iSport

Футбол и политика

2012 г., 31 октября, 15:33
Не стали исключением и футбольные игроки, которые пользовались авторитетом, интересом, и, что главное, поддержкой со стороны болельщиков в виду своих спортивных достижений. iSport.ua рассказывает о футболистах, оставивших свой след  на политической арене.
 
Ахмед бен Белла

Да-да, первый президент Алжира и, как его еще называют, "арабский Фидель Кастро" был футбольным игроком.

Во время службы в французской арми, он приглянулся скаутам марсельского Олимпика. Бен Белла сумел впечатлить тренерский штаб во время просмотра и дебютировал в составе славного французского клуба более чем уверенно - с забитого мяча в матче кубка страны. Подающему надежды центральному полузащитнику  тут же был предложен профессиональный контракт, который он отклонил - дух революционера переборол желание стать игроком.

Позже он еще поиграет за команду родного города Магния, но на серьезный футбольный уровень не возвращался. Зато принял самое непосредственное участие в получении его родного Алжира независимости. Бен Белла был одним из основателей Фронта национального освобождения. В 1956-м году был арестован французскими властями и провел в тюрьме последующие шесть лет. А дальше было возвращение в родную страну, в которой популярность Бен Белла настолько выросла, что его сначала назначили министром иностранных дел, а в 1963-м году избрали первым президентом Алжира.

Тем не менее, он оказался хорошим революционером, но не лидером страны. Ряд неоднозначных и откровенно популистских решений (Бен Белла даже удостоился звания Героя... Советского Союза!) привели к тому, что против него восстали вчерашние соратники. Как результат, 22-х летний домашний арест и еще десять лет в изгнании.

Бен Белла до последнего был активным участником всевозможных организаций, защищающих исламистов. Умер 11-го апреля этого года.

Саади Каддафи

Разные шейхи, эмиры и прочие представители Азии покупают футбольные клубы. Сын ливийского диктатора пошел иным путем и купил себе... футбольную карьеру. Саади стало скучно в родной стране, в чемпионате которой он провел около 100 поединков, и он, заручившись поддержкой председателя Перуджи Лачано Гауччи, перебрался в Серию А.

Футбольные таланты Каддафи-младшего еще в Ливии вызывали вопросы (рискнул бы главный тренер команды не поставить отпрыска диктатора?), в Италии же они подтвердились. Два выхода на замену за четыре года в составе Перуджи, Удинезе и Сампдории. Впрочем, больший интерес вызывает вопрос, сколько же получил каждый из этих клубов за то, что приютил Саади.

После завершения, с позволения сказать, футбольной карьеры, занимал руководящие должности в армии Ливии во время гражданской войны. Был признан виновным в многих преступлениях против ливийского народа и сбежал со страны после свержения династии Каддафи. Интерполом выдан ордер на его арест, а сам Саади в настоящее время нашел политическое убежище в Нигере.

Джордж Веа

Прямо противоположный Саади Каддафи пример. Выходец из беднейшего класса Либерии, который даже не окончил школу, добился небывалых для Африки высот в футболе, проведя успешную карьеру в составе таких команд, как Монако, ПСЖ и Милан. Завоевал ряд трофеев в странах, где выступал, и был назван лучшим игроком 1995-го года в мире.

В то же время, добившись славы, он не забывал страну, выходцем из которой является. Вернулся в Либерию, в которой как раз закончилась затянувшаяся на десятки лет гражданская война. После ее окончания было объявлено о проведении первых в истории Либерии демократичных выборов. Джордж Веа подал свою кандидатуру на пост главы государства и, учитывая популярность, считался главным претендентом на победу.

Ожидания подтвердились в первом туре выборов, который экс-игрок выиграл. Но во втором этапе Веа обошла Эллен Джонсон-Селиф, которая не имеет за плечами успешной спортивной карьеры, зато окончила Гарвард и долгое время работала в нескольких международных финансовых учреждениях. Тем не менее, Веа не сдался и принял участие в парламентских выборах в составе демократической партии. Его кандидатура был подана на пост вице-президента, но и на этот раз попытка успехом не увенчалась. И все же, думается, в определенный период жизни Веа все же будет занимать одну из руководящих должностей своей страны.

Марк Вильмотс

Один из наиболее известных бельгийских игроков также сменил футбольное поле на кресло депутата. Впрочем "сменил" - слишком громко сказано. Он вошел в состав бельгийского сената в 2003-м году в составе франкоязычной либеральной партии "Реформистское движение", но это был скорее тот самый случай, когда человека взяли в партию из-за его же популярности.

Вильмотс являлся лишь на наиболее важные для его партии голосования и вскоре вообще покинул сенат под давлением со стороны других сенаторов. Зато нынешний тренер сборной Бельгии отличился тем, что всю полученную в сенате зарплату переводил в пользу спортивных организаций.

Томас Бодстрём

Сын министра иностранных дел Швеции Леннарта Бодстрёма параллельно учебе в юридическом вузе играл в футбол, причем довольно успешно - с 1987-го по 1989-й год защищал цвета наиболее известного клуба страны АИКа. Томас обещал вырасти в игрока хорошего класса, но стоило ему закончить учебу, как он забросил футбол и сконцентрировался на юридической практике.

В 2000-м году Томас Бодстрём к всеобщему удивлению был назначен министром юстиции. А ведь тогда он даже не был членом одной из партий! Лишь в 2002-м году прошел в парламент в составе Социал-демократической партии, членом которой сейчас и является. Министром юстиции же он пробыл до 2006-го года, после чего четыре года работал главой комитета по юридическим вопросам. В 2010-м году покинул парламент по той причине, что не смог присутствовать на всех заседаниях, потому как по-прежнему ведет активную юридическую практику, но уже в качестве консультанта. Впрочем, причина может быть еще одна: в том же году экс-футболист отказался от прохождения теста на наркотики (ранее признавался в употреблении гашиша)…

Тити Камара

Гвинейский форвард не добился значимых футбольных успехов, зато едва ли не в каждой команде был любимчиком трибун. Умение расположить к себе людей помогло Тити заполучить пост министра спорта Гвинеи. Впрочем, без еще одного фактора не обошлось - Камара позаимствовал одному из кандидатов на пост президента Альфа Конде 32 тыс фунтов. Тот выиграл и не забыл экс-форварда Марселя, Ливерпуля и Вест Хэма, представив его в качестве министра. Камара пробыл на посту 21 месяц, после чего стал жертвой кадровых пертурбаций.

Альберт Гудмундссон

Пока что единственный человек, преуспевший и в футболе, и в политике. Гудмундссон - первый профессиональный футболист в истории Исландии. Причем он таковым стал во многом из-за того, что переехал жить в Шотландию в 1946-м году, где изучал экономику в одном из колледжей страны. Там он и получил профессиональный контракт, когда начал выступать за Рейнджерс, после чего перебрался в лондонский Арсенал, став вторым легионером в истории Канониров.

Тем не менее, заполучить вожделенное разрешение на работу в Англии он не смог, а посему перешел во французский Нанси. Сходу стал лучшим бомбардиром чемпионата Франции и привлек к себе внимание со стороны более успешных клубов. В 1948-м году согласием ответил на приглашение итальянского Милана, но долго за россонери не поиграл - перелом ноги поставил крест на его карьере в Италии.

И все же, Гудмундссон оправился от травмы, но остаток карьеры провел в ставшей ему вторым домом Франции. После возвращения в Исландию в 1956-м году стал предпринимателем, приторговывая французскими товарами. Гудмундссон успешно развивал бизнес, стал главой исландской федерации футбола, и его деловая хватка не осталась незамеченной представителями Партии Независимости, в составе которой был избран в совет Рейкьявика в 1970-м году, а еще через четыре года - в парламент страны. В 1983-м году Гудмундссон был назначен министром финансов, а еще спустя два года стал министром промышленности. В 1987-м году покинул свою должность по причине скандала, связанной с налоговой политикой. Это же стало причиной его исключения из Партии Независимости.

Впрочем, он не отчаялся и создал собственную политическую силу, названную Народной Партией, которая прошла в парламент на следующих выборах. Что интересно, одним из членов парламента стал сын Гудмундссона - Инге-Бьорн, который также имел за плечами карьеру футбольного игрока и даже вызывался под знамена национальной сборной страны! Умер Альберт Гудмундссон в 1994-м году, после чего перед зданием федерации футбола Исландии установили памятник первому профессиональному игроку страны и бывшему руководителю.

Андрей Шевченко и другие

Приведенные примеры - отнюдь не едины в своем роде. В свое время такие известные в мире футбола лица, как Зико, Гжегож Лято, Джанни Ривера, Йожеф Божик, принимали самое непосредственное участие в политической жизни своих стран, занимая одну из должностей (связанных с развитием спорта, конечно же) или же участвуя в выборах в составе одной из партий. Их политическая карьера складывалась не настолько успешно, как футбольная, и все же, бывшие и нынешние игроки по-прежнему довольно активно участвуют в жизни своего государства. И страны бывшего Советского Союза тому не исключение. К примеру, форвард московского Локомотива Роман Павлюченко в 2008-м году прошел по спискам провластной "Единой России" в Ставропольскую городскую думу. Тогда же в своем округе добился победы и Андрей Аршавин, но форвард лондонского Арсенала отказался от мандата. Оба игрока являются доверенными лицами президента России.

Активным игроком в политике доселе был и Олег Блохин. Ранее он состоял в КПСС, но не покинул политическую деятельность и в постсоветский период. Блохин дважды был избран в Верховную Раду (в 1998-м и 2002-м годах), состоял членом Коммунистической и Социал-демократичной партий, ВО "Громада", фракции "Батькивщина".

Последний пример активного участия на политической арене Украины - Андрей Шевченко. Впрочем, участие в выборах экс-форварда киевского Динамо, Милана и Челси неожиданностью назвать трудно - ранее он не раз высказывался в поддержку провластных партий накануне выборов. Его же бывший партнер по команде Кахабер Каладзе пока более удачлив в новой сфере. Он шел первым в списке от коалиционного объединения "Грузинская мечта" и буквально несколько дней назад был представлен в качестве министра энергетики и природных ресурсов.

Думается, точку в этой теме не стоит ставить - футболисты понемногу протаптывают себе дорогу в большую политику, и список экс-игроков в ней неоднократно пополнится новыми именами.

Фото Google