В поисках Земли обетованной
Такое определение таит в себе скрытый смысл и означает некую цель, пункт назначения, куда человек стремится попасть. В значительной мере, ее территория, если верить религиозным источникам, припадает на Израиль. Однако уже продолжительное время на этой земле течет не столько молоко и мед, сколько кровь.
Израильский городок Кирьят-Шмона находится в непосредственной близости от границы с Ливаном. Он получил этот статус относительно недавно – в 1950-м году после того, как на месте деревушки начали поселяться евреи-репатрианты и все это время привлекал к себе внимание разве что после постоянных обстрелов с ливанской стороны. Одним из наиболее печальных моментов в короткой истории Кирьят-Шмона стало 11-е апреля 1974-го года, когда в город ворвались арабские террористы, убившие 18 человек (16 из них – мирные жители), еще более 20-ти были ранены.
Боевики "Хезболла" частенько выбирали своей целью городок, что в значительной мере способствовало тому, что его жители покидали этот живописный край. В силу этих событий Кирьят-Шмона крайне медленно развивался во всех отношениях, к тому же этот регион считается одним из самых бедных в стране. Тем неожиданней 12 лет назад была встречена новость о том, что судьбой городка проникся Иззи Ширатцки - довольно известный в Израиле бизнесмен, сколотивший свое состояние благодаря разработке систем по отслеживанию украденных автомобилей. Насмотревшись очередных ужасных кадров после обстрела Кирьят-Шмоны, он решил инвестировать в город деньги. При этом тот в первую очередь позаботился о функционировании наиболее важных объектов, как то больницы, школы, а также столовые для нуждающихся.
Все это было хорошо, но в первую очередь направлено на обеспечение насущных потребностей. Ширатцки же захотел вдохнуть в город новую жизнь. И выбрал для достижения этой цели создание конкурентноспособного футбольного клуба, что позволило бы не только обратить внимание на проблемы Кирьят-Шмона, но и объединить живущих здесь людей, отвлечь их от повседневных забот.
В городе уже существовали два футбольных коллектива, но особыми успехами они похвастаться не могли. И Иззи Ширатцки решил выкупить обе команды, объединив их в один клуб, который получил название Хапоэль Ирони. Новоявленный владелец, как это водится, тут же заявил, что видит свое детище на вершине израильского футбола и в еврокубках уже в ближайшем будущем. Отношение к таким заявлениям было соответствующие - к ним едва ли относились серьезно, понимая что это скорее попытка подбодрить игроков и болельщиков (а управляющий клуба позже признался, что сначала принял Ширатцки едва ли не за безумца). Как оказалось со временем, это было чем-то вроде напутствующего слова в поиске Земли обетованной.
Свой футбольный путь Хапоэль Ирони начал в четвертом по рангу дивизионе страны. Первое испытание было выдержано с честью, и уже в первом сезоне команда пошла на повышение, заняв первое место. В третьем дивизионе Хапоэль Ирони также не задержался, также сходу добившись повышения благодаря итоговой второй позиции. Однако обратить на себя внимание команде удалось лишь на третий год своего существования, когда та не вошла в элиту израильского футбола лишь по худшей разнице мячей, пропустив впереди себя Хапоэль из Назарета.
Коллектив из Кирьят-Шмона в следующем сезоне вновь занял третью строку, но еще через год все же вышел в израильскую Премьер-лигу, чего ранее никогда не удавалось командам из данного города. Более того, в этом же году клубу покорился второй по значимости кубок страны, который называется Леумит Тото Кап. Так команда всего за шесть лет сделала рывок из четвертого дивизиона до первого трофея в своей истории и путевки в элитный дивизион! И кто теперь Иззи Ширатцки считал безумцем?
Однако всего этого могло бы не быть, если бы в 2006-м году пост наставника Хапоэль Ирони не занял экс-игрок сборной Израиля Ран Бен Шимон. Именно он стал творцом данного чуда и в первом же сезоне в Премьер-лиге команда добыла бронзовые награды первенства, что позволило команде из Кирьят-Шимона дебютировать в еврокубках!
Хапоэль Ирони пришлось проводить свои матчи в Хайфе, ведь домашний стадион не соответствовал стандартам УЕФА, да и само размещение города ставило проведение поединков такого уровня под опасность. Тем не менее, дебютанты одолели в первом раунде черногорский клуб Могрен, но во втором все же вылетели от болгарского Литекса.
Такой успех скромного клуба заставил обратить внимание на персону его тренера со стороны более богатых коллективов. Бен Шимон тут же откликнулся на предложение наиболее титулованной команды страны – тель-авивского Маккаби. Как оказалось, расторжение союза не пошло на пользу ни одной из сторон. Хапоэль Ирони завершил последующий чемпионат на последнем месте и опустился во второй дивизион. Бен Шимон же добыл лишь две победы в первых восьми турах и ему немедля указали на дверь. Он вернулся в Кирьят-Шимон уже на следующий сезон. И вернулся триумфально.
Хапоэль после возвращения Бен Шимона завоевал путевку в элитный дивизион, попутно добыв кубок Леумит Тото. Этот же трофей покорился и на следующий год, и команда из Кирьят-Шимона стала первой в истории, кому удалось такое достижение. В чемпионате страны Хапоэль Ирони добыл четвертое место, но по итогам плей-офф опустился на пятое. Впрочем, это было лишь плацдармом для пока что наиболее громкой победы в истории этой скромной команды. Ведь уже в этом году коллектив из одного из наименее благополучных районов страны за пять туров до финиша оформил чемпионство! А под шумок был добыт еще и второй подряд кубок страны.
После этого в небе над городом вновь засверкали огни, однако это были не привычные вспышки от разрыва артиллерийских снарядов, а праздничные фейерверки.
Это маленькое чудо становится еще более впечатляющим, учитывая тот факт, что последний раз команде, не представляющей так называемую большую четверку чемпионата Израиля (в нее входят Маккаби Хайфа, Бейтар Иерусалим, Маккаби Тель-Авив и Хапоэль Тель-Авив) золото страны удавалось завоевать более 30-ти лет тому назад! Многие говорили, что чемпионства у Хапоэль Ирони могло и не быть, если бы их основные конкуренты не теряли очки из-за всевозможных дисквалификаций, начиная от штрафов за потасовки между игроками команд и заканчивая санкциями после неподобающего поведения фанатов, которым был омрачен минувший розыгрыш первенства.
Тем не менее, как раз от коллектива из одного из самых неспокойных регионов в мире подобного скорее и можно было ожидать. На деле же ни игроки команды, ни ее болельщики не были замечены ни в едином подобном инциденте!
Нельзя сказать, что Хапоэль Ирони получал непосильную помощь от своего покровителя Иззи Ширатцки. У команды один из наиболее скудных бюджетов страны, а практически все деньги, инвестированные бизнесменом в клуб, пошли на строительство и развитие клубной академии. Именно поэтому в составе практически не находится места легионерам (один из них – Давид Солари, брат выступавшего за мадридский Реал Сантьяго Солари) и в значительном количестве наличествуют собственные воспитанники, и некоторые из них прошли путь от четвертого по рангу дивизиона до статуса чемпиона страны.
Еще одним удивительным фактом стоит считать начилие в команде представителей обоих враждующих между собой народов - арабов и евреев, - и это в том самом городе, который немало натерпелся от выяснения отношений как раз между ними. И здесь у них есть чему поучиться.
Обещание Иззи Ширатцки воплотилось в жизнь, и до своей Земли обетованной дошли те, кто все время верил в возможность найти ее. Хапоэль Ирони не только стал лучшей командой Израиля, но и будет представлять свою страну в наиболее престижном турнире Старого Света. Как видим, на поиск пути к достижению этой цели у этой команды потребовалось довольно мало времени, а все потому, что ими изначально было выбрано правильное направление для движения.
Однако без потерь не обошлось. Ран Бен Шимон еще перед завоеванием золотых медалей заявил, что он вновь уходит из клуба – у наставника с Иззи Ширатцки возникли разногласия относительно продолжения контракта. Вполне возможно, Хапоэль Ирони вновь попятится назад, как это уже было после ухода наставника. И все же миссия команды, на своем примере показавшей, что с помощью единства вера в конечную цель поможет перебороть любые неурядицы, осуществилась.