Бытует мнение, что молодёжные серии в последнее время не справляются с задачей подготовки пилотов для Формулы-1, ради чего они и были созданы. Так ли это? Давайте разбираться. В нынешнем сезоне главного автоспортивного чемпионата выступали одиннадцать гонщиков, которые в недавнем прошлом участвовали в GP2/WSR: Грожан, Хюлькенберг, Перес, Риккьярдо, Гутьеррес и Чилтон представляют GP2, а Вернь - WSR; кроме того, Мальдонадо, Бьянки, Пик и ван дер Гарде небезуспешно гонялись в обоих чемпионатах. (Феттеля, Хэмилтона и прочих не упоминаем, так как влияние молодёжных серий на их мастерство давно уже сглажено огромным опытом участия в Формуле-1.)
Итак, с количеством всё в порядке. А с качеством? Кого можно выделить из списка, приведённого в первом абзаце? Грожан, который в следующем сезоне будет первым номером Лотуса, - раз. Хюлькенберг, который всё никак не найдёт себе команду по душе, - два. И, пожалуй, всё. Даже Риккьярдо, подписавший контракт с Ред Буллом, не может считаться героем сезона-2013; да и взяли его в пару к Феттелю только потому, что Хорнеру и Ньюи не удалось заманить Райкконена. (Есть ещё Бьянки, истинный уровень которого будет оставаться загадкой до тех пор, пока француз не получит в своё распоряжение по-настоящему конкурентоспособный болид.)
Минувший сезон GP2 не подарил ни одного пилота для «высшей лиги». Во всяком случае, на данный момент призёры этой серии, не говоря уже об остальных, крайне далеки от подписания контракта с какой-либо из команд Формулы-1. О чём говорить, если даже Фабио Ляймер, выигравший чемпионат-2013, и близко не рассматривается командами в качестве кандидата на место в кабине. Швейцарец взял титул главным образом потому, что все сколько-нибудь талантливые гонщики, побеждавшие в прежние годы, уже покинули GP2. Чемпион без перспектив...
У Сэма Бёрда, ставшего вице-чемпионом GP2, положение не лучше. Англичанин нередко появляется в боксах Мерседеса - появляется без шансов потеснить кого-то из пары Хэмилтон - Росберг. Джеймс Каладо (третье место)? Были слухи о Форс Индии, но туда, похоже, берут Переса. Фелипе Наср (четвёртое место)? Спонсорам бразильца нужно сильно постараться, чтобы их подопечный стал тест-пилотом Уильямса. Маркус Эрикссон (шестое место)? Есть вариант с Катерхэмом, что, как вы понимаете, далеко не вершина автоспорта...
В Мировой серии Рено ситуация с пилотами выглядит не в пример лучше. Чемпион сезона Кевин Магнуссен, как вы знаете, перешёл в Макларен, который даже после финиша на пятом месте в Кубке конструкторов продолжает оставаться топ-командой. Второе место занял Штоффель Вандорн, в отдельных гонках выглядевший поярче Магнуссена; бельгиец также входит в молодёжную программу Макларена и в перспективе может прийти на место Баттона. Ну а третьим стал Антонью Фелиш да Кошта, в последний момент уступивший место в Торо Россо Даниилу Квяту, блиставшему в GP3. Переход да Кошты в ДТМ вовсе не следует рассматривать как списание в утиль. В конце концов, ди Реста пришёл в Формулу-1 именно из ДТМ, уровень конкуренции в котором попросту зашкаливает.
Наконец, есть ещё талантливый Робин Фрейнс, фактически пропустивший прошлый сезон. Голландец с листа покорил главный класс WSR, но для дебюта в GP2 не смог найти достаточно денег. А на предложение «Русского времени», которое в итоге выиграло командный зачёт, своенравный гонщик непонятно почему ответил отказом. Судите сами, каковы были бы шансы Фрейнса попасть в Формулу-1, если бы он не стал крутить носом...
В заключение хочется напомнить, что куда большую пользу, чем молодёжные серии, могут принести молодёжные же тесты на болидах Формулы-1, которые раньше можно было проводить сколько душе угодно.
Общий зачёт GP2 (положение лидеров):
1. Фабио Ляймер - 201 очко
2. Сэм Бёрд - 181
3. Джеймс Каладо - 157
4. Фелипе Наср - 154
5. Стефано Колетти - 135
6. Маркус Эрикссон - 121
7. Джолион Палмер - 119
8. Стефан Ришельми - 103
Общий зачёт WSR (положение лидеров):
1. Кевин Магнуссен - 274 очка
2. Штоффель Вандорн - 214
3. Антонью Фелиш да Кошта - 172
4. Уилл Стивенс - 148
5. Нико Мюллер - 143
6. Найджел Мелькер - 136
7. Марко Сёренсен - 113
8. Артюр Пик - 74