwkrediet-Colnago

2005
Владимир Билека - Discovery Channel
Сергей Гончар - Domina Vacanze
Владимир Густов - Fassa Bortolo

2006
Юрий Кривцов - Ag2r-La Mondiale
Сергей Матвеев - Ceramica Panaria
Владимир Густов - CSC
Сергей Гончар - T-Mobile

2007
Юрий Кривцов - Ag2r-La Mondiale
Ярослав Попович, Владимир Билека - Discovery Channel
Владимир Густов - CSC

2008
Юрий Кривцов - Ag2r-La Mondiale

2009
Юрий Кривцов - Ag2r-La Mondiale
Ярослав Попович - Astana
Владимир Густов - Cervelo
Андрей Гривко, Дмитрий Грабовский, Руслан Подгорный - ISD

2010
Юрий Кривцов - Ag2r-La Mondiale
Андрей Гривко - Astana
Владимир Густов - Cervelo


Лучшие украинские результаты в истории Джиро Д'Италия:

В генеральной классификации:

Сергей Гончар - 2004, второе место
Ярослав Попович - 2003, второе место
Владимир Пульников - 1990, четвертое место
Ярослав Попович - 2004, пятое место
Сергей Гончар - 1997, пятое место
Сергей Гончар - 2005, шестое место
Владимир Пульников - 1993, седьмое место
Сергей Гончар - 1999, седьмое место
Сергей Гончар - 2003, восьмое место

На отдельных этапах:

Владимир Пульников:
1990, 8 этап, 1 место
1991, 6 этап, 1 место
1994, 20 этап, 1 место

Сергей Ушаков:

1995, 20 этап, 1 место 
1996, 22 этап, 1 место

Сергей Гончар:
1997, 18 этап, 1 место
1998, 21 этап, 1 место
1999, 18 этап, 1 место
2003, 21 этап, 1 место
2004, 13 этап, 1 место

Александр Гонченков:
1996, 16 этап, 1 место
1996, 19 этап, 3 место

Владимир Густов:
2006, 5 этап, 1 место (командная гонка)

Владимир Дума:
2000, 7 этап, 2 место
2001, 1 этап, 2 место


Ярослав Попович:
2004, пролог, 13 этап, 3 места

Владимир Билека:

2005, 6 этап, 3 место

Примечание. В тексте использованы фото сайтов cyclingnews.com, dailypeloton.com, cyclingfever.com, flickr.com, а также Photoreporter Sirotti.

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK