iSport

Конец эпохи или возвращение к истокам?

2009 г., 5 ноября, 17:25

Еще совсем недавно, в конце 90-х, да чего там – в конкретном 1999-м году в Королевских гонках была всего одна конюшня, которую можно и нужно было причислить к автоконцернам. Это Феррари. Но Скудерия была всегда (и, наверное, будет всегда), поэтому сравнивать Феррари с Хондой, БМВ, Тойотой и Рено немного некорректно. В общем, не будет большой ошибкой утверждение "1999-й – последний год исключительно частной Формулы-1".

Полностью частная Ф1 просуществовала почти полтора десятилетия – в 1985-м свой последний во время первого пришествия сезон провела Рено. А в 2000-м на смену команде Джекки Стюарта пришел Ягуар, заводская команда Форда. И началось. В 2002-м вернулась Рено (выкупив слабенький Бенеттон) и появилась Тойота. В 2006-м на месте БАР и Заубера появились Хонда и БМВ. Мюнхенцы, правда, из уважения к Петеру Зауберу оставили в названии его фамилию, но сути дела это не меняло. Кроме того, в заводские команды можно с некоторой натяжкой записать и Супер Агури – ведь конюшня эта финансировалась Хондой, а когда концерн перестал давать деньги, она тихонько померла на третьем году жизни.

Вот так и получилось, что за семь лет Формула-1 превратилась в наполовину заводской чемпионат. С одной стороны, появление таких серьезных и финансово уверенных в себе игроков только прибавляло Королевским гонкам весу, а самим участникам – независимости. Вряд ли ФОТА, состоящая целиком и полностью из частных команд, могла бы так настойчиво и твердо противостоять ФИА и лично Мосли, как это было в случае с новым регламентом и альтернативным чемпионатом.

С другой – у автопроизводителей несколько иные задачи, чем у частных команд. Вспомните, как из ФОТА ушел Уильямс. Это было связано с тем, что команда не могла даже гипотетически уйти из Формулы-1 – рекламные контракты, обязательства перед спонсорами. Фрэнк тогда сказал – мы зарабатываем себе на жизнь именно здесь, в Формуле-1, и оказаться у разбитого корыта, без работы и денег просто не имеем права.

А Хонда в начале 2009-го, как и БМВ с Тойотой в конце оного года, такие вопросы перед собой просто не ставили. Ведь они, по большому счету, просто часть большой корпорации. Проект, который в случае определенных неудач проще закрыть, чем развивать дальше. У Фрэнка Уильямса, последнего действительно частного владельца формулической конюшни (Матешиц со своими РБ и ТР тоже не тянет на частника), такой возможности нет.

Поэтому в какой-то степени команды – представители больших автоконцернов это зло для автогонок. Они вполне могут себе позволить взять вот так и уйти, их ничего или почти ничего не держит в самом главном, финансовом аспекте. Зато для Формулы-1 это в любом случае удар по авторитету и карману. Вот тут и начинаешь задумываться – а ведь все-таки прав был одиозный старик Мосли, когда говорил, что будущее Формулы-1 не за заводскими командами, а за частниками. Да, у него в этом случае был свой интерес – частников легче контролировать, что мы и увидели на примере штрейкбрехерства Уильямс. Но ведь такие внешне неожиданные решения, как мы увидели с Хондой, с БМВ, теперь вот с Тойотой – они несут Большим призам больше вреда, чем пользы.

Что ж, Формула-1 потихоньку избавляется от заводской составляющей, возвращаясь к своим золотым временам – 80-90-м. Понятное дело, речь идет о видимом, формальном возвращении. Поэтому спрогнозировать развитие событий в Ф1 дальше, отталкиваясь от уже прожитого, очень сложно. Да и не все автогиганты ушли – Рено, как видим, остается, а еще поговаривают, что Мерседес очень заинтересован в покупке Браун. Но при всем при этом ясно, что ситуация в главной гоночной серии меняется. Возможно, это и к лучшему – как-то привычнее видеть скромный Заубер, которая не исчезает по мановению волшебной палочки, а не БМВ или Хонду, которые быстренько сматывают удочки, как только клев становится меньше, чем было запланировано.

Кстати, о Заубере. О том, что место Тойоты займет именно бывшая команда БМВ, уже уверенно говорят вслух. А название, тоже по неофициальной информации, может остаться старым – то есть Петер Заубер никуда не уходит, и его фамилия снова, как и в 90-х, будет радовать нас своим присутствием в классификациях к Гран-при. Все-таки именно Заубер подарил миру Формулы-1 Кими Райкконена и Фелипе Массу.

Владимир Мыленко, iSport.ua