Стефан Петерансель не является абсолютным рекордсменом Дакара по количеству титулов в каком-либо классе. По этому показателю его опережает камазовец Владимир Чагин, семь раз приводивший свой грузовик на верхнюю ступень пьедестала. Однако по общему числу побед Петеранселю равных нет. Пять титулов на внедорожнике и шесть (!) на мотоцикле - для всего этого Петеранселю понадобилось более двух десятков лет; общий же опыт Стефана исчисляется двадцатью четырьмя стартами в самом престижном ралли-рейде.
Любовь к гонкам Стефану привил отец, принимавший участие в любительских ралли. На восьмилетие он подарил сыну мотоцикл, на котором будущий чемпион наматывал километры вокруг родного городка. Было у Стефана и другое увлечение. В юности он больше интересовался скейтбордом и добился в этом деле немалых успехов. Петерансель несколько раз побеждал в чемпионате Франции и даже участвовал в чемпионате Европы. О мотоциклах он и думать забыл...
Лирическое отступление. В городе Везуле (Vesoul) весьма уважают своего самого знаменитого уроженца. Любопытно, что в честь Петеранселя там назван не мотогоночный объект, а место для соревнований скейтбордистов.
Закончив со скейтбордом, Петерансель вспомнил своё детское увлечение и пересел на мотоцикл. До совершеннолетия он фактически был любителем: выступая под лицензией отца, который оказывал сыну финансовую поддержку, Стефан частенько получал разного рода дисквалификации. Это не остановило начинающего гонщика, и отец, дабы пыл сына не угас, решил подбодрить его, сказав, что даже в случае постоянных неудач ему всегда найдётся место в семейном бизнесе. К счастью, об этом не пришлось думать, так как в начале восьмидесятых Петерансель неожиданно для всех выиграл чемпионат Франции по эндуро! В первый же год своего участия в нём.
Вскоре после этого Стефан встретился с руководителем спортивного отдела шведской компании Husqvarna, которая вообще-то более известна как производитель различной сельскохозяйственной техники; но не чураются они и мотоциклов с квадроциклами. Контракт был подписан почти сразу же, и молодой француз начал выступать под шведским флагом. Несколько лет выступлений были достаточно успешными, однако главные победы ожидали Петеранселя впереди. В 1987 году он переходит в Ямаху, которая всё никак не могла вернуть себе дакаровский титул в классе мотоциклов.
Историческое отступление. Первые два Дакара в классе мотоциклов выиграл Сириль Невё, выступавший на Yamaha XT500. После этого Невё перешёл в Хонду, и Ямаха на долгие годы отошла в тень, уступая не только Хонде, но и БМВ.
Поначалу Петерансель просто знакомился с трассой. В 1988 году он занял 18-е место в зачёте мотоциклов; правда, в следующем сезоне он по-настоящему вознамерился дать бой фаворитам. Получилось ли это у него? Судите сами: четвёртое место и 1 час 15 минут отставания от победителя; кроме того, Стефану удалось опередить своего прославленного соотечественника Сириля Невё, уже упоминавшегося нами. (Невё вернулся в Ямаху пятикратным победителем Дакара.) 1990 год стал для Петеранселя особенным, причём особенным во всех смыслах: во-первых, он впервые показал лучшее время на одном из дакаровских спецучастков и возглавил общий зачёт, а во-вторых - и в-главных, - у него родился сын. Молодой отец не сразу увидел своего первенца, так как маленький Николя появился на свет в январе месяце, который уже стал для Стефана синонимом Дакара.
К сожалению, Петерансель не достиг тогда своей цели. Он заблудился в пустыне, а после нахождения курса не успел отметиться на пункте контроля времени и получил дисквалификацию. Зато впоследствии Стефан с лихвой реабилитировался за эту неудачу, выиграв три Дакара подряд! (В классе мотоциклов это достижение не побито до сих пор.) После небольшой паузы француз вернулся в Африку - и вернулся триумфатором: приплюсовав к трём своим победам ещё три, Петерансель стал самым титулованным дакаровцем. Не грех повторить: он и по сей день носит это звание.
Добавим ещё, что в 1992 г. Петерансель выиграл трансконтинентальный супермарафон Париж - Москва - Пекин, и поставим на этом точку в рассказе о его мотоприключениях.
Летом 1998 года Стефан Петерансель, получивший травму запястья, что весьма критично для езды на мотоцикле, решил сменить категорию и перейти в самый престижный (но, как показывает практика, всё-таки не самый сложный) класс автомобилей. Здесь он не сразу начал громить всех и вся, занявшись этим уже после перехода в Мицубиси. За пять лет Стефан трижды первенствовал на Дакаре, одержав при этом пятнадцать (!) побед на отдельных спецучастках; кроме того, в 2003 году он долгое время лидировал и опустился на третье место из-за технических проблем, а в 2006 врезался в дерево, допустив одну из немногих своих ошибок, и выпал из первой тройки.
Южноамериканский Дакар также не стал загадкой для Петеранселя. Вот уже два года подряд великий авто- и мотогонщик, выступающий теперь на Мини, собственноручно пишет историю автоспорта. Когда он остановится? Пусть это случится как можно позже.
P. S. По большому счёту, любой пилот, проехавший полную дистанцию Дакара, может быть назван героем. Гонщики добровольно обрекают себя на физические страдания, которых в пустыне не избежать. Ради чего? Слава, признание, желание самоутвердиться - это всё присутствует. А ещё? Видимо, всё та же жажда познания Неведомого, знакомая исследователям, естествоиспытателям и пр., благодаря которой, собственно, человечество не сидит в пещерах, а вот уже более полувека пытается оторваться от Земли... Стоп, слишком много пафоса. Во всяком случае, слабакам на Дакаре делать нечего.