iSport

На пороге новой жизни

2013 г., 2 июля, 17:03
Почти полтора десятка лет украинская Суперлига и мариупольский Азовмаш были едва ли не словами-синонимами. Будивельник захлестнули финансовые проблемы, в небытие ушла мощь БИПА-Моды, а на юго-востоке Украины поклонник баскетбола Александр Савчук развивал свое детище, которое за не самый большой промежуток времени проделало путь от почти сенсационного бронзового призера украинского чемпионата до силы, с которой считались даже на евроарене. Далеко не все те методы, которыми пользовались в Приазовье, были правильными, клуб частенько фигурировал в черных хрониках ФИБА, но сути дела это практически не меняло – все это время Азовмаш всегда назывался в числе самых первых соискателей чемпионского титула, заслужив своими результатами статус гранда украинского баскетбола. Но, как говаривал классик, ничто не вечно под луной – и сезон 2012/13, самый противоречивый и тяжелый в клубной истории, рискует стать последним для мариупольцев в своем нынешнем статусе. 

Еще задолго до того, как большинство коллективов Суперлиги начало готовиться к прошлому чемпионату, "Ярутис забыл один из главных принципов любого командного спорта. В него не играют ни сербские агенты, ни отдельные баскетболисты, ни деньги, затраченные на их подписание – в коллективе, который желает добиться определенного результата, все должно начинаться с сильного и компетентного тренера" мариупольский Азовмаш прочно оккупировал самые заметные места на профильных ресурсах, совместными усилиями с БК Донецк едва не расколов не так давно собранный по крупицам украинский чемпионат на два противоборствующих лагеря. В Приазовье приняли решение выступить не только в родном чемпионате и Еврокубке, но и в Единой Лиге ВТБ – некогда просто выгодном с финансовой точки зрения турнире, который за несколько лет серьезно эволюционировал и теперь полноправно может делегировать своих участников в самый престижный клубный турнир Старого Света.

На страницах нашего сайта эта ситуация была детально освещена  – якобы нарушив "джентльменскую договоренность" о сотрудничестве с Единой Лигой ВТБ цельным украинским фронтом, мариупольцы вызвали в свой адрес шквал критики и недоуменных вопросов. Впрочем, руководство клуба прекрасно понимало, как показалось, все сложности игры на трех фронтах, соответствующим образом укомплектовав состав. Причем приглашались в Мариуполь не стритболисты, блеснувшие в одном из украинских клубов благодаря работе на собственную статистику. Неманья Гордич и Мирослав Радульица входили в расширенный состав отнюдь сборных Боснии и Сербии, Мэнни Харрис еще несколько месяцев назад "пылил" в НБА, да и имена Линна Грира с Тадией Драгичевичем для людей, следящих за европейским баскетболом, говорили о многом. Особенным успехом казалось приглашение нигерийца Акина Акингбалы, который прекрасно смотрелся во французском чемпионате, и в отечественном "турнире недоцентровых" вполне мог бы наделать шороху.

Но далеко не все получилось так, как запланировал Роландас Ярутис, занимавшийся оперативным управлением клуба. Конечно, нельзя вешать всех собак на одного-единственного человека, но от ошибок литовца вреда было более, чем достаточно. О дорогостоящем и по загадочным причинам не расторгнутом еще на начальном этапе сезона контракте Акингбалы, который уже приехал в Украину с травмой, и за весь год набрал в форме Азовмаша всего два очка, давно ходят легенды, но помимо этого Ярутис забыл один из главных принципов любого командного спорта. В него не играют ни сербские агенты, ни отдельные баскетболисты, ни деньги, затраченные на их подписание – в коллективе, который желает добиться определенного результата, все должно начинаться с сильного и компетентного тренера. Меньше всего под это описание подходил приглашенный в Мариуполь Александар Кесар, фактически не имевший ранее ни дня самостоятельной работы с командой любого уровня. Победа в Евролиге в качестве ассистента Душана Ивковича – это, конечно, замечательно, но…

С первых же матчей Кубка Азовмаша вырисовалась главная проблема команды – отсутствие четкой тренерской мысли. Если в предсезонных турнирах Кесар оправдывался поиском нужных связей и пробовал различные варианты пятерок, то с каждым официальным поединком создавалось впечатление, что специалист попросту не знает, как должна играть его команда. До банальности – даже как следует поделить мяч между Гриром и Гордичем серб не мог. Чего уж тогда говорить о Харрисе, чей стиль игры сам по себе основан на "Но жизнь нанесла Азовмашу куда более серьезный удар, чем почти дежурная смена рулевого после неудачи на стартовом этапе сезона. После продолжительной болезни скончался отец клуба Александр Савчук"  индивидуальном мастерстве и не всегда здоровом эгоизме? Все это вылилось в недопустимо ограниченную ротацию при имеющейся армии легионеров и очень неплохих украинцах в лице Кольченко, Забирченко, Зайцева, Печерова и Слипенчука, усталость лидеров, и, естественно, поражения на ровном месте от соперников, ничем не превосходящих Азовмаш по уровню исполнителей, но владеющих самыми простыми приемами командной игры. Симптоматичным в этом плане стал матч групповой стадии Еврокубка с Вюрцбургом, после которого мы задавались вопросом – доколе в клубе будут терпеть это недоразумение, подпитывающееся слухами об ужасной атмосфере в раздевалке?

После демарша и последующего расторжения контракта с Гордичем, приправленного отвратительными результатами на всех фронтах, кроме родного чемпионата (хотя глупо предполагать, что такое масштабное капиталовложение было рассчитано исключительно на уверенные победы над условным Днепр-Азотом), отставка Кесара не просто читалась – она буквально вопила о себе. Но жизнь нанесла Азовмашу куда более серьезный удар, чем почти дежурная смена рулевого после неудачи на стартовом этапе сезона. После продолжительной болезни скончался отец клуба Александр Савчук. С учетом реалий украинского баскетбола, в первое время после этого трагичного события никому уже не было дела до критики игры команды на паркете: в определенный момент в кулуарах даже ходили слухи о том, что по окончанию сезона клуб может прекратить свое существование.

Но оставаться в подвешенном состоянии вечно Азовмаш не мог, и после нескольких недель в режиме "грогги" в Мариуполе все же начали приводить дела команды в порядок, выгнав взашей неудачника Кесара, и пригласив на тренерский мостик хорошо известного поклонникам украинского баскетбола Сергея Завалина. Он уже имел крайне успешный опыт кризисного менеджера – именно с именем Завалина связан последний на данный момент чемпионский титул команды в 2010 году, добытый в очень похожих обстоятельствах. Покинул Украину и серб Иван Паунич, входивший в "неприкосновенную пятерку" времен старта сезона, но так ничем себя не проявивший.

Первым делом, Завалин взялся за расстановку акцентов, и первой в списке специалиста была украинская Суперлига – в Еврокубке уже все было давно и безнадежно проиграно, да и в Единой Лиге ВТБ турнирная ситуация складывалась для мариупольцев очень непросто. Пытаясь исправить ошибки, допущенные своим предшественником, Сергей Алексеевич развязал руки лидерам коллектива, предоставил больше свободы Тадии Драгичевичу, и, что самое главное, принялся заигрывать украинскую часть ростера и применять куда более широкую ротацию. Результат это приносило через раз, но ведь у Завалина не было волшебной палочки, зато работы – непаханое поле.

… еще до своей отставки Александар Кесар практически каждое послематчевое интервью заканчивал сентенцией о том, что календарь матчей слишком неблагосклонен к Азовмашу, и сил для выступлений на всех фронтах команде попросту не хватает. В случае с сербом это было больше похоже на попытку подстелить соломку на уровне пятого класса, а вот ягодки пришлись опять-таки на душу Завалина. Многочисленные "окна" в осенней части календаря Суперлиги, где Азовмаш порой не выходил на паркет по неделе или две, закрывать "Несмотря на относительно высокую третью позицию по окончанию регулярного чемпионата, к шансам мариупольцев завоевать комплект медалей любого достоинства относились крайне скептически" приходилось уже новому тренеру, и напряженнейший новогодний марафон не мог пройти без ощутимых потерь – команда проиграла Политехнике и Говерле, была разгромлена Ферро, и окончательно возвела свои шансы на победу в регулярном чемпионате в разряд фантастических: Будивельник, пройдя непростой старт сезона, только добавлял от матча к матчу, и отрывался от всех преследователей, отнюдь не блиставших стабильностью. Но все же определенные результаты мариупольцев настраивали на положительный лад. В гостях был попросту размазан по паркету южненский Химик (а сам этот матч дал четкий ответ на вопрос, зачем Мариуполю был нужен подзабытый Симонас Серапинас), в напряженнейшем противостоянии с двумя овертаймами был сломлен БК Донецк. Да, частенько проскакивали привычные проблемы старта сезона – неумение играть на подборах, отсутствие четкой игры и подстраховок в обороне – но у коллектива появлялся характер и дух победителя.

Впрочем, не обошлось и без кадровых промахов со стороны Завалина. Как специалист признавался нам в постсезонном интервью, приглашение известного американца Флипа Мюррея, инициатором которого главный тренер и стал, оказалось ошибочным – заиграть в украинских реалиях и показать хотя бы отблески того баскетбола, что отличал Флипа во времена его выступлений в НБА, он попросту не смог (а, может быть, просто не захотел). И даже в третьем круге, когда специалист и его подопечные уже, казалось бы, должны притереться друг к другу и начать давать результат, стабильностью в результатах не пахло – приазовцы лишь на последних секундах дожимали в родных стенах Николаев, а затем без вариантов проигрывали на выезде Черкасским Мавпам или пропускали под 40 очков за первую четверть от Будивельника. Поэтому, несмотря на относительно высокую третью позицию по окончанию регулярного чемпионата, к шансам мариупольцев завоевать комплект медалей любого достоинства относились крайне скептически.

Были у этого и другие причины – под занавес гладкого первенства в Мариуполе решили расстаться не только с Мюрреем, но и с переставшим играть на партнеров Мэнни Харрисом. Это сейчас мы знаем, что столь радикальный "сброс балласта" пошел команде исключительно на пользу: несколько месяцев назад эти действия вызывали только вопрос "А кем Завалин вообще собирается играть в плей-офф?". Тем более, что соперник уже в четвертьфинале попался необычайно серьезный – разъяренные последними неудачами и не менее провальным сезоном донецкие "тигры" были готовы разорвать и разметать мариупольских "львов" любой ценой. Как и год назад, накануне ключевых поединков сезона получил травму Алексей Печеров, пропустивший в итоге весь плей-офф, вызвавшее эффект разорвавшейся бомбы возвращение в заявку Акингбалы никак с игровой точки зрения команде не помогало…

Но с первых же матчей на вылет Азовмаш отчетливо показал, что не только не будет мальчиком для биться, но и всерьез попретендует на чемпионский титул даже с ротацией в семь-восемь человек. Линн Грир, который по сезону не раз и не два промахивался в ключевые моменты, разбудил в себе инстинкт убийцы, фантастическую результативность демонстрировал Тадия Драгичевич, и, что самое главное – за легионерами потянулись и "Азовмаш сотворил едва ли не подвиг, дотянув решающее противостояние сезона до седьмого поединка, но на него ресурса у команды уже не хватило" украинцы, многие из которых в плей-офф продемонстрировали свой едва ли не лучший баскетбол за последние несколько лет. По этой причине не стала катастрофой полученная еще во время четвертьфинала травма Симонаса Серапинаса – и БК Донецк, и впоследствии Ферро-ЗНТУ приазовцы прошли. Где-то на зубах (сразу вспоминается пятый матч серии с "тиграми", сумасбродная "трешка" Кертиса Миллэджа и последовавший феноменальный камбэк подопечных Завалина в овертайме), где-то со скандалом, где-то вопреки – но мариупольцы были объективно сильнее.

В финале, правда, силы оказались слишком уж неравными – как бы нам не хотелось увидеть повторения истории трехлетней давности, но на этот раз Будивельник, имевший в своем распоряжении вдвое больше легионеров и в целом очень приличную скамейку, был убедительнее. Азовмаш сотворил едва ли не подвиг, дотянув решающее противостояние сезона до седьмого поединка, но на него ресурса у команды уже не хватило. О каких-то джокерах в рукаве Завалина и речи быть не может: в матчах на вылет в ротации были задействованы те ребята, о существовании которых Александар Кесар, наверное, даже и не знал. Но поставленная игра в обороне и не совсем свойственная команде в последние годы сплоченность свое дело сделали.

Конечно, давать какую-то односложную оценку прошлому сезону в исполнении Азовмаша просто невозможно. "В Мариуполе полным ходом идет капитальный ремонт всей конструкции, и, по всей видимости, к следующему сезону команда подойдет неузнаваемой до неприличия" Если забыть, с чего начинался баскетбольный год в Приазовье, и рассмотреть лишь эпоху правления Завалина, к однозначной пятерке можно рисовать бесчисленное число плюсов – ведь и Донецк, и Ферро были фаворитами плей-офф и котировались куда выше команды, безжалостно отправившей оба коллектива на каникулы. С другой стороны, три победы в 24 матчах евротурниров и лишь второе место во внутреннем первенстве по соотношению "цена/качество" трудно не назвать жутким провалом. Но истина, как и всегда, где-то посередине, и для каждого звучит по своему.

Впрочем, главное сейчас – не это. В Мариуполе полным ходом идет капитальный ремонт всей конструкции, и, по всей видимости, к следующему сезону команда подойдет неузнаваемой до неприличия. Место и обязанности вконец опыстолившего всем Ярутиса достались настоящей легенде Азовмаша Александру Скутельнику, Сергей Завалин получит еще один шанс проявить себя в должности главного тренера, а уровень новичков, с которыми уже заключены контракты, качественно отличается от прошлогоднего отнюдь не в лучшую сторону (о продлении трио Грир – Драгичевич – Радульица, увы, речь даже не ведется). С чем это связано, понять нетрудно: да, дело Александра Савчука живет, но разбрасываться столь значительными средствами в украинском баскетболе не готов уже никто.