Итоги сезона Формулы-1. Часть вторая. Люди
10. Камуи Кобаяси
В завершившемся чемпионате сразу пять гонщиков влились в пелотон по ходу сезона (если считать «новичком» сменившего по ходу сезона Форс Индию на Феррари Джанкарло Физикеллу, то и вовсе шесть), но почти никому из них не удалось хотя бы доехать до финиша в первой десятке.
О причине мы уже говорили – отсутствие тестов по ходу сезона, в результате чего пилоты оказывались просто выброшенными в воду наудачу. Выплывут – значит, хорошо, не выплывут – никто не расстроится. В итоге выплыл только один. Причем тот, от которого никто ничего не ждал.
Камуи Кобаяси появился в Формуле-1 из-за травмы Тимо Глока. На Сузуке он не смог стартовать из-за того, что не провел на трассе ни одной минуты в субботу, зато его дебюту в Бразилии уже ничто не мешало. И дебют этот удался. Юный Кобаяси сначала квалифицировался 11-м, затем доехал до финиша, причем на почетном девятом месте. А его борьба с без пяти минут чемпионом мира Дженсоном Баттоном достойна аплодисментов.
В Абу-Даби Камуи оказался на 12-м месте в квалификации, но гонку провел куда успешнее, обогнав на трассе своего опытного партнера по команде Ярно Трулли и не только его. Шестое место – это даже по старой системе очковая зона, а уж в новейшей истории и вовсе три очка. Будем надеяться, что уход Тойоты из Больших призов не повлияет на дальнейшую формулическую судьбу японца, и он найдет себе место в боевом болиде какой-то команды.
9. Адриан Сутил
После Михаэля Шумахера в Формуле-1 начало появляться все больше и больше немцев. В 2009-м их было пять (включая "истинного арийца" Нико Росберга). Но персонально хочется отметить двоих. Один – это, разумеется, Себ Феттель, а второй, как видите, пилот скромной Форс Индии.
Разумеется, в первую очередь Сутил обязан попаданием в эту десятку Гран-при Италии, где занял второе место на старте и четвертое на финише. Но и по ходу всего сезона Адриан пытался побороть свой слабенький болид, навязывая борьбу соперникам, которые обладали куда более мощными машинами.
Наверное, было бы правильнее поставить на девятую ступеньку сразу двоих пилотов ФИ, тем более, что Физикелла формально добился лучшего результата. Но Джанкарло все-таки завершал карьеру, а у Адриана все еще впереди. Именно потому вице-чемпион GP2 и оказался в нашем хит-параде.
8. Нельсон Пике
Какой именно Нельсон Пике, спросите вы? Да оба – и титулованный отец, и неудачливый сын. Нелсиньо - единственный из пилотов, попавших в десятку не из-за каких-то спортивных достижений, а исключительно по причине скандала.
О "крашгейте" говорено уже много и вкусно, я же отмечу вот что. Во-первых, очень интересную позицию заняла бразильская семейка – мы вроде бы за справедливость, но только после того, как нас погнали из Рено. А до того никаких письменных показаний давать не будем. Странная такая справедливость… Во-вторых – и это касается не только Пике, но и, например, Хэмилтона в Австралии, – как-то в последнее время снисходительно относится автоспортивное правосудие к пилотам. Хэмилтон – да, под влиянием спортдира Макларена – соврал стюардам. Райана наказали, Льюиса фактически простили. Пике – пусть и через "шантаж контрактом" - устроил потенциально опасную аварию, Бриаторе ушли, а сам Нелсиньо жив-здоров, снова мечтает вернуться в Формулу-1.
А у пилотов что, своих мозгов ну совсем не осталось? Или они как болиды, выполняют любые приказы, не задумываясь над их логичностью и законностью? Не хотелось бы в дальнейшем увидеть такое же отношение в подобных ситуациях. Да и Пике, наверное, не хотелось бы увидеть в Ф1. Ничем интересным не запомнился, а аварии на трассе учинять – не велико мастерство.
7. Флавио Бриаторе
Sic transit gloria mundi. Вот так и прошла формулическая слава легендарного Флава, явившего миру одного из самых великих пилотов всех времен и народов. Результатом все того же скандала стало пожизненное отлучение Бриаторе от любой разновидности автоспорта. Насколько это наказание сурово, сейчас говорить уже бессмысленно. Навряд ли оно будет пересмотрено, так что Флава мы больше не увидим в деле.
Интересно другое. Зачем шефу Рено нужна была эта победа? И не слишком ли большой была цена, заплаченная за столь мизерный результат? Если бы на кону Гран-при Сингапура стояло место в первой тройке итогового зачета, не говоря уже о чемпионстве – это объясняло действия Бриаторе и Симмондса. Но ради одной-единственной победы, которая к тому же чуть позже оказалась даже не единственной…
Непонятно и решение уволить Пике посредине сезона-2009. Неужели хитрый Флав не догадывался, что Нелсиньо тут же побежит закладывать своего бывшего патрона? Очень много непонятного во всей этой истории. Ясно только одно – Флавио Бриаторе в Формуле-1 больше не будет. И это, признаться, грустно. Вместе с Флавом ушли если и не эпоха, то большой кусок истории.
6. Льюис Хэмилтон
Чемпион-2008 начал сезон ужасающе. Понятное дело, причина была в машине – ну не вез Макларен своего пилота к высоким местам в первой половине чемпионата. Но ведь на самом старте у Льюиса получилось приехать в очках. А то, что потом эти самые очки отобрали за вранье – вопрос второй. И не очень приятный. Но мы уже поминали британца, поэтому возвращаться к теме австралийского скандала не будем.
В середине сезона, от Барселоны до Нюрнбургринга, Хэмилтон не набрал ни одного очка. А потом машина поехала. И Льюис тут же оказался на подиуме. Причем на самой высокой его ступени. Разумеется, в победах на Хунгароринге и Марине Бей есть заслуга команды, создавшей конкурентоспособный автомобиль. Но партнер чемпиона мира почему-то выше четвертого места не поднялся.
А Хэмилтон выиграл две гонки, еще три раза поднимался на подиум, а мог ведь и больше, если бы не свои ошибки и проблемы с болидом. Возможно, в чем-то этот сезон даже более показателен для афробританца – ведь теперь ему пришлось по-настоящему сражаться и преодолевать препятствия. И пятое место, то есть первое после Браун и Ред Булл, отличный результат для команды, которая в начале сезона с трудом попадала во вторую часть квалификации.
5. Дженсон Баттон
Да, вот так неожиданно. Объяснение такого решения – чемпион всего лишь в середине десятки – в принципе, лежит на поверхности. Баттон стал чемпионом потому, что ему наконец-то дали отличный автомобиль, а не потому что он наконец-то совершенствовал свой стиль пилотирования до недосягаемых высот.
Да, нынешние пилоты Формулы-1 все больше и больше превращаются в водителей, а не гонщиков. Баттон, при всем уважении к его результату, очень редко демонстрировал истинно гонщицкие качества. Вспомните хотя бы ситуацию в Бразилии, когда он долгое время не мог обойти дебютанта Кобаяси. Все вроде бы понятно – очков хватало, зачем рвать жилы. Да затем, что ты без пяти минут чемпион, что ты лучший в этом чемпионате. Так докажи же это! Хэмилтон стал чемпионом, приехав в середине очковой зоны, Баттон повторил этот трюк. Лучше уж, как Сенна и Шумахер, выиграть/проиграть в столкновении.
А вот в 2010-м мы и посмотрим, насколько Баттон – высококлассный гонщик. По сути, следующий сезон для Дженсона будет чем-то вроде нынешнего для Хэмилтона. С той лишь разницей, что болиды Брауна вряд ли совершат такое крутое пике, как Макларены в первой половине 2009-го.
4. Рубенс Баррикелло
Почему именно Рубиньо из конюшни Росса Брауна находится выше в нашей десятке? Да потому что как раз бразилец был лучшим во второй части сезона, когда силы Браун-Мерседес и всех остальных выровнялись. И от преимущества Баттона быстренько не осталось и следа. А Баррикелло в этот момент как раз прибавил, начал выигрывать гонки и включился в чемпионскую гонку. А экс-Хонда продолжала набирать очки. Между Турцией и Сингапуром пилоты Браун-Мерседес оказывались на подиуме всего четыре раза. Три из оных (из которых две победы) на счету Баррикелло.
Главной проблемой бразильского гонщика стала его репутация "второго номера", которую он заработал в Феррари. Росс Браун, кстати, в те золотые годы как раз в Скудерии подвизался, поэтому, конечно же, видел все происходящее собственными глазами. И формулический мир, разумеется, тут же отреагировал на проигрыш Баррикелло своему партнеру из-за изменения у того стратегии пит-стопов на, как оказалось, более правильную. Да и сам бразилец испровещился весьма серьезной и обязывающей фразой "Если это была командная тактика, то ноги моей не будет в Брауне".
Росс как мог успокоил Рубиньо – никакой тактики у нас нет и быть не может. Как показала вторая часть сезона, слова Брауна были правдой. А рекордсмен всей Формулы-1 по количеству проведенных Гран-при остался в команде, продолжил борьбу с партнером и самим собой. Наверное, победа именно Баррикелло в чемпионате мира была бы высшей справедливостью, но бразильцу не хватило мастерства в нужные моменты.
А второе или третье место в чемпионате – для Баррикелло, бывшего уже вице-чемпионом, вряд ли была принципиальная разница.
3. Себастьян Феттель
Да, именно этот молодой талантливый немец, которого уже второй год кряду называют "вторым Шумахером", оказался на самой высокой ступени нашего хит-парада. Самой высокой для пилотов. Увы, такая нынче Формула-1, в ней куда более значимые и весомые персоны не гоняются на трассе, как когда-то Сенна и Прост, а сидят в боксах или вообще смотрят гонки по телевизору.
Но Себастьяна это, разумеется, не касается. Феттель, поразивший в прошлом сезоне весь формулический мир победой в Монце на скромном Торо Россо (да, можно сколько угодно говорить, что к концу того чемпионата "младобыки" подтянули технику до достаточно конкурентного уровня – но где в те моменты был партнер Феттеля?), продолжил свое триумфальное шествие по Большим призам.
Что хочется отметить касаемо персоны вице-чемпиона-2009 отдельно. Во-первых, болиды Ред Булл не обладали ни хитрыми диффузорами, ни дающими преимущество на прямых системами рекуперации – но ехали достаточно быстро для того, чтобы составлять конкуренцию Браунам. Если кто забыл, то именно Феттель выиграл в Китае, разорвав великолепную серию Баттона.
Во-вторых (и, наверное, в-главных), Себастьян запомнился в этом сезоне именно как гонщик. И его ошибки, его столкновения – это были ошибки и столкновения гонщика. Вспомните, как он проиграл Турцию – именно на трассе, именно ошибкой. А это значит, что, с одной стороны, Себу есть чему учиться, а с другой, он, умеющий бороться (пусть даже иногда и проигрывая) на трассе, в следующем сезоне, когда не будет побед через пит-стопы, окажется в своей стихии. А вот тот же Баттон почти не запомнился в чемпионском сезоне победами именно на трассе. Что там говорить, Дженсон дебютанта Кобаяси с трудом прошел в Бразилии…
У Феттеля светлое будущее. Это ни для кого не секрет. И вице-чемпионство-2009 отнюдь не предел мечтаний для талантливого пилота. Возможно, уже 2010-й станет первым чемпионским для Себастьяна. Первым и далеко не последним. Такие они, талантливые и упорные немцы.
2. Макс Мосли
Он ушел! Именно так отреагировало на неучастие сына лидера британских фашистов Освальда Мосли подавляющее большинство в мире автоспорта и около него. Да, одиозный президент ФИА наконец-то сложил свои полномочия.
Придя к власти в начале 90-х под лозунгами "Не допустим авторитарного правления автоспортом", через некоторое время Мосли "убил дракона", превратившись в самого настоящего самодура. Его решения, касающиеся Формулы-1, с каждым годом становились все алогичнее и непонятнее. До точки кипения противостояние руководителя мирового автоспорта и формулических команд дошло в 2009-м. Сначала ФОТА отстояла вековые нормы регламента (определение победителя по количеству очков), а затем, не видя никакого смысла и интереса в Формуле-1 с ограниченными бюджетами, то есть фактически в разделенной на две части, собралась уходить в альтернативный чемпионат.
Но ушли не они, а президент ФИА. Это устроило почти всех. Правда, на место Макса Руфуса Мосли пришел человек, которого именно он и поддерживал – что не может не настораживать. Но главный итог очередных выборов главы мирового автоспорта позитивен. Наверное, время сумасшедших и непонятных перемен позади. А, возможно, Большие призы еще и вернутся в старые добрые Монреаль, Маньи-Кур, Имолу. Все-таки не одними арабско-индокитайскими деньгами жива Формула-1.
1. Росс Браун
Наверное, в чем-то очень несправедливо, что на первом месте находится не пилот, то есть не основное действующее лицо. Но против очевидного не попрешь – именно усилия Росса Брауна и компании привели к тому, что на трассе автодрома имени Жозе Карлуша Паше оформили свое чемпионство команда и пилот.
Именно Браун своим гениальным умом сумел собрать воедино все компоненты, необходимые для победы. И винить его в том, что он-де обманул весь пелотон, не стоит. Ведь предупреждал же, предупреждал еще в 2008-м – доведите до ума регламент, не то… Посмеялись, не обратили внимание, проигнорировали. Что ж, теперь получите. Получите новый уникальный рекорд – команда-дебютант выиграла все, что только могла. И сделала это, потому что у нее нашелся такой руководитель. Ведь Браун, кроме всех технологических изысков, должен удостоиться похвалы и за то, что сумел спасти команду. Ведь Хонда-Браун была на грани распада – а ведь нашел, изыскал возможность, привлек спонсоров. И не прогадал.
Наверняка в 2010-м у Брауна не будет такой возможности поиграть с регламентом. Так это будет еще интереснее – посмотрим, какие тактические ходы припасены у формулического гения.
Владимир Мыленко, iSport.ua