iSport

Когда честь уходит на второй план

2009 г., 5 ноября, 07:42

Командная тактика - это проблема, спорить о которой можно бесконечно. По накалу разговоров размышления болельщиков разных команд иногда не уступает спорам разных религиозных общин. Конечно же, до последнего люди пытаются оправдать действия своих любимцев и не всегда смотрят на вещи с другой стороны. Иногда, спорящие стороны просто не смотрят в зеркало, забывая свои похожие грехи, или меняют свое мнение, когда дело касается их любимой команды.

У людей, которые хотя бы несколько лет интересуются автоспортом, с командной тактикой чаще всего ассоциируются действия командного мостика Феррари на Гран-при Формулы-1 в Австрии 2001-го и 2002-го годов. Но история имеет еще более интересные моменты и заглядывать во времена Петра Первого не придется - все можно найти буквально в истории последнего десятилетия.

Первый пример - самый свежий. Вернее не пример, а целая эпоха. Чемпионат мира WRC 2009 года. По итогам сезона уже шестикратный чемпион мира Себастьян Лёб опередил по итогам чемпионата Микко Хирвонена всего на одно очко. Как правило, такой разрыв вынуждает посмотреть на историю борьбы двух лидеров и посмотреть, где же были потеряны или добыты не самые 2 очка, которые решили судьбу короны. Конечно же, на многих этапах Лёб был просто-напросто сильнее Хирвонена, и это является основным фактором победы. Но у француза было три неудачных этапа посреди чемпионата, что и позволило сократить отставание финну. Именно потери на трех этапах дали возможность Микко нагнать противника, но одного очка так и не хватило. Где было потеряно это очко? Особняком стоят этапы в Италии, Польше и Испании.

Перед этапом на Сардинии (6-ой из 12-ти этапов в календаре) чемпионской борьбы явно не отслеживалось. Себастьян Лёб до этого одержал пять побед на пяти этапах и уверенно удерживал лидерство, имея 20 очков перевеса нал финном. Борьба на этапе сложилась таким образом, что победа досталась двум Фордам, но первым финишировал Латвала - второй пилот команды. Безусловно, тогда и речи не было о том, чтобы навязать Лёбу борьбу в чемпионате, и команда Форд решила не делать рокировки. Латвале была отдана команда мчать к победе. Хирвонен финишировал вторым. В Польше Лёб в пятницу вылетел с трассы, разбив подвеску. Получив 20-тиминутный штраф, он вернулся в гонку и финишировал 7-ым. Помог ему в этом Раутенбарх - пилот младшей команды Ситроен. Зимбабвийцу тогда была дана команда пропустить Себастьяна на седьмое место.

А в Испании участие в заговоре принимали пилоты основной команды Ситроен. Дани Сордо лидировал в Ралли Каталонии до последнего спецучастка в субботу. На закате Дани пропустил Себастьяна вперед. Все воскресенье пролидировал Лёб, а Сордо закончил гонку на втором месте. В результате этих трех этапов Лёб только в аспекте применения или не применения командной тактики выиграл 5 очков. Уже после финиша чемпионата глава раллийного коллектива Форд Малкольм Уилсон скажет, что он не сожалеет о том, что не была применена командная тактика, поскольку она мало повлияла бы на итоги в чемпионате. Трудно не согласиться с Уилсоном, поскольку "эффект бабочки" однозначно сыграл бы свою роль в дальнейшем. Но в итоге эти очки оказались решающими. Чемпионом мира провозглашен Себастьян Лёб, а Хирвонену остается лишь гордиться тем, что в Италии он поступил честно и к своим болельщикам, и к Яри-Матти Латвала...

В Формуле-1 очень редко доводилось видеть ожесточенную борьбу между пилотами одной команды. Но в этой борьбе были разные исходы. Например, в 1986-1987-м годах пилоты команды Уильямс Найджел Мэнселл и Нельсон Пике до последней гонки вели борьбу за титул – в первом случае их обоих опередил Алан Прост, а на следующий сезон бразилец выиграл из-за схода англичанина на решающем этапе. В 2007 году такую же схватку вели Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо из Макларен, но в итоге их опередил Кими Райкконен. Тогда равенство двух сильных пилотов в команде привело к потере титула. Конечно же, выделить в каждом случае "второго" пилота является непостижимой задачей, но если бы это случилось, то титул явно доставался первому пилоту. С другой же стороны - выиграл спорт. Болельщики отдельно взятых пилотов будут долго помнить тот накал страстей. Возможно, это ценнее, чем чемпионский титул. А чемпионом стал другой, ну и пусть с ним...

Командная тактика - это неизбежное зло для многих. Применение ее в борьбе - это пощечина соперникам. Неужели это действительно так? Вот что плохого было в том, что Кими Райкконен на Гран-при Китая прошлого года пропустил Массу вперед и позволил бразильцу сохранить шансы на чемпионство? Кто в тот момент поступил бы по-другому? Даже Льюис Хэмилтон, прямой конкурент Фелипе в чемпионате, после гонки не стал бросать разного рода эпитеты в адрес Феррари и признал, что его команда поступила бы также. При желании можно даже сообщить о проблемах на машине Кими Райкконена. Есть же вероятность того, что неприятности могут случится в именно тот момент, когда нужна рука помощи другу? Есть! Но в эти сказки никто не верит и лучше сказать все, как есть. На это будет приятно смотреть.

В тот момент уже было официально запрещена командная тактика. Жизнь этого зла поделилась на "до" и "после" 2002-го года. В том году произошел непозволительный поступок, который заставил руководство ФИА принять меры.

Проявление командной борьбы в Формуле-1 возникло еще на ее заре. Но тогда к этой составляющей спорта относились совсем иначе, чем в нынешние времена. На карту ставился командный дух. Трудно сейчас представить случай, когда одному из пилотов при прохождении стартовой прямой показывают табличку не со временем отставания и занимаемой позиции, а с указанием пропустить коллегу по команде. Сейчас это происходит не столь очевидно, но происходит. Так уж сложилось, что именно с Феррари связывают больше всего командную борьбу. Иногда, командную тактику Скудерии из Маранелло приравнивают к неспортивной борьбе, иногда оправдывают, иногда просто не находят слов для объяснения.

В Феррари все началось далеко не с приходом Шумахера. Просто "дела" Михаэля все еще светлы в памяти и горячо обсуждаемы. Особняком стоят два Гран-при в Австрии, но до этого командный мостик "красных" споткнулся об свое же оружие в 1998 году:

- на Гран-при Австралии Дэвид Култхард на последнем круге пропустил Мику Хаккинена и финн завоевал победу. После гонки гонщики рассказывали красивую историю о том, что они договорились: кто первым войдет в первый поворот, тот и выиграет гонку. Все бы ничего, но именно эти четыре очка повлияли на расклады перед Гран-при Японии;

- на Гран-при Бельгии Михаэль Шумахер шел через дождь на всех парах к победе, но он столкнулся с отстающим на круг Дэвидом Култхардом. Шумахер проехал за Дэвидом несколько поворотов и после одного из них британец сбросил скорость. Это Михаэль не увидел - за Маклареном был большой шлейф от воды - и столкнулся с Дэвидом. Прямых доказательств того, что Дэвид сделал это специально, нет, но тогда таким же образом можно оправдать все и вся.

События 98-го года остались в прошлом, и уже в 2001 году команда Макларен имела право быть злой на Феррари. Гран-при Австрии был лишь шестой гонкой в чемпионате. Перед гонкой Култхард имел отставание от Михаэля восемь очков. Шумахер пришел на финиш вторым после Дэвида и проиграл четыре очка, но мог проиграть больше. В долю второго места вмешалось то самое "зло". Зло на этот раз включало три имени: Жан Тодт, Росс Браун и Михаэль Шумахер. Михаэль должен был финишировать третьим позади Рубенса Баррикелло, но бразильцу была отдана команда пропустить Михаэля. Это первая сторона медали командной тактики - жертва одним ради блага второго. В итоге Шумахер выиграл чемпионат с громадным отрывом, но важность двух очков в Австрии безусловно была - на тот момент между двумя пилотами был минимальный разрыв.

В следующем году в Австрии команда Феррари перешла все границы. Рубиньо мог добыть всего лишь вторую победу в карьере, но он уступил первое место Шуми. Необходимости в этом не было никакой - Михаэль опережал в чемпионате всех с большим преимуществом, а в конце сезона довел дело до разгрома.

Есть противники применения командной тактики, которые борются за мир во всем мире, а есть люди, которые относятся к таким вещам с пониманием. Как правило, в спорах очень часто присутствует субъективный фактор. Какой болельщик Мики Хаккинена, Михаэля Шумахера, Фелипе Массы будет ругать своих кумиров, если помощь их напарников будет приносить результат? Кто бы вспомнил про Китай-2008, если в Бразилии чемпионом стал Фелипе? Правильно - болельщики Льюиса Хэмилтона. Кто из болельщиков Мики Хаккинена вспомнил про Австралию-1998? Но отдельно от всего этого стоит Австрия-2002. Вопрос "Зачем?!" беспокоил всех. В какой-то мере это даже нельзя назвать "командной тактикой". Это нечто из разряда вон выходящее.

Как командный мостик Феррари мог пойти на такой поступок? Наиболее оригинальным ответ от Рубиньо мог быть "мы с Михаэлем договорились, что тот, кто войдет в первый поворот первым - тот финиширует вторым". Но такого момента не было. Был скандал и штраф, связанный с тем, что Михаэль Шумахер цинично уступил Рубенсу на подиуме первое место. Были нелицеприятные высказывания в сторону Михаэля даже со стороны его болельщиков - в этом есть полная уверенность. Это была "благодарность" Рубиньо за Гран-при Германии-2000, когда бразилец отобрал бесценные очки у конкурентов Шумахера. Вот после этого ФИА и запретила командную тактику...

Если одни перешагнули черту, то нужно действовать. Вот только никуда это "зло" от нас не ушло и не уйдет. В гонках принимают участие и люди и команды. В Формуле-1 заменили команду с боксов на "проблемы с тормозами", "проблемы с переключением скоростей"... В последнем сезоне даже обвиняли команду Браун за то, что она применяла нелогичную тактику пит-стопов для Рубиньо - а как бы могла измениться чемпионская борьба в конце чемпионата? Но это уже стало косвенными догадками. Команда Рено в прошлом году, как мне кажется, переплюнула Австрию-2002, когда на Гран-при Сингапура была согласована "тактика появления машины безопасности" - второй пилот команды Нельсон Пике просто послал свою машину в стену для того, чтобы Фернандо Алонсо получил преимущество. А в других видах гонок пока ломать голову не приходится. Пока в WRC, DTM, WTCC действуют "правила" Формулы-1 до 2002 года. "Все разрешено" - если немного переформатировать девиз турецких отелей.

Хорошо все это или плохо? Проще всего судить со стороны и говорить "Как он мог?", но в большинстве кто-то за что-то болеет. Фильм "Столкновение", лауреат кинопремии Оскар-2005, показал, как могут измениться действия людей, если они сами сталкиваются с ситуацией, а не рассуждают о ней со стороны. Думаю, это касается и нашей темы...

Дмитрий Левчук, iSport.ua