iSport

Ники Лауда: Тот, кто прошел сквозь огонь

iSport.ua вспоминает трехкратного чемпиона Формулы-1.
2019 г., 25 мая, 08:30

В начале лета 1979 года Ники Лауда шокировал Берни Экклстоуна: "Я хочу контракт на 2 миллиона долларов и ни центом меньше. Вначале босс подумал, что я пошутил. А потом принял меня за психа и беспредельщика, рассердился и начал говорить со мной, как с больной лошадью, а я, словно попугай, повторял: два миллиона".

Это перетягивание каната продолжалось 4 месяца и, по словам самого Лауды, для него было даже более важно обставить Берни, чемпиона мира по переговорам, чем получить астрономическую сумму. Экклстоун искал подходы к Ники, но тот продолжал стоять на своем. Берни не желал упустить курицу, которая несла ему золотые яйца, а потому функционеру пришлось согласиться.

Но после того как австриец выбил из босса два миллиона, он почувствовал себя, словно спущенная шина.

"У меня кончилось дыхание. Меня не мотивировал ни новый контракт, ни супермашина. У меня не осталось никаких эмоций. Накануне Гран-при Канады я запустил двигатель. Несколько раз нажал на педаль газа на выезде из боксов – бррм. Бррм. Шумы совсем другие, какие-то более пресные и глухие, очень скучные. Они меня совсем не возбуждали. Вдруг занавес опустился, и мое сознание начала буравить только одна мысль: ты не на своем месте, займись чем-нибудь немедленно! Это конец, у тебя больше не получится. Я нашел Берни и сказал: мне надо с тобой поговорить. Все, я завязываю. На моей карьере гонщика можно поставить крест", – вспоминал Ники.

После этого судьбоносного решения Лауда сразу же позвонил жене Марлен и пошутил: "Мы начинаем экономить на стиральном порошке. Больше никогда не будет комбинезона, который надо стирать". Марлен была на седьмом небе от счастья. Ей больше не придется переживать за жизнь своего мужа. Сколько раз Марлен молилась, чтобы Ники благополучно возвратился домой.

Теперь она летела вместе с любимым в Лос-Анджелес. В то же время Берни, желая оградить Лауду от атак акул пера, переодел запасного пилота команды Рикардо Сунино в шмотки австрийца, и аргентинец стартовал на Гран-при Канады. Гонщики, которые были не в курсе о замене, еще долго удивлялись, почему Лауда едет по какой-то дурацкой траектории. Но австрийца уже ничто не волновало. Ведь эмоции всегда стояли для Ники на первом месте. А ездить просто ради денег, пусть и очень больших он не мог. Хотя, если бы не деньги, Лауда, возможно, никогда бы не попал в Формулу-1.

Гонщик родился в очень богатой семье. Его родные, конечно же, не пришли в восторг, когда юноша заявил, что хочет стать гонщиком. К тому же, Ники не хотел грызть гранит науки, врал своим предкам и проводил безумные эксперименты. Жертвой одного из них стала первая машина австрийца, Жук 1949 года выпуска. Подросток соорудил в поместье деда трамплин и испробовал, насколько далеко может улететь "насекомое". Получилось 22 метра, правда, при установке этого рекорда у Жука пружины полезли из ушей. Неприятности буквально по пятам преследовали нашего героя. Но он хорошо соображал и всегда умудрялся выходить сухим из воды.

Однажды школьному другу Лауды Дракслеру захотелось ночью прокатиться. Однако, он еще не имел прав. Поэтому он нанял Ники в качестве водителя. Понятно, что Лауда не смог ему отказать. Сменить потрепанный Жук на шикарный Мini Cooper, о чем еще мог мечтать школьник. Дракслер угнал автомобиль из гаража отца (тот как раз продавал его за 38 000 шиллингов), уступил руль Ники, и они начали гонять по улицам Вены.

"Мы ехали довольно быстро. Уже тогда во мне немного просматривался будущий чемпион мира. Но это не помешало мне на полном ходу наехать на обледеневшую часть моста и удариться о высокий бордюр. При этом машина очень сильно пострадала. Ни о какой продаже этой груды металла больше не могло быть и речи. Отец Дракслера имел большое влияние, поэтому это происшествие не сулило нам ничего хорошего. Мы долго думали, а тогда решили, что я должен быстро купить машину, а потом сказать, что Дракселер-младший уже отдал мне автомобиль. Я поехал к своей бабушке, вытащил ее из постели и сказал: "Я только что разбил машину, это обойдется мне в 38 000 шиллингов. Если я не заплачу, то отправлюсь в тюрьму".

Бабушка, конечно же, поверила любимому внуку. Она поехала в банк и выдала мене 38 кусков. Потом я появился перед Дракслером-старшим и сказал: "Я бы хотел купить вашу машину"", – писал Ники в автобиографии.

Скоро бабушка узнала правду и рассказала обо всем родителям Ники. Эти и многие другие художества юноши переполнили чашу терпения отца и деда Лауды. Они махнули на непутевого отпрыска рукой и заявили, что больше не дадут ему ни шиллинга. Ники понимал, что без денег ему можно забыть о карьере гонщика. Поэтому австриец пошел в банк. Взять кредит ему помог дед. Правда, глава семьи об этом так и не узнал. Ники рассказывал, что он просто показал поместье деда, и этого банкирам оказалось достаточно, чтобы выдать гонщику внушительную сумму. Это был далеко не последний кредит, взятый Ники.

В 1970-м Лауда дебютировал в Формуле-3.

"Для того, чтобы в те годы мечтать о карьере гонщика, надо было быть немного сумасшедшим. Моторы и шасси у наших авто были приблизительно равноценными. Мы просто старались выжать из них максимум. Мы летели по ухабам со скоростью 200 км/ч и часто даже толкались на трассе. Я определенно тогда был сумасшедшим. Хотя, думаю, с тех пор ничего не изменилось", – вспоминал Лауда.

Уже во время дебютной тренировки австриец "отличился". У Лауды заглох мотор, он наехал своим левым передним колесом на заднее правое колесо француза, который ехал перед ним, взлетел, пролетел над одним из маршалов, приземлился над отбойником и потерял все колеса, проскользнув метров сто вдоль отбойника. К сожалению, эта авария оказалась не последней в карьере Ники. Однажды австриец чуть не умер, не справившись с управлением … трактора.

Это произошло в том году, который так хорошо начинался для Ники, в 1976. Вместе с триумфами на трассах, австриец одержал важную победу на амурном фронте. Он женился на Марлен, с которой познакомился в 1975. Влюбленные решили узаконить свои отношения в Вене. Для того, чтобы избежать чрезмерного внимания папарацци и зевак, пара подкатила к дверям загса вечером. Правда, во время церемонии произошла заминка. Работник загса возмутился тем, что Ники пришел без галстука. На выручку жениху пришел свидетель доктор Ертель, который одолжил ему свой.

В F-1 для Ники тоже все складывалось, лучше не придумаешь. Он победил в первых двух гонках сезона и надеялся защитить свой чемпионский титул. Однако потом Фортуна повернулась к Лауде задом. Австриец хотел снести пригорок на лужайке перед домом и во время этой несложной операции перевернулся на тракторе. Ники оказался на волосок от смерти. К счастью, обошлось: почти двухтонный трактор плотно утрамбовал австрийца в землю, и он отделался всего лишь несколькими сломанными ребрами. Правда, адские боли еще долго мучили пилота. Но на фоне того, что случилось на Нюрбургринге это были всего лишь цветочки.

Лауда молниеносно восстановился после тракторной аварии. Накануне гонки в Германии он уже мысленно поздравлял себя с вторым титулом чемпиона мира подряд.  И в этом нет ничего удивительного. После 9 гонок на счету австрийца было 61 очко. Он на несколько кругов обогнал своих главных преследователей: Джеймса Ханта и Патрика Депайе, которые уже даже не грезили о титуле. Они прекрасно понимали, что отыграть у Ники – 35 очков – нереально. Энцо Феррари даже пришлось изменить своей привычке и подписать контакт с австрийцем уже в середине сезона. Правда, его заключение не обошлось без проблем. Стороны все никак не могли договориться о зарплате Ники. После продолжительных прений, в ходе которых Энцо часто называл гонщика евреем, итальянец капитулировал и поставил свою подпись под контрактом.

А потом было 1 августа 1976 года. На втором круге Гран-при Германии машина Ники сорвалась с трассы, ударилась в заграждение и вылетела обратно на трассу. Где оказалась на пути ехавшего сзади Брета Ланджера, который на высокой скорости врезался в машину австрийца. После этого шлем Ники слетел с головы, сам он застрял в кокпите, а машина загорелась. К счастью, ему на помощь пришли коллеги-соперники. Гонщики бросились к машине австрийца и извлекли Лауду из огненного ада. Его лицо было сильно обожжено, он надышался едкого дыма и токсичного порошка огнетушителя. Кто-то предложил позвонить священнику, но Ники обматерил эту идею и заявил: "Не дождетесь!"

Австрийца оперативно доставили в больницу, где он впал в кому. Врачи оценивали шансы Ники выжить как 1 к 100. Но Лауда сумел улизнуть от старухи с косой. Хорошо, что он тогда не мог читать газет.

"У самого быстрого гонщика в мире Ники Лауды больше нет лица – только мясо, глаза вытекли. Мы слышали, что он будет жить, но как жить без лица? Как бы жестоко это не звучало: даже если его тело полностью выздоровеет, он полгода не сможет показаться на людях. Только в начале 1979 года будет готово его новое лицо. Сформируются нос, веки, губы. Однако это лицо вряд ли будет похоже не прежнее. Лишь по мимике и речи друзья смогут опознать гонщика", – писала Bild.

Однако Ники удалось удивить многочисленных пессимистов. Уже через 6 недель после трагедии в Германии австриец вышел на старт Гран-при Италии. На трассе в Монце он не просто довольствовался олимпийским принципом, а взял 4 место.

Для Ники был важен лишь статус самого быстрого гонщика мира, а трофеи он считал просто безделушками. Так, после первого чемпионства 1975 года, австриец отдал все свои кубки за победы в Гран-при хозяину гаража рядом со своим домом в обмен на то, чтобы тот мыл его машину бесплатно. В 1977 году Ники одержал фантастическую победу на Гран-при в Южной Африке – Лауда первым пересек финишную черту, несмотря на то, что во время гонки наехал на обломки и ехал без масла и воды в течение последних 10 кругов.

Но радость от триумфа моментально испарилась, когда Ники узнал о смерти коллеги Тома Прайса (британец сбил маршала, перебегавшего трассу с огнетушителем, который попал в голову пилоту). На пресс-конференции, после триумфального сезона 1977 года, один из журналистов показался австрийцу знакомым: "Я знаю тебя, не так ли?", – спросил гонщик. "Я так не думаю", – ответил папарацци. Но Лауда не поверил и через несколько минут вспомнил: "Ты тот парень, который спросил меня, что Марлен думает о моем уродстве". Подняв свой новенький трофей Ники направил его на негодяя, прокричав: "Держи, можешь засунуть его себе в задницу!"

Британский журналист Дэвид Тремейн рассказал поразительную историю, показывающую, что Лауда был настоящим Человеком. 26 мая 1991 года потерпел крушение самолет Lauda Air 004, летевший из Бангока в Австрию. Двигатель Boeing 767 самопроизвольно включил реверс, что привело самолет в неконтролируемое пикирование. Не выдержав перегрузок, лайнер рассыпался на части и его обломки рухнули на территорию национального парка Пхутой в Данчанге. Все 213 пассажиров и 10 членов экипажа погибли (это самая крупная авиакатастрофа в истории авиации Австрии).

Узнав о трагическом событии, Ники моментально примчался в Таиланд, чтобы участвовать в разборе обломков самолета и расследовании причин катастрофы. Из-за жаркого климата останки пассажиров быстро разлагались, а изучение личных вещей значительно осложнялось мародерством местных жителей и даже добровольцев. 43 тела погибших так и не были опознаны, они были похоронены в братской могиле в 90 километрах от места катастрофы.

"Если я совершу ошибку за рулем и погибну в гоночной машине, мне не повезет. Это будет моя ошибка. Но люди, которые летают моей авиакомпанией, справедливо ожидают безопасный перелет", – сказал Лауда.

Он обратился к компании Boeing, угрожая, что, если они не сделают полного заявления о причине инцидента, он сам пролетит на 767-ом над Сиэтлом (в этом городе находится штаб-квартира компании Boeing) и продемонстрирует, что, в конце концов, включение обратной тяги в полете было небезопасно. К тому времени, когда он вернулся в свой отель, Boeing капитулировал и начал масштабное расследование.

В 2016 году, спустя 40 лет после ужасной трагедии, Ники отправился на Нюрбургринг, в тот самый роковой поворот Bergwerk. Там его узнал один из фанатов F-1: "Вы Ники Лауда! Что Вы здесь делаете?" "Я ищу свое ухо", – ответил Ники (интересно, что австриец на людях не очень-то сожалел о потери части уха, дескать, ему теперь проще пользоваться телефоном).

К сожалению, мы больше не услышим прекрасных шуток австрийца. 20 мая 2019 года он проехал свой финишный круг. Но мы всегда будем помнить о великом гонщике, ведь он был не только суперчемпионом, но и человеком с большим сердцем.

Владимир Войтюк, iSport.ua