Шатерникова: "Производственные травмы" меня никогда не пугали"
За свою карьеру Алина Шатерникова провела 18 поединков, в которых добыла 16 побед (три нокаутом) и потерпела два поражения. Сейчас она на ринг уже не выходит, но осталась в родной стихии, заняв, во-первых, пост вице-президента
Национальной лиги профессионального бокса Украины, а во-вторых, став комментатором на телевидении.
- Женский бокс - очень привлекателен для зрителей, и в этом меня никто не разубедит, - заверила Алина. - Конечно, он должен быть качественным - как, например, на европейском первенстве, который в сентябре принял Николаев. Некоторые спортсменки продемонстрировали классный бокс. Прежде всего веду речь о россиянке Софье Очигаве (до 57 кг) и ирландку Кэти Тэйлор (до 60 кг). Бойцы такого класса украсят олимпийский турнир, ведь, как известно, соревнования по боксу среди женщин включены в программу Игр-2012.
- Не жалеете, что решение опоздало на десяток лет?
- Сложно ответить на этот вопрос. Конечно, если бы у меня была возможность выступить на Олимпиаде, обязательно бы ею воспользовалась. Но в мое время существовал другой шанс - стать чемпионкой мира среди профи, и я его не упустила.
- Одним из недостатков мужского олимпийского бокса некоторые специалисты называют то, что многие спортсмены стремятся не ударить соперника, а просто дотронуться до него, чтобы заработать очко. У женщин не наблюдается крен в сторону царапин и пощечин?
- Нет, спортсменки работают в ринге технично и жестко. Очигаву, к примеру, отличает потрясающий уровень исполнения, высокая скорость принятия решения. Если проводить параллель с мужским боксом, то она по манере напоминает нашего Василия Ломаченко.
- А на вас она не похожа?
- Пусть об этом судят другие, ведь я не видела себя со стороны. Вообще, проводить параллели между мной и нынешними спортсменками некорректно, ведь мы должны учитывать, что олимпийский и профессиональный бокс - суть разные дисциплины. В классификации видов спорта, признанных в Украине, с 2008 года были справедливо разделены любительский и профессиональный бокс. Разные правила, подходы и даже ориентиры. Профессиональный бокс по сравнению с олимпийским представляет собой комплексное шоу.
- Кстати, вам неоднократно приходилось брать на себя обязанности режиссера таких шоу. Думаю, многие, услышав о существовании такой должности, нарисуют в воображении дельца, который распределяет, кому побеждать, а кому проигрывать.
- Это вполне легальная должность. Режиссер турнира никоим образом не влияет на спортивные результаты. Он составляет детальный план, главная задача которого - выработать четкую очередность происходящего в зале.
- Именно он подбирает симпатичных девушек в купальниках, которые выносят таблички с порядковым номером раунда?
- Да. Режиссер звонит в модельное агентство: "Нужны девушки с такими-то и такими-то параметрами". Потом их еще надо научить, как выходить на ринг между канатами, как поднимать карточку. Причем они должны все это делать не как робот, необходимо играть с публикой, ведь, повторюсь, турнир по профессиональному боксу - это шоу, компоненты которого должны работать на зрителя.
- Когда соперничают мужчины, по рингу с карточками дефилирует card-girl. Когда же за победу спорят женщины, логичным было бы появление card-boy.
- Действительно, за границей во время поединков с участием спортсменок таблички выносят мужчины - как правило, только в плавках. Но их появление зрители встречают неодобрительно, ведь основную часть публики составляют именно сильный пол. Вообще, за рубежом на этот компонент организаторы обращают меньше внимания, чем, к примеру, у нас. Могут выбрать одну барышню, одеть ее в черное платье - и пускай шагает по рингу. Глаз такая картина вряд ли радует.
- Что еще контролирует режиссер турнира?
- Можно сказать, все. Слова ринг-анонсера, работу ди-джея, охраны, звук, свет. Режиссер пишет сценарий, занимающий примерно 12-13 страниц для турнира из шести поединков. В этом документе все шаги расписываются буквально по минутам, особенно если речь идет о прямой телевизионной трансляции. Перед соревнованиями регулярно проводятся общие совещания, в которых кроме режиссера участвуют технический директор (он непосредственно отвечает за свет, звук, расстановку стульев в VIP-секторе и тому подобное), супервайзер (главный судья), человек,
отвечающий за спортивную часть (в его обязанности входит подбор соперников), представители рекламной службы и организатора мероприятия. В день турнира утром проводится генеральная репетиция. Собираются ринг-анонсер, card-girls, шоу-балет, если таковой предусмотрен, мастера света, звука+ Если в программе есть номера с фейерверком, то при тестах оборудования обязательно присутствуют пиротехники.
- В Украине регулярно проводятся турниры разного уровня. Как вы можете оценить их организацию?
- Довольно высоко. Сейчас в нашей стране есть пять профессиональных промоутерских компаний, которые не первый год доказывают свою состоятельность. Это не только мое мнение. Скажем, россияне, когда приезжают к нам, отмечают
четкую организационную структуру. У них возможностей, прежде всего финансовых, намного больше, но все происходит как-то хаотично. В Европе, кстати, Украина занимает четвертое место по продвижению профессионального бокса.
Следим, чтобы наших не "задвигали"
- Сколько в нашей стране профессиональных боксеров, находящихся под эгидой
национальной лиги?
- 113. Много это или мало? В принципе, для нашей страны в самый раз. Конечно, мы работаем над тем, чтобы их количество увеличивалось, но при этом не забываем и о качестве: направо и налево лицензии не раздаем. Существует список требований, который с каждым годом ужесточается. Делается это для того, чтобы избежать последствий для здоровья боксера. Кандидат проходит углубленный медицинский осмотр, изучается его любительская карьера. Если ее нет, учитываются мнения тренеров, которые работали со спортсменом или наблюдали его занятия. Потом он участвует в спаррингах. Лишь после этого принимается окончательное решение.
- Чем еще занимается лига, одним из активных руководителей которой вы являетесь?
- Участвует в конгрессах ведущих международных организаций - WBA, WBC, IBF, WBO, EBU. Один из главных вопросов - отстаивание интересов наших боксеров в рейтинге, чтобы, не дай Бог, никто не смог несправедливо "задвинуть" кого-либо из украинцев. А, между прочим, бои за место в рейтинге ведутся нешуточные, по степени напряжения не уступающие реальным боксерским поединкам.
- Когда-то между представителями профессионального и любительского бокса в Украине были не очень-то теплые отношения. Каковы они являются сейчас?
- Дружеские. Коллеги приглашают нас на свои мероприятия, мы их, в свою очередь, - на профессиональные турниры. Во время этих встреч обсуждаем различные аспекты нашего вида спорта.
- Женский профессиональный бокс у нас развивается?
- К сожалению, нет. Мягко говоря, нет большого наплыва желающих как, скажем, в Германии, Голландии, Франции. Активно развивается женский профи-бокс в Азии и, конечно же, в США.
- А у вас желания вернуться на ринг не возникает?
- Уже решила, что всю свою энергию направлю на организаторскую работу. Считаю, что надо заниматься чем-то одним, хотя есть примеры, когда удается успешно действовать на разных фронтах. Тот же Виталий Кличко - и спортсмен, и промоутер, и политик.
- Но наверняка о том времени, когда были действующей спортсменкой, вы сохранили приятные воспоминания.
- Вне спорта я себя и представить не могу. Вначале это было фигурное катание, которое обожаю до сих пор. Но, к сожалению, начала заниматься им только в 11 лет, поэтому тренеры уделяли мне мало внимания - мол, неперспективная. Потом случайно увидела объявление о наборе в секцию дзюдо. Тренировки мне сразу понравились, почувствовала, что единоборства - моя стихия. В то время был очень популярен кикбоксинг, я познакомилась с кикбоксерами Лешей Нечаевым, Витей Дорошенко.
Техника бокса и макияжа
- Вас, как симпатичную девушку, не пугали такие "перспективы" бокса, как
сломанный нос или синяки?
- У меня была цель достичь вершины, поэтому о "производственных травмах" даже не думала. К тому же мне в первые годы тренировок очень много пришлось работать над техникой защиты. И наставник, и более опытные ребята твердили, что в боксе главное - умение обороняться. Впоследствии убедилась, что это - чистейшая правда. Кроме чисто спортивной техники прибегала к помощи техники макияжа - это помогало маскировать синяки и шишки, так что "эстетическая сторона вопроса" была на уровне.
- Представительницы многих видов спорта, и не только "чисто женских", как художественная гимнастика и фигурное катание, перед выходом на публику делают прически, накладывали косметику. На боксерском ринге вы такое практиковали?
- Единственное, что тщательно приходилось приводить в порядок, это волосы. Закрепляла их таким образом, чтобы во время боя они не закрывали обзор. Не красилась, ведь от пота могла потечь тушь, попасть в глаз, что способно привести к печальным последствиям. Скажем, вовремя не увидела бы удар соперницы. К тому же на ринге предпочитала завоевывать симпатии зрителей оригинальным боксом, а не макияжем.
- Несмотря на все эстетические ухищрения бокс - достаточно жесткий вид спорта. Нередко с трибун доносится: "Витя! Мочи его по печени!" или "Маша! Задвинь ей посильнее!" Как вы относитесь к таким репликам? И не жалко ли вам было бить соперниц?
- Когда выходила на ринг, все эмоции отходили на второй план. Я превращалась в расчетливую машину, потому что прежде всего видела перед собой соперницу, которая, как и я, претендовала на звание лучшей. Я не испытывала человеческую агрессию или злобу, а просто хотела доказать свое превосходство как спортсменки. Использовала весь потенциал для достижения цели. По ходу бою не думала: больно ли ей или мне. Тут не было места личной антипатии: например, никакой неприязни не испытывала к немке Регине Хальмих - несмотря на то, что ей присуждали весьма
спорную победу.
- Тот чемпионский бой до сих пор стоит перед глазами?
- На то он и чемпионский. По накалу страстей поединок был еще тот. К этой встрече я тщательно готовилась, ведь до рандеву со мной Хальмих 18 раз отстаивала титул сильнейшей на планете. Когда сошлась с ней на ринге, почувствовала, что она - не сложный для меня оппонент. Регина просто шла в лобовую атаку, которая не приносила ей успеха: за десять раундов я пропустила пару ударов. В ее глазах читалась растерянность, она не знала, в каком ключе боксировать и каким окажется итоговый результат. Когда же прозвучал гонг и один из судей отдал преимущество мне, Хальмих резко обернулась к своему промоутеру Клаусу-Петеру Колю: видимо, боялась, что проиграет. Но в итоге ее объявили
победителем.
Немецкая публика восприняла этот результат, скажем так, неоднозначно. Команда соперницы выглядела смущенной и подавленной. Однако, к сожалению, это принесло мне тогда лишь моральное удовлетворение. Другое дело - радость после боя 13 июня 2002 года, когда в противостоянии с британкой Кэти Браун был добыт титул чемпионки мира. Именно в такие мгновения я не жалею, что жизнь посвятила спорту.
Алексей Гончарук, Спорт-Экспресс в Украине