iSport

Итоги сезона Формулы-1. Часть третья. Чемпион

2009 г., 8 ноября, 09:17

Дженсон Баттон в свой десятый год выступлений в Формуле-1 стал чемпионом мира. Многие списывают эту победу на счет Росса Брауна, который придумал эти безумные диффузоры. Безусловно, хорошая машина во многом повлияла на успех, но стоит ли полностью списывать случившееся  только на счет машины? Да, Дженсон вторую часть сезона не выступил с чемпионскими результатами, но чемпион определяется по итогам всего сезона. Где были соперники британца все это время? Не вина Дженсона, что у преследователей все время возникали проблемы различного рода. Плюсом к тому было то, что Дженсон стал одним из самых активных пилотов - на его счету много важных обгонов. Иногда он обходил и прямых конкурентов на трассе, а не сидел позади, ожидая долгожданного пит-стопа. Все эти факты говорят только в пользу британцу. Он - заслуженный чемпион-2009.

Несколько лет назад думалось, что он так и останется "молодым и перспективным пилотом", которым он был в Уильямсе в 2000 году. Но вот он стал победителем. И случилось это в самый неожиданный момент. С введением новых правил все ожидали гениальности от Феррари, Макларен, Рено, Ред Булл. Совершенно в учет не бралась возникшая практически ниоткуда команда Браун. Многие также махнули рукой, когда увидели результаты первых пестов - мол, давайте Австралию подождем. Потом подождали Малайзию, потом еще подождали и увидели, что Дженсон - малодосягаем. В итоге все было решено уже в первых семи гонках чемпионата. Соперники, пробуксовав на старте, в какой то мере сократили отрыв, но Дженсона достать так и не удалось. Слишком удачный старт Дженсона и слишком провальный старт соперников позволил британцу довольствоваться местами в восьмерке в концовке. Нечемпионская езда, скажите? А кто тогда чемпион?

19 января 1980 года во Фроуме, Англия, появился на свет Дженсон Баттон. Начал он свою карьеру неоригинальным образом. В возрасте восьми лет он сел на руль карта и уже в 1989 году принял участие в своем первом чемпионате. Тренером его был человек по имени Дэйв Спенсе. Основной задачей тренера было уравновесить поведение юного Дженсона, который не обладал удивительной хладнокровностью. Тем не менее, уже в первый год он стал чемпионом серии British Kart Super Prix. Местом его первой и единственной победы в том чемпионате стал город Досет. Последующие два года для него стали успешными в серии British Cadet Championship. Исключительным для него стал 1991 год, где он выиграл все 34 гонки в чемпионате. Также в том году он выиграл Открытый Чемпионат Великобритании по карту. Этот успех он повторил в 1992  и 1993, только на этот раз его основной гоночной серией стал British Junior TKM Kart Championship.

В 1994 Дженсон вышел на европейскую арену - начал выстпуления в юниорских европейском и итальянских чемпионатах. Эти выступления он совместил с 4-ым местом в юниорском чемпионате Великобритании. В 1995 году у него были первые успехи за проливом Ла-Манш. Он выиграл итальянский чемпионат и стал самым молодым вице-чемпионом мира серии Formula A, который проходил во Франции. В 1996 Дженсон объездил практически весь мир: 5-е место в чемпионате Euro Formula A, 3-е место в American Championship, 3-е место в Suzuka World Cup. Картинговый сезон 1997-го года стал последним. Была выиграна гонка памяти Айртона Сенны в Сузуке и выиграл чемпионат Европы серии Super A Kart. Последняя гонка для Дженсона выдалась потрясающей. Для завоевания чемпионства ему необходимо было финишировать третьим. Дженсон: "Был дождь и я стартовал вторым, но на старте я потерял контроль над задним мостом и меня выбросило на гравий. Вернулся в гонку на 24-ой позиции, но я сумел пробиться на третье место через весь пелетон."

В 1998 Дженсон пересел на гоночный автомобиль. Им был покорен британский чемпионат Формулы-Форд. Также немаловажной победой стал Фестиваль Формулы-Форд в Брэндс Хетче. В конце года он стал победителем McLaren Autosport Award. Приз 50 тысяч фунтов здорово помог в финансовом плане и уже в 1999 год он провел в британской Формуле-3. Было добыто третье место в чемпионате. В активе британца 3 победы на этапах и два вторых места (Макао, Корея). В ноябре 1999 года Дженсон первый раз сел за болид Формулы-1.

Первым болидом для него стал Макларен - его пригласили на тесты в Сильверстоун. Дженсон проехал всего десять кругов на мокрой трассе, но и этого было достаточно, чтобы для счастья уже не осталось места. Британца переполняли чувства - безумная скорость была не единственным опытом.  Его безумно удивила лампочка радиосвязи, которой до этого в жизни не видел... Знал бы он тогда, что через 10 лет будет кричать "We are the Champions" по радио и его будет слышать весь мир... Следующий опыт был получен уже через месяц. На этот раз его сорвал с пляжа в Мексике звонок от менеджера - Прост проводил тесты в Барселоне. Опыт на этот раз был больше - 36 кругов. Остановил для него тесты взорваный мотор, что стало для Баттона еще одним опытом, хоть и необязательным. Что примечательно, он показал время лучше, чем время Жана Алези за день до этого. А через месяц на треке в Каталонии Дженсон вместе с Ральфом Шумахером и Бруно Джанквейрой боролись за два места в команде Френка Уильямса. После проведения тестов Дженсон был вызван на ковер к боссу. Последними словами в диалоге были "Спасибо, Фрэнк!" и карьера будущего чемпиона мира началась.

Первый сезон для любителя творчества Квентина Тарантино и Джона Траволты (странно, но "Криминальное чтиво" не на первом месте в его хит-параде) выдался очень успешным. Он финишировал шесть раз в очковой зоне и в целом добыл 12 очков. Это позволило ему стать восьмым в личном зачете. Дебютант набрал вдвое меньше очков, чем его коллега Ральф Шумахер, но на место в Уильямсе в 2001 год он не имел шансов - Френк Уильямс был в договоренности с Монтойей. Дженсон был разочарован, потому что считал, что как для дебютанта он выступил не самым худшим образом.

В 2001 Дженсон перешел в Бенеттон. Основной проблемой стала плохая машина. Это был первый опыт в таких условиях, когда приходится больше бороться с машиной и пробовать из нее выжать хоть капельку максимума. Он набрал всего одно очко - на семь очков меньше, чем Джанкарло Физикелла. Но плюсом итальянца как раз выступал опыт, которого не было у британца. В 2002 году команда получила название Рено. Баттон установил свой рекорд - 14 очков и 7 место в личном зачете. Несмотря на такой успех в долю пилота вмешалась глыба Флавио Бриаторе. Он решил на 2003 год подписать Фернандо Алонсо. На критику он ответил стандартно: "Время покажет."

Как бы сложилась его судьба в Рено, остается лишь гадать. Возможно стал бы чемпионом еще раньше, а может все сложилось бы совсем наоборот. Факт в том, что три сезона в команде БАР-Хонда (2003 - 2005) для него выдались удачными. В первый же год он смон превзойти Жака Вильнева, который выступал за команду со дня ее основания в 1999 году. У Жака была надежда создать из Баттона второго пилота. Первые Гран-при в сезоне показали, что если кто и должен был быть вторым пилотом, так это сам Жак. Канадец к этому не был готов и между пилотами царила холодная атмосфера. Но в итоге они смогли разрулить сложившуюся ситуацию и все прошло под эгидой мира и справедливости. Дженсон установил рекорд набранных очков - 17. Он финишировал 9-ым в личном зачете, пропустив лишь пилотов команд Топ-4 (Феррари, Макларен, Рено, Уильямс).

В 2004 году команде БАР удалось создать чудо-машину. В том сезоне была одна, хоть и очень большая, проблема красного цвета - Феррари. Дженсон так опишет это: "Какими быстрыми мы бы не были - они были быстрее". Британцу лишь несколько раз удалось обойти Рубенса Баррикелло в гонке, но во всем остальном он был лучшим. Дженсон уже на втором Гран-при сезона добыл свой первый подиум. Это всего лишь было началом - в активе британца 10 подиумов и 85 очков в личном зачете. Третье место в чемпионате звучит гордо, но еще лучше звучит "первый после Феррари". Следующему сезону сложно было стать удачливее, но команда совсем потеряла темп. Неудачному выступлению поспособствовал провал в первой половине чемпионата. В первых 9-ти гонках команда не набрала ни единого очка. Но и это было не самым печальным - команда на Гран-при Сан Марино нарушила регламент минимального веса и была дисквалифицирована на два Гран-при. Вернуть свои былые результаты удалось Дженсону лишь на Гран-при Франции, когда пришел четвертым на финиш. Далее он постоянно приходил в очках и добыл два подиума, но все было упущено в начале чемпионата.

После этого для болельщика футбольного клуба Арсенал (по-моему, киевский клуб здесь ни при чем, хотя уточнить следует) наступили годы в команде Хонда. 2006 год Дженсон провел в стиле американских горок. Первые два Гран-при прошли в целом успешно: 4-е место в Бахрейне и 3-е место в Малайзии. Но в Австралии британца постигла искренняя неудача - он выиграл квалификацию, но по ходу гонки скатился на пятую позиции и... на последнем круге у него загорелся мотор и вынужден был остановится за несколько метров до финиша... В следующих семи гонках Дженсон набрал лишь 3 очка. Перелом наступил в Венгрии. И какой! Ничего не предвещало сенсации - Дженсон из-за наказания в десять стартовых позиций должен был стартовать 14-ым. Безусловно, дождь, который был в тот день над Будапештом, должен был внести корректировки, но отыграть 13 позиций на автодроме Хунгароринг - это практически нереально. Но, как говорит рекламный ролик одного производителя, невозможное возможно! Уже на десятом круге дистанции британец вышел на четвертую позицию. А добиться сверхрезультата ему помогли сходы Кими Райкконена и Фернандо Алонсо. Первая победа в карьере! После этого ниже пятого места британец не опускался и стал самым успешным гонщиком на последних шести этапах сезона. Завершал эту серию Гран-при Бразилии. Баттон стартовал с 14-го места и пробился на третье место. Его смог затмить лишь семикратный чемпион мира, для которого тот Гран-при стал последним. Конец сезона серьезно обнадеживал, но 2007 и 2008 год были полностью провалены. За два года было всего лишь четыре финиша в очковой зоне и было набрано 9 очков.

Межсезонье 2008-2009 стало самым сложным для Баттона. Сначала по Хонде ударила молния под названием "финансовый кризис", а затем последовала невесомость, когда никто из бывшей команды Хонда не догадывался, как дальше сложится будущее. Солнце взошло в марте, когда было объявлено, что команду выкупил Росс Браун и Дженсон не остался без работы. А после этого был чемпионат-2009...

Дмитрий Левчук, iSport.ua