Стаховский: "Олимпиада – это вершина карьеры"

2012 г., 11 июля, 09:46
- Теннис - это очень быстрые шахматы.  По сути, когда сражаются два человека, они либо пытаются победить друг друга собственным оружием, либо выезжают за счет чужих слабостей. Я стараюсь отыскать своеобразные щелочки в защите противника, а потом проникнуть в них и разрушить все его планы. То есть делаю ставку на тактику.
 
- Но ведь сегодня побеждают, скорее, благодаря огромному физическому потенциалу и мощи. Рафаэля Надаля и Роджера Федерера именно это приводит к победам, вы не находите?
 
- Надаля и Джоковича - бесспорно. А вот Федерер - это уникум, чей талант поистине от Бога. Он может играть по-всякому: и в мощный теннис, и в интеллектуальный. Но в целом вы правы. Сегодня очень много «физического» тенниса, который состоит в том, чтобы перебить мяч на один раз больше, чем соперник. За последние пять-шесть лет все теннисисты вынуждены были стать великолепными атлетами. А до этого игра была более вариативной. Сейчас, к сожалению, все покрытия, да и мячи тоже стали очень медленными, по причине этого и затягиваются розыгрыши. Поэтому волей-неволей пришлось подтянуть «физику» и начать играть в тот теннис, который нам диктует время. Не хочется ли вернуться в прошлое, чтобы в полном объеме поиграть именно в тот старый интеллектуальный теннис? Вероятно, да, но это невозможно. Сегодня выход к сетке после подачи - уже раритет.
 
- Но в последнее время вас самого все чаще можно увидеть у сетки…
 
- На самом деле, я всегда любил это, просто временами воздерживался из тактических соображений. Но пришло время, и я заметил: если уж и проигрывать, то только в определенном стиле. А если проигрываешь, не имея при этом шанса победить, значит, необходимо что-то менять. И я решил, что нужно играть агрессивнее. А делать это, оставаясь все время на задней линии, физически очень тяжело.

- Высокий рост для тенниса - это преимущество или, скорее, недостаток?
 
- В современном теннисе высокий рост может быть и преимуществом, и недостатком одновременно. А вообще, сегодня нужно быть или уж слишком высоким - чтобы хорошо подавать, или же компактным, умеющим делать все: от быстрого передвижения по корту до филигранного исполнения всех теннисных элементов. Вот самый высокий теннисист в мире Иво Карлович очень хорош в подачах, но в игре он - далеко не эталон.
 
- А кто же тогда из теннисной элиты вам больше всего импонирует по стилю игры?
 
- Если я скажу Федерер - это не будет откровением. Роджер нравится всем. На корте он может все. Вот в прошлом году он ногами перебегал даже Надаля, что доселе казалось просто невозможным. Рафаэль доминировал на всех покрытиях очень долго. А тут случилось чудо: Федерер побил испанца его же оружием. Никто этого не ожидал. Каждый из «топовых» игроков по-своему уникален. Что бы я хотел «одолжить» у ведущих теннисистов? Мне от них ничего не нужно. (Улыбается). Ведь никто не может повторить удар справа Марата Сафина. Нужно, конечно, пытаться, но пока что копия всегда была хуже оригинала. У Федерера есть невероятное чувство мяча, отличный резаный удар, а также шикарная подкрутка. Да и вообще он самый «комплектный» игрок, поскольку может играть впереди, сзади и с лету, одинаково успешно подавать и принимать мячи. Надаль владеет бешеной скоростью. Джокович очень хорошо двигается именно в корте. Энди Мюрей умеет читать соперника. У Давида Феррера хватка питбуля. Мое самое мощное оружие - это рваный ритм игры, который неудобен любому на другой стороне корта. А еще непредсказуемость. Теннис при его постоянном ритме - это определенная рутина. А если соперник никак не может войти в твой ритм, его можно брать «живым». В последнее время мне это неплохо удавалось, но, к сожалению, до конца реализовать свой козырь не получается.
 
- С кем из соперников не любите встречаться на корте?
 
- Неудобным для меня является Феррер. Я ему уже три или четыре раза проигрывал. К тому же на Уимблдоне в матче с Феррером вывихнул плечо и потом четыре месяца не играл вообще.
 
- Когда-то вы признались, что вашим кумиром был Марат Сафин. И импонировала даже не столько манера его игры, как то, какие номера он выкидывал на корте. А вы сами пытаетесь каким-либо способом внести элементы шоу в свой теннис?
 
- Мы зарабатываем деньги за счет того, что люди приходят на нас смотреть. А теперь представьте на секундочку, что зрителям смотреть будет неинтересно. Поэтому я всегда стараюсь добавить в игру какую-нибудь изюминку, но не всегда это идет на пользу результату. Да, Марат делал потрясающие шоу. Сейчас публика освистывает того, кто ломает ракетку на корте. Но такой же жест Сафина зрители встречали бурными овациями. Он их приучил к этому. Марат многое сделал для тенниса, прежде всего тем, что на корте оставался самим собой, был до конца откровенным и настоящим. Временами перебарщивал с эмоциями, но его любили и все прощали. Правда, эта вспыльчивость очень сильно помешала развитию его карьеры. Он мог бы играть лучше и дольше.

- Кроме личных титулов, у вас в коллекции есть и финалы в парном разряде. Какая игра вам больше импонирует: когда ответственность лежит только на вас, или же когда на помощь всегда готов прийти партнер?
 
- Легче, приятнее и веселее, конечно, играть в паре. Даже когда проигрываешь, есть с кем разделить горечь поражения. Так же, как и радость в случае победы. Тем не менее, парные турниры я рассматриваю лишь как часть тренировки: возможность поиграть с лету, с маху, отработать удары в соревновательных условиях. Мне очень нравится играть с Михаилом Южным. Но в этом году мы разошлись в рейтинге - я немного упал, а он остался на прежних позициях, поэтому нам очень сложно скоординировать свои календари. Зато теперь довольно-таки удачно сотрудничаем с Сергеем Бубкой-младшим. 
 
- Для большинства спортсменов-профессионалов Олимпийские игры - это второсортные соревнования…
 
- …что вы, я считаю, что Олимпиада - это вершина карьеры! Ведь турниры «Большого шлема» проходят четыре раза в год, а Олимпийские игры - раз в четыре года. В Пекин я не попал. Считаю себя хорошим теннисистом. И если так сложатся обстоятельства, что я не сыграю на этой Олимпиаде, мне будет не просто обидно, а безумно обидно. Знаете, когда Евгений Кафельников выиграл в Сиднее-2000, я впервые в жизни увидел, как он улыбнулся. А вот после победы в Париже или в Австралии он покидал корт даже без намека на улыбку. Так что у каждого спортсмена хотя бы раз в жизни должна быть Олимпиада.
 
- У вас - имидж патриота, который никогда не отказывался играть за национальную сборную даже в самые финансово сложные времена. Но есть один раздражитель, из-за которого вы можете отказаться от сине-желтой майки. Это Александр Долгополов. Что должно было случиться между вами, чтобы в прессе прозвучали слова: «либо - я, либо - он»?
 
- У меня с Долгополовым нет никаких конфликтов. А его конфликты с федерацией не имеют ни к кому из нас, игроков сборной, никакого отношения. И все мы были бы очень рады, и я, в первую очередь, если бы Саша решил поддержать команду в Кубке Дэвиса. Нам же легче было бы. Мои слова были поняты превратно. Я сказал, что, если Долгополов будет играть, мне в некоторые моменты можно будет выпасть из команды и при этом знать, что она не пропадет. Я уже шестой год подряд играю за сборную. А это не так легко, в первую очередь, в психологическом аспекте. В матчах Кубка Дэвиса мои эмоции сгорают до основания, поскольку играть за страну - огромная честь и ответственность. Когда выступаешь только за себя, к поражениям относишься философски и куда легче прощаешь их себе.

- Вы очень любите Украину, но в то же время не хотите жить здесь. Почему?
 
- Я вырос в Европе. И скажу, что система там далека от идеала. Но когда приезжаю сюда, понимаю, что европейская модель не так уж и плоха. В Украине трудно жить, имея принципы. Точнее - трудно чего-то достичь. Что меня больше всего раздражает? Коррупция. Человека берут на работу не за то, что он умеет что-то делать лучше других. А лишь потому, что он - чей-то знакомый. В спорте очень многие возможные победы не случаются лишь потому, что со стороны государства нет должного внимания. Возьмем тот же футбол, за событиями которого я слежу постоянно. При этом я не могу назвать фамилии ни одного молодого игрока, который будет представлять Украину, когда уйдут из спорта Шевченко и Тимощук. А все потому, что детям негде играть. Вот в том же Киеве сносят детские площадки и на их месте строят офисные здания. Такая большая и богатая страна способна на большее.

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK