Эксклюзив. Рывкин: "Пробуем идти по пути Испании". Часть III

2013 г., 28 июня, 14:37
Нам удалось пообщаться с замечательным тренером и человеком Евгением Семеновичем Рывкиным. Наша беседа получилась интересной, но довольно обширной, потому предлагаем вашему вниманию третью и заключительную из трех частей интервью с лучшим тренером Украины в минувшем сезоне.
 

- Расскажите, как все начиналось в Локомотиве.

- С Локомотивом все начиналось достаточно интересно. В 1991 году мы открыли здесь отделение футбола, вместо дворца спорта было футбольное поле. Набрали молодых ребят 80-го года рождения, это был первый набор. Могу сказать, что великих футболистов из них не получилось, хотя ребята работают в футболе: кто-то тренирует, один даже стал ассистентом арбитра ФИФА. Попробовали.
 
Следующий набор был 1981/1982 годы рождения, там уже стали работать более серьезно, стали играть в чемпионате Украины, причем зимой в футзал. Эта команда 1981/1982 годы рождения выиграла первый Кубок Украину по футзалу среди юношей. Нужно сказать, что они были не совсем подготовлены к этому, но выиграли. Из этой команды вышел уже ряд футболитов, которые добились чего-то в жизни, среди них Сергей Пшеничных, играющий в Металлисте и сейчас, дай Бог, будет играть в Лиге чемпионов.

Эксклюзив. Рывкин: "Пробуем идти по пути Испании"

Команда Локомотив Харьков 1981 – 1982 гг. р.

Потом был набор 1987/1988 года рождения. Тут были братья Клочко, братья Сорокины, там же был и Зинченко, который сейчас из-за травмы не играет. Вот этот набор уже стал более активно играть в футбол. Были трехкратными чемпионами Украины. Зимой футзал, летом футбол. Даже им удалось выйти в финал чемпионата Украины по футболу среди юношей в первой лиге. Играли на Олимпийском, но, к сожалению, проиграли. Это было второе место, но ребята подросли, было заметно, что футзал получается у них прилично.

Потом образовался тут [в Харькове] дворец спорта, дальше познакомились с Крыловым Сергей Вадимовичем, ну, и было принято решение попробовать себя в Первой лиге. Попробовали, получилось вроде бы не плохо, а потом пошли задачи: выход в Высшую лигу. Конечно, это все проходило при поддержке Южной железной дороги, они отправляли маленьких ребят за границу, в Барселону, где они выигрывали турниры. Тут нужно поблагодарить Народного депутата Украины, Героя Украины, тогда он был начальником Южной железной дороги, Виктора Николаевича Остапучука. Он знает этих ребят с семи-восьми лет, а теперь они доросли до чемпионства.
 
Сейчас, когда на все это смотришь, то понимаешь, что, возможно, это не совсем правильно, так быть не должно. Потому что делать из детской команды профессиональную – это сложно, не думаю, что во второй раз так бы получилось, но раз получилось – хорошо, что так.
 
- Как обстоят дела с воспитанием молодежи сейчас?

- У нас есть вторая команда. При ней работают очень талантливые ребята, мы внимательно за ними смотрим. Хотелось бы, чтобы еще была и школа, пока в этом направлении работаем. Локомотив-2 подразделяется еще и на Локомотив-3. Там самые младшие ребята 95-98 год рождения, которые играют в Кубке Универа, а 92-94 играют в Первой лиге. Готовим себе ребят, хотелось бы основываться на своих воспитанниках. В плане профессионального футзала я считаю Валерия Ивановича Водяна своим учителем, а мне будет приятно, если он считает меня своим учеником
 
Еще нужно отметить, что как это получается. Вы первый сайт, которому я это расскажу, многие это знают, но необходимо отметить, что повезло мне в жизни с учителями. Очень много людей было в жизни, которые помогли мне добиться такого результата. Учиться надо постоянно, и я стараюсь общаться с людьми, которые многого добились в жизни. Порой нужно понимать, что тебе рассказывают, анализировать и делать свои выводы, а потом выстраивать направления работы.
 
Очень хотелось бы отметить, что в свое время мне очень повезло, что судьба меня свела с замечательным человеком, заслуженным тренером Украины Валерием Ивановичем Водяном, который в свое время делал одесский Локомотив трехкратным чемпионом. В плане профессионального футзала я считаю его своим учителем, а мне будет приятно, если он считает меня своим учеником, хотя понимаю, что мне до его успехов еще работать и работать.
 
- Что ощутили, когда Кордоба не забил пенальти в серии пенальти пятого матча и вы стали чемпионом?

- Ну, это вот то чувство, которое называется "чемпионство". Я думаю, первые ростки его появились, когда Максим Лысенко отбил мяч, как раз та мелочь, которая сыграла большую роль. С каждым подходом это чувство усиливалось, понимание того, что мы можем стать чемпионами. Место есть только первое, и к нему надо идти Потом был последний удар и этот миг, миг и все, дальше уже миг вот этой вот радости, а потом идет обыкновенная работа. Нагрузка еще больше увеличивается, понимаешь, что влезть туда легче, чем удержаться. Уже все начинается снова. В этом есть и суть всего. Место есть только первое, и к нему надо идти. 
 
Хотя сейчас, честно скажу, что все проанализировав. Наверно, второй и третий матч финальной серии я провалил, как тренер. Не совсем провалил, но не было той легкости мысли, тех решений, которые были по ходу сезона для того, чтобы добиться результата. Где-то смог себя перебороть. Вот пятый матч, пусть мы немножко не сыграли его, слишком была велика цена матча, но там были мысли, которые позволяли влиять на ход игры. Второй и третий матчи для меня были очень трудными. 
 
- Не боялись проиграть третью серию пенальти подряд?

- Нет. Нет. Тут уже были, во-первых, готовы абсолютно все, во-вторых, конечно, все говорят, что пенальти – это лотерея, но есть те вещи, которые я сейчас называть не буду, пенальти еще бить придется. Есть вещи, которые надо тренировать, надо заставлять футболистов их делать, когда они выполняли по-своему, в определенной степени брали ответственность на себя. Здесь им сказали, что надо сделать и вся ответственность была на мне. Они шли, понимали, что делать и как им надо делать, вратари понимали, что надо делать в воротах. Мы все понимали, что это наш шанс, и мы не имели право его упустить.

Эксклюзив. Рывкин: "Пробуем идти по пути Испании"
 
С Ураганом сыграл злую шутку именно девятый матч. Колоссальное психологическое утомление не позволило реализовать ряд моментов, которые они имели по ходу игры, мы свои использовали.
 
- У вас защитная тактика вышколена, а вот с позиционным нападением не все так гладко. Как будете это исправлять под Кубок УЕФА?

- Будем идти вперед, будем расти. Я бы не сказал, что это защитная тактика.
 
- Оборонительная, скорее.

- Ну, я не знаю, куда мы тогда рвемся в чужую штрафную площадку. Неужели это оборона? У каждого на этого свой взгляд. Не хочу проводить никаких параллелей, но если взять последний матч чемпионата Испании: Барселона – Эль Посо. Эль Посо играла в атакующий футзал, красиво, строила атаки, а победила...
 
- ...Барселона.

- Поэтому я говорю, что тактику на матч будем строить под результат. Я не могу сказать, что мы играем в защитный футзал. Да, мы пропустили меньше всех, но если посмотреть на регулярный чемпионат то там, боюсь ошибиться, но мы находимся на втором месте по забитым мячам [Евгений Семенович оказался прав]. Не могу сказать, что мы не забиваем. Чего нам не хватает, так это агрессии, не в построении позиционных атак, а в позиционных атаках, потому что строить позиционные атаки без агрессивного завершения – это не совсем правильно. А из этого складывается впечатление, что Локомотив не играет в позиционную атаку, но я вас уверяю, что это только впечатление.

Эксклюзив. Рывкин: "Пробуем идти по пути Испании"
 
Я вот посмотрел на Ураган, когда в пятом матче они решили сыграть от обороны, но Локомотив забил им первый мяч, из позиционной атаки, ведь угловой – это разновидность позиционной атаки. Наверно все привыкли в Украине, что позиционная атака – это длительное держание мяча с выводом на удар одно из футболистов. Если посмотреть на то, что такое позиционная атака в ведущих чемпионатах, то там немножко иначе. Это построение атакующих действий с предоставлением возможности футболисту обыграть один в один и атаковать ворота соперника. 
 
У нас на сегодняшний день футболисты идут к этому. Это определенный объем работы, который мы должны выполнить и прийти к результату. Если это будет приносить нам результат, то я буду вполне удовлетворен. Кто и как это назовет – другое дело.
 
- Бюджет Барселоны 5 миллионов евро, в России у клубов он еще больше. Возможно ли, чтобы украинская команда составила им конкуренцию в Европе?

- Я отвечу на этот вопрос так. Несколько лет назад чемпионом России стал клуб ВИЗ-Синара, составленный из своих воспитанников, и выиграли Кубок УЕФА. Возможно это было?
 
- Возможно. 

- Возможно все, другое дело, что это было дело пяти минут. А вот команды, которые показывают стабильный результат, Барселона, Динамо московское. Это длительная работа и капиталовложения. Кайрат, чтобы выиграть Кубок УЕФА сыграл в нем, по-моему, десять лет. То есть на ровном месте ничего не происходит. Для того, чтобы результат был стабилен должен быть период, в котором команда должна работать на этот результат. Вот, у нас был эпизод, когда мы выиграли Кубок Украины, это случилось на второй год участия в Высшей лиге. У Шахтера. В Донецке. Следующий сезон мы просто провалили, потому что к достижению такого результата мы не были готовы. Одно дело добиться, а другое дело – остаться на этом уровне. Кайрат, чтобы выиграть Кубок УЕФА сыграл в нем, по-моему, десять лет 
 
Поэтому, способны ли украинские клубы бороться высокие достижения? Способны. В определенный период времени, с определенным стечением обстоятельств, при удачной жеребьевке, может быть такое, что украинкой клуб покажет высокий результат в Кубке УЕФА, но на следующий год повторить такое же будет трудно. Это если он будет не готов, а это, опять же, вопросы стабильности, финансирования, вопрос научно-технического обеспечения. Мы этого не коснулись, но ни для кого не секрет, что испанцы с научно-техническим обеспечением подготовки футболистов и всех спортсменов обогнали всех.
 
В Украине, я думаю, мало, кто имеет при себе комплексную научную группу, которая анализирует все. Это достаточно серьезная информация, которая должна быть у тренера. Мы идем по этому пути, это сложный путь, мы потихоньку стараемся, чтобы у нас было оборудование. Я думаю, что большого секрета не открою: каждый футболист, приходя и уходя с тренировки, проходит компьютерное обследование. Для испанцев это вообще в порядке вещей. То, что на сегодняшний день Локомотив пробует, пробуем идти по пути Испании. Никто, я надеюсь, не будет спорить, что Локомотив – одна из самых подготовленных команд. Это результат того, что идем с передовыми технологиями, очень много взято с испанской системы подготовки, очень много используется компьютерной техники. Я думаю, что основная составляющая должна быть такая. Когда база будет на уровне ведущих команд, тогда и сможем где-то там бороться за высокие результаты. И, однозначно, количество команд в чемпионате.
 
Вот почему Россия не смогла обыграть еле-еле скомплектованную сборную Украину на Петербургской осени?
 
- Не знаю.

- Ответ прост. Потому что там есть легионеры, и молодым ребятам негде расти. Вот, играют один-два человека в основном составе клуба, а приехала сборная Украины, там было семь таких. Где-то играя с ними на равных, смогли по пенальти их дожать. Никто же не скажет, что уровень у них слабее, чем у нас? Нет. Просто наши футзалисты играют, а их нет. Почему легионеры вытесняют молодежь? Сейчас в России сделали жесткий лимит, но у них двенадцать команд, а у нас семь и в двух были легионеры. Вопрос: где играть молодым? Вот и все. Но и от легионеров отказываться нельзя, чемпионат будет пресным. Но для того, чтобы был рост, чтобы была возможность украинскому футзалу расти, надо давать талантливой молодежи играть.

 
Вот, допустим у нас сейчас талантливая молодежь, мы ее не хотим отпускать, потому что они талантливые, а поставить на поле под результат – сложно. Была бы возможность, то отправили бы их на год-два в аренду, но всего семь команд… Я думаю, что все готовят своих. Было бы команд больше, было бы легче.
 
- То есть, лучше, чтобы в Украине было две группы в Экстра-лиге и двенадцать команд?

- Если это будет объединение с Первой лигой, то это будет неправильно, потому что мы уйдем в никуда. Экстра-лига должна соответствовать определенным требованиям. Требование – это зал. Я думаю, что сейчас в этот год претензий по залу не было ни у кого, а представьте себе, если вот Локомотив-2 приехал играть с Сумы – зал 30 на 15. Какой там футзал?  Должно быть, как я понимаю, двенадцать команд, должны играть в два круга, с гарантированными финансами и плей-офф
 
Это первый момент, а момент номер два. Я думаю, что все эти перволиговые команды, если они объединяться с Экстра-лигой, они реально должны понимать, что их ждет. Я не имею в виду результаты, я имею в виду то, что надо доиграть год до конца. Я уверяют из опыта того, что было в Украине, половина команд может сняться в течение трех месяцев, пойдет падение.
 
Должно быть, как я понимаю, двенадцать команд, должны играть в два круга, с гарантированными финансами и плей-офф. Вот это чемпионат, к которому хотелось бы прийти. Тогда и сборная поднимается, будет равноценный календарь. Но, опять же, это все мечты. Пока я думаю, что будет все так, как будет, а смысла объединения я не вижу. К тому же, в Первой лиге много вторых команд, а им надо где-то играть.

Выражаем огромную благодарность Евгению Семеновичу Рывкину за то, что выделил час своего времени на обширное и интересное интервью.

Уважаемые читатели, у нас на сайте есть конференция, посвященная футзалу, где вы можете обсудить последние события в футзале, задавать вопросы, а также поделиться своим мнением. На все вопросы будут даны максимально полные ответы.

Во всех трех частях интервью использованы фото МФК Локомотив и НФК Ураган.

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK