iSport

ЭКСКЛЮЗИВ. Андрей Николаев: "У меня карандаш горел в руках"

2012 г., 8 августа, 17:18
В этом сезоне Финляндия не включена в зачет P-WRC, где принимает участие экипаж Аскании. Поэтому этот выезд имел тренировочное значение: организаторы предусматривают возможность ознакомления без основного старта. Штурман экипажа, Андрей Николаев, рассказал, что Финляндия может быть очень сложной даже без боевого проезда по знаменитым трехмерным дорогам. 
 
- Расскажи, как вы принимали решение отправиться в Финляндию и какие цели преследовали?
 
- Экипажу всегда есть, куда расти. Мы были не совсем довольны нашим результатом на «Александров Ралли», и обсуждали наш итог в команде с нашим координатором, эстонцем Андрусом Лауром. Анализировали бортовое видео, все результаты, и команда приняла решение провести такую тренировку – ознакомление с одной из самых быстрых гонок мира. Нашей целью было освоение записи сложных трехмерных дорог.  
 
- Что ты отметил для себя как штурман?
 
- Несмотря на то, что дороги в Финляндии очень быстрые, количество всевозможных трамплинов и поворотов, идущих друг за другом, превышает человеческое понимание. Вся трасса состоит из неких кривых, и, если ты хочешь проехать по ней быстро и без ошибок, нужно уметь превратить и записать эти кривые в одну ровную линию. Я никогда не был так загружен записью стенограммы, как в Финляндии. Особенно сложно дался спецучасток «Оунипохья». Я писал так быстро, как только мог. Карандаш царапал бумагу, плавился мозг в попытках запомнить поток информации от пилота. 
 
В нашей стенограмме достаточно много информации для каждого поворота. Примерно от 5-10 слов на каждые 50 метров. Двигаясь на прописи со скоростью 50-60 км/час, я просто не успевал записывать свои вспомогательные слова, потому прямо в процессе принялся использовать новые обозначения, которые я уже планировал плавно ввести в стенограмму. В результате некоторые символы с лёгкостью прижились, а некоторые оказались лишними. Запись финской трассы дала мне понимание, что нужно всё перенести на понятные и быстрозаписываемые значки , поскольку запись такой трассы - дело непростое и вдвойне ответственное. Здесь вся гонка проходит на высоких скоростях. Пилоту нужно дать комфортный диапазон выдачи информации. Задержись штурман на долю секунды, и всё…Машину удержать на дороге будет крайне сложно. Это имена такая дорожка, на которой нужно ехать на пределе. 
 
- Насколько ты можешь оценить полезность такой тренировки - пропись без гонки?
 
- Да, конечно, именно в гонке ты можешь дать окончательное резюме, насколько твоя запись получилась точной, но любая пропись приносит экипажу что-то новое. И мы, как я уже говорил, - не исключение. 
 
- Насколько возможно прописать трассу такой сложности с двух попыток, без боевой корректировки?
 
- Это дело опыта. Есть люди, которые настолько чётко понимают дорогу и свою стенограмму, что могут её записать, как говорится, «с лёту». Даже во время проверки они вносят в записи лишь некоторые корректировки. Но один из главных секретов понимания своей стенограммы – это доверие записанному. Главное в стенограмме - это её база и принцип написания. Все дистанции и повороты должны быть одинаковыми (если они действительно совпадают), иначе возникнет путаница. Сумбур в записи и не даст пилоту реализоваться на спецучастке в полную силу. 
 
- После записи Ралли Финляндия не хотелось ли все-таки проехать ее в боевом режиме?
 
- Проехать ралли Финляндия - моя мечта. В прошлом году Валерий Горбань уже стартовал на ней, но с другим штурманом. Я же увидел эту гонку впервые, она, во-первых, не входит в наш «серийный» календарь в этом году, а, во-вторых, я понимал наши цели. Думаю, перед Ралли Германия нам нужно сохранить положительный настрой и веру в себя. 
 
- Ты бы рекомендовал такой режим тренировок другим экипажам, которые не выступают в ЧМ, но пытаются повысить свой уровень?
 
- Однозначно - да. Запись стенограммы и ее понимание – огромная часть успеха экипажа. Существует очень классное упражнение для экипажей. Нужно просто ехать и записывать трассу, потом снова ехать и записывать её заново и так несколько раз. Главное - стараться не запоминать её. А вот потом берёте первый проезд и последний и сравниваете - каждую дистанцию и каждый поворот. Чем меньше разницы в этих двух записях, тем точнее вы понимаете свою стенограмму. Мне кажется, в Финляндии мы сделали еще один шаг вперед в нашей работе, и теперь будем двигаться дальше в нужном направлении.
 
Автор благодарит пресс-службу Mentos Ascania Racing за помощь в подготовке интервью