Формула-1. Гран-при Абу-Даби. Цитаты уик-энда
Мерседес
Льюис Хэмилтон (1-й): «Я сделал все, что мог, и мои поздравления Нико – в этом году он пилотировал прекрасно – так, как и должен был пилотировать, чтобы выиграть чемпионат.
Для меня не было смысла просто ехать впереди, выиграть гонку, а Нико финишировал бы вторым. Я должен был попытаться отыграться за все проблемы, которые, к сожалению, мешали мне в этом году. Теперь мне даже интересно отправиться на базу команды и выслушать все, что мне собираются сказать начальники.
Сегодня я выиграл гонку, так что не чувствую себя проигравшим. По ходу сезона у нас было немало проблем – вспомните хотя бы неудачные старты, когда я оказывался позади, а потом вынужден был отыгрываться. Но я никогда не сдавался.
Я уже говорил, что благодарен команде за те 10 побед, которые мне удалось одержать, за 12 поулов – для гонщика это просто мечта. Я просто хочу сказать спасибо всем, кто работает на гонках и на базе команды, всем, кто создал эту невероятную машину.
И я хочу продолжить выступать за Мерседес в будущем – посмотрим, что нас ждет в следующем сезоне».
Нико Росберг (2-й): «Я хотел бы обратиться ко всем, кто меня поддерживает у экранов телевизоров и приезжает на гонки. Даже в этот уик-энд на трибунах было немало моих болельщиков из Германии и других уголков земного шара, и это особенное чувство. И, разумеется, слова благодарности тем, кто со мной рядом. Во-первых, команде – для меня это одна большая гоночная семья. Я перешел в Мерседес в 2010 году, поначалу дела шли неважно, но за последние несколько лет все изменилось к лучшему, а сегодня сложилось идеально – спасибо всем сотрудникам!
Уик-энд выдался очень непростым, было много напряженных моментов – особенно по ходу гонки. Очень трудная борьба с Ферстаппеном, да и ситуация на последних кругах была не из приятных.
Льюис использовал все свое мастерство, чтобы реализовать задуманное, потому у меня не было ни единого шанса на атаку. Конечно, я думал о попытке обгона, но такой возможности не оказалось.
Такое ощущение, что я всегда гонялся с Льюисом, притом он всегда хоть немного, но опережал меня – даже в картинге. Он потрясающий гонщик, один из лучших в истории, и одолеть его – невероятное событие, поскольку уровень соперника фантастически высок. Мне все-таки удалось выиграть у него титул, феноменально!».
Феррари
Себастьян Феттель (3-й): «Это важная гонка для нас: я бы с удовольствием отыграл еще две позиции на последних кругах – скорость позволяла, но провести обгон оказалось нелегко – машина впереди тоже использовала слип-стрим. Команда заслужила этот подиум, надеюсь, он придаст всем нам сил. Год был тяжелым, с большим числом подъемов и спадов, так что я вполне доволен сегодняшним результатом.
Если говорить о нашей форме в 2016-м, то мы ожидали большего, но после спада в середине чемпионата смогли показать свою реальную силу, когда нам удалось снова прибавить. В последних Гран-при у нас был хороший темп, его оказалось достаточно, чтобы соперничать с Ред Булл.
Наш дух не сломлен, и я знаю, что мы будем напряженно работать, чтобы вернуть Феррари на вершину. Мы многому научились, добились большого прогресса.
На мой взгляд, нельзя выиграть чемпионат только потому, что тебе повезло, так что стоит отдать ему дань уважения. Он стал чемпионом заслуженно».
Кими Райкконен (6-й): «Для меня гонка получилась непростой. С машиной все было в порядке, но оказалось сложно контролировать износ шин, особенно передних. После старта я находился на хорошей позиции, но с первым комплектом Soft возникли проблемы – только в конце отрезка они стали работать лучше, но я продолжал терять позиции. Когда меня догнал Себастьян, я знал, что он на другой стратегии, и позволил ему меня опередить.
Не секрет, что это был весьма непростой год, далёкий от того, что нам хотелось, но в последнее время мы неплохо поработали и все сделали правильно. Мы надеемся, что в следующем году, с новой машиной, окажемся на тех позициях, на которых хотим быть».
Ред Булл
Макс Ферстаппен (4-й): «Я очень доволен результатом! Оказавшись последним после первого поворота, я был вынужден отыгрываться, и тактика с одним пит-стопом была единственным шансом – хорошо, что все получилось. Я понимал, что ближе к финишу окажусь под атаками тех, кто дважды менял шины, поскольку у них резина будет свежее – вряд ли я мог сдержать Феттеля.
Досадно, что сразу после старта я зацепил соперника, и меня развернуло – это был чисто гоночный инцидент, такое иногда случается. На последних кругах Хэмилтон явно пытался собрать пелотон, на его месте я, пожалуй, поступил бы так же – ты должен делать все, чтобы выиграть титул.
Приятно закончить сезон на пятом месте в личном зачете с несколькими неплохими результатами. Вчера я был не очень доволен, но сегодня мы завершили борьбу хорошим результатом. Для меня это был особенный год, и я с нетерпением жду следующего, который, хочется верить, принесет еще больший успех!».
Даниэль Риккардо (5-й): «Не хочу сильно огорчаться, ведь я все-таки финишировал пятым – просто досадно, что стратегия не сработала. Я стартовал на шинах SuperSoft, все шло удачно, затем я попытался провести атаку на Райкконена, но она не прошла, что сильно испортило планы.
Я видел, как Макса развернуло в первом повороте, и думал, что он выбыл из борьбы, но он провел всего один пит-стоп и в итоге сражался за подиум – неплохо сработано. Похоже, мы сами помешали себе схемой с двумя пит-стопами, так как состав SuperSoft сегодня работал очень эффективно.
Снимаю шляпу перед Росбергом – полагаю, это невероятное ощущение, когда выигрываешь титул! Они с Льюисом сражались до последнего, приятно видеть столь позднюю развязку».
Форс Индия
Нико Хюлкенберг (7-й): «Гонка для меня получилась достаточно простой, я почти все время ехал один, соперничая в основном с напарником, потому что шестерка лучших была вне досягаемости. События в первом повороте сложились достаточно интересно, в меня врезался Ферстаппен, что привело к повреждению днища и осложнило мне жизнь. К счастью, темпа хватило, чтобы удержать позицию и заработать очки.
Здорово завершить свои выступления в Форс Индии хорошим результатом и помочь команде удержать четвертое место в Кубке конструкторов. Все заслуживают поздравлений и огромного уважения за потрясающую работу в этом году. Я покидаю команду с большим количеством приятных воспоминаний, Форс Индия навсегда останется частью моей жизни. Я многому здесь научился, стал лучше как гонщик. Мы вместе прогрессировали, и я горжусь тем, чего мы достигли».
Серхио Перес (8-й): «Я доволен тем, как прошла гонка. Я финишировал на той же позиции, на которой стартовал. Гонка получилась достаточно спокойной, но на последних кругах пришлось побороться с Массой. В начале гонки я атаковал, пытаясь сократить отставание от Нико, но в конечном счете финишировал прямо позади него. Здорово завершить чемпионат очередным неплохим результатом.
Теперь, когда сезон окончен, я вернусь в Мексику и постараюсь хорошо отдохнуть. Сезон был долгим и напряженным, я с нетерпением жду отпуска, который проведу с друзьями и семьей. Вероятно, меня ждут счастливые каникулы, поскольку я буду с гордостью думать о том, чего мы добились в этом году. Я немного отдохну, а затем вернусь, чтобы работать на 2017 год!».
Уильямс
Фелипе Масса (9-й): «Я горжусь тем, что до последнего круга сегодняшней гонки сражался так же упорно, как и в начале карьеры. Хочу поблагодарить всех, кто поддерживал меня на этом пути, спасибо болельщикам и коллективу Уильямс – парни, я буду болеть за вас в будущем! Спасибо всем, кто стал участником многочисленных событий, которые мне довелось пережить. Я завершаю карьеру так же, как ее начинал – с гордо поднятой головой, но сегодня я чуть осторожнее обращался с машиной, ведь отныне она моя – еще раз спасибо команде за такой подарок!».
Валттери Боттас (сошел): «Досадно сойти с дистанции после нескольких кругов. Я ехал девятым, когда заметил поломку задней подвески, после чего машина стала неуправляемой. Мы пытались все починить, но это оказалось невозможным. Досадно закончить сезон таким образом, но это значит, что я с гораздо большим нетерпением буду ждать следующего года».
Макларен
Фернандо Алонсо (10-й): «Гонка получилась неплохой, но сложной. Я не мог ничего противопоставить Форс Индии и Уильямс, но сражался до последнего круга и подобрался довольно близко. Приятно заработать еще одно очко и отстоять позиции в личном зачете и Кубке Конструкторов.
Сезон сложился вполне позитивно, по сравнению с прошлым годом мы продемонстрировали существенный прогресс, но мы хотим выиграть чемпионат, а до этого еще далеко. Впрочем, впереди долгая зима, мы приложим максимум усилий, чтобы привезти в Австралию более конкурентоспособную машину.
Досадно, что для Дженсона его заключительная гонка закончилась досрочно, но он будет с командой в следующем году и в новом статусе будет нам очень полезен.
Я очень рад за Росберга, он фантастически провел сезон и заслужил титул. Он всегда верил в свои возможности и умело использовал преимущество. Они с Льюисом сработали здорово, но на сей раз пришел черед Нико праздновать победу, ведь у Льюиса титулов уже три!»
Дженсон Баттон (сошел): «На моей машине сломалась передняя правая подвеска – такое случается редко и хорошо, что я заметил неладное до того, как стал тормозить перед одиннадцатым поворотом. Надежность шасси всегда была сильной стороной Макларен, но сегодня что-то пошло не так, просто не повезло.
Тем не менее, я доволен сегодняшним днем. Да, гонка получилась короткой, но мне понравилось всё остальное. Сегодня путь к кокпиту был очень эмоциональным – было здорово видеть, как вся команда, мои друзья и члены семьи приветствуют меня. Хорошо, что в тот момент на мне были солнцезащитные очки! Я удовлетворен всем, чего удалось достичь. Путь завершен, теперь я живу настоящим».
Хаас
Роман Грожан (11-й): «Потрясающий сезон с успехами и неудачами, мы многих удивили, в том числе и себя. Сегодня мы не смогли заработать очки, но если не учитывать три самых быстрых команды – Мерседес, Феррари и Ред Булл, то мы занимаем четвертую позицию среди остальных, а это неплохой результат.
В межсезонье нам нужно прибавить в работе с резиной. Сегодня на нескольких кругах темп был отличным, машина и резина вели себя великолепно, но внезапно эта гармония пропадала. Очевидно, нам многое предстоит сделать в этом направлении, многое улучшить к следующему сезону, которого я с нетерпением жду».
Эстебан Гутьеррес (12-й): «Я очень рад, что работал с Хаас. Я старался добиться максимально возможного результата и сегодня полностью выложился. Я благодарен возможности поработать с Джином Хаасом и Гюнтером Штайнером, быть частью новой команды и целый год участвовать в этом проекте. Хочу поблагодарить своих инженеров и механиков. Я желаю команде всего самого лучшего в будущем».
Манор
Эстебан Окон (13-й): «Я доволен тем, как прошла гонка. Не секрет, что после квалификации я был очень огорчен позицией в десятом ряду, но мне удалось хорошо стартовать и отыграть три места уже на первом круге. По ходу дистанции я какое-то время ехал даже 11-м, мы боролись Заубер – мне хватало скорости, чтобы атаковать Насра, однако мы столкнулись, и я потерял торцевую пластину переднего антикрыла. Мы провели второй пит-стоп, далее мы с Паскалем постепенно приближались к соперникам, но гонка вскоре закончилась.
Приятно было сотрудничать с Манор – я не смогу должным образом отблагодарить команду за предоставленный шанс дебютировать в Формуле-1! Я многому научился, этот опыт пригодится мне в дальнейшей карьере. Где бы я ни гонялся, я всегда буду следить за этой командой, так как у нее хороший потенциал – возможно, вскоре мы поборемся на трассе!».
Паскаль Верляйн (14-й): «Приятно закончить сезон очередным уверенным выступлением. У меня был непростой первый пит-стоп, после которого я откатился далеко назад – досадно сталкиваться с чем-то подобным после успешной квалификации и старта с шестнадцатого места. Я изо всех сил старался отыграться и смог вернуть пару позиций. Правда, у меня была иная шинная тактика, что не позволило отбить атаку напарника, так как в тот момент я ехал на сильно изношенных мягких шинах, но, по крайней мере, мы финишировали впереди Заубер. Фантастическая гонка, спасибо команде, что до последнего продолжала бороться!
Мой дебютный сезон сложился успешно, спасибо всем в Манор! Досадно, что мы так долго удерживали, но все-таки упустили десятое место в Кубке конструкторов, но мы всегда будем помнить тот славный день в Австрии. Спасибо всем сотрудникам за их невероятную работу во имя прогресса!».
Заубер
Маркус Эриксон (15-й): «Сложная гонка. Я проехал 54 круга с одним пит-стопом и считаю, что мы блестяще реализовали эту стратегию. В целом, я доволен своим выступлением, но результат этого не отражает. Я отлично контролировал износ шин на длинной дистанции и мог атаковать, не особенно нагружая резину. Но сегодня нам не хватило скорости.
Финальная гонка сезона позади, теперь мы отправляемся на зимний перерыв. Нужно «перезарядить батарейки» и подготовиться к следующему году. Я с нетерпением жду начала новой эры в Формуле-1».
Фелипе Наср (16-й): «Я отлично стартовал и на первом круге поднялся на 14-ю позицию. Я приложил много усилий, чтобы как можно дольше ее сохранить, но машине не хватало скорости, чтобы удержать соперников.
На втором отрезке я старался остаться впереди Манор, но, к сожалению, между нами произошел контакт. Я повредил днище и колесный диск. Нам показалось, что сломано переднее актикрыло, поэтому мне пришлось заехать на пит-стоп раньше, чем планировалось, что испортило мне гонку. Если бы не этот инцидент, я мог добиться более высокого результата, но важнее всего то, что нам удалось сохранить десятую строчку в Кубке конструкторов.
Я получил удовольствие от еще одного года в Заубер. Он получился сложным, но именно в такие времена мы больше всего учимся. Несмотря на все трудности, я сохранил отличные отношения с командой. Два заработанных в Бразилии очка показали, что все это того стоило – команда этого заслужила. Большое спасибо всем!».
Рено
Джолион Палмер (17-й): «Я хорошо стартовал, поднявшись на одиннадцатую позицию, и какое-то время ехал в темпе Уильямс, но, к сожалению, деградация шин у нас была слишком серьезной. Машина была быстра, но шины быстро изнашивались, так что мне пришлось провести три пит-стопа.
Я пытался бороться с соперниками по ходу гонки, но нехватка сцепления с трассой осложняла эту борьбу. Я пробовал опередить Сайнса – он оставил мне место, но затормозил чуть раньше, и я в него врезался – сцепления в тот момент не было совершенно. Жаль, что это произошло».
Кевин Магнуссен (сошел): «Я неудачно стартовал и боролся с Квятом в восьмом повороте, когда произошел контакт с другой машиной – это был гонщик Манор или Заубер, в результате пострадала подвеска. Мы пытались продолжить гонку, но скоро стало очевидно, что это невозможно.
Мне хотелось иначе закончить сезон, в котором я узнал многих хороших людей в этой команде. Результаты могли быть и лучше, но я многому научился, замечательно провел время, узнал много нового. Я желаю Рено всего самого лучшего в будущем и уверен, что все мы еще не раз весело проведем время в паддоке».
Торо Россо
Карлос Сайнс (сошел): «До столкновения гонка складывалась позитивно. Я боролся за 14-е место, стартовав 21-м, обгонял пилотов Заубер, Манор и Рено… Я хорошо и чисто проводил гонку, поэтому очень жаль, что Палмер врезался в меня!
Я доволен собой и тем, что справились с проблемами, возникшими в этот уик-энд, жаль только, что не удалось увидеть клетчатый флаг. Это был удивительный сезон, и я горжусь тем, как провел его. Я заработал 46 очков, о чем не мог подумать в начале года! Думаю, я могу быть доволен.
Теперь я с нетерпением жду 2017-й! Я благодарен команде за их усилия и напряженную работу. Это был незабываемый год, мы не смогли бы добиться таких результатов друг без друга!».
Даниил Квят (сошел): «Жаль, что пришлось сойти. Учитывая, что на свободных заездах мне удалось проехать только пять кругов, гонка складывалась неплохо. Я боролся с Хаас и Рено – было весело. Я отыграл много позиций на старте и потом еще несколько по ходу гонки. К сожалению, возникли проблемы с коробкой передач, так что мне пришлось остановить машину и сойти. После этого я решил проехать на велосипеде. Такое ощущение, словно события одного гоночного уик-энда отразили все произошедшее по ходу сезона!».