Львовянин, которым восхищался Франс Футбол (часть вторая)
Несчастен тот, кто не в силах снести несчастье
Чаша Президента. Кубковый турнир, где участвуют только лучшие из лучших. От Львовской области участвовала почти в полном составе Погонь. Только в нападении играл Скоцень.
Ему пришлось столкнуться с игнорированием партнеров по команде. И в 1/8 финала, проигрывая, он в одиночку расправился с противником, без их помощи. Данный эпизод заставил всех в команде играть через него. Итог - победа 4:3.
После того как в сборную позвали левого крайнего из Украины - Богурата, Скоцень заиграл еще увереннее. Следующий матч завершился еше более уверенно - 7:1. Из них четыре мяча на счету нашего форварда.
Полуфинал. После первого тайма команда Скоценя "горит" 0:2. Но это ничего - два точных удара Александра, и на последней минуте Львов вырывает победу!
Впереди финал. На финал съехались все верхушки общества. Событие нерядовое. Это был бенефис Скоценя! Первые минуты, и - уже два автографа в воротах Кракова! (прошлый владелец трофея, на секундочку!). Разгром 5:1. Это было нечто! Вся пресса взорвалась репортажами о матче и герое всего турнира Скоцене. Даже в европейской прессе появились первые заметки об украинце. Лавиной посыпались предложения из разных клубов. Пошли угрозы, поскольку Скоцень никуда уходить не собирался. Отца перевели на почту со Львова в Болехов. Снизили зарплату.
Последний сезон. Именно этой осенью Скоцень забил, как он сам считает, свой самый ценный гол. Дело было в матче против еврейской Гасмонеи. До сих пор не могут понять, почему их игры часто заканчивались вничью 1:1, 2:2 и 3:3. Но в этом, в чем-то даже знаменательном матче, все развивалось по иному сценарию.
Еще до перерыва счет сначала был 2:0 в пользу львовян (угадайте, кто забил оба мяча), затем соперник прижал их к собственным воротам и сравнял счет благодаря двум точным ударам. На перерыв ушли при счете 3:2 в пользу Украины.
Весь второй тайм Гасмонея владела тотальным преимуществом и вот-вот, казалось, сравняет счет. Еврейский клуб все больше прижимал красно-черных, и гол виделся делом времени. Все нападающие, кроме Леньо Скоценя, были в своей штрафной площади, помогая команде. Неимоверные сэйвы выдавал вратарь! Даже украинские зрители невольно хотели увидеть мяч в воротах Украины - настолько уже свыклись с ничьими!
Часы на табло отсчитывали последние минуты. И вот когда до конца матча стрелка хронометра готовилась еще дважды обогнуть минутный круг, вратарь Гасмонеи, не спуская глаз с часов, направился с полотенцем к кромке поля. Все ожидали финального свистка судьи. Но вместо этого произошло что-то невероятное...
Вратарь Босый, в немыслимом прыжке поймав очередной (после матча даже он сам не смог вспомнить количество сэйвов в его исполнении) мяч, сильным ударом направил его Скоценю. Кипер Гасмонеи бросил полотенце и изо всех сил помчался наперерез футболисту. В самом центре поля техничным финтом украинец садит на пятую точку вратаря и бежит к воротам. Вратарь в порыве безнадеги схватил его за ноги, идя на нарушение правил, но бомбардир умело освободился и направился к воротам.
Опасность была впереди, где за воротами стояло полкоманды соперника, и каждый из оппонентов ценой собственной дисквалификации мог остановить нашего героя, а там бы и время основное истекло (напомню, что тогда судья не добавлял время в конце матча). Еще большую угрозу представляло как раз оно - время. Шла последняя минута, и судья был начеку.
Никто не шелохнулся. Немая сцена на поле и на трибунах. Актером был только один человек. 4:2 - полная победа!
Что касается атмосферы матча, можно утверждать, что не было среди соперников никакого разделения на победителей и побежденных. Все были счастливы и в восторге от концовки матча. Правда, никто не носил Скоценя на руках. Уже потом, после Второй мировой войны, его, как футболиста французской Ниццы, за три безответных мяча в ворота чемпиона Франции болельщики несли от стадиона аж к ратуше города.
В последнем матче СТ Украины, который играли против польской Лехии (что-то подсказывает, что это современная Легия) прямо на поле произошла поножовщина среди польских фанов и футболистов. Всех игроков сильно избили. Особенно старались бить талантливого форварда.
Вот как он сам оценил проведенный там период времени:
"Це були найкращі роки моєї юності. Найкращі роки, в яких я змагався із завзяттям, з великою волею перемогти противника, якого всією душею ненавидів, бо той противник ненавидів усе українське".
Началось насаждение "советской" культуры. После исторического матча любителей Львова против Динамо (Киев) (6:2 в пользу киевлян) Скоценя забрали в столицу. Именно он был автором обоих мячей. Слово "забрали" как нельзя лучше подходит. НКВД в то время занималось полным беспределом. Потом его забрал обратно военкомат во Львов. Через некоторый промежуток времени футболист был уже в другом Динамо – московском. Ему платили 3000 рублей. Таких денег он никогда не видел. Чувствовал себя не в своей тарелке. Все никак не мог свыкнуться с русской речью.
Его снова вернули в Киев. Все эти события были на временном отрезке длинной меньше года. За динамо он забивал ключевые голы в матчах против Спартака и главного фаворита чемпионата - ЦСКА. Схлестнул он свои ноги, если так можно выразиться, и с легендарным Борисом Пайчадзе. Матч против тбилисского Динамо закончился победой киевлян 3:0. Два из трех мячей провел Скоцень. Динамо открывалась дорога наверх. На 22 июня 1941 года был назначен матч против московского ЦСКА...
Как и многие известные люди того времени, украинец был арестован якобы за пропагандистскую деятельность. Позже благодаря связям - освобожден. Вернулся на историческую родину и в военное время
За период немецкой оккупации форвард выиграл первенство Львова 1942 года, дважды – кубок УЦК, стал серебряным призёром чемпионата Галиции 1943 года, не единожды принимал участие в матчах против команд немецких вооруженных сил.
Однажды в конце июля 1944 года он собрал свои вещи, сел в поезд и переехал словацкую границу. Поздно вечером он прибыл на станцию Жилина...
Одни люди охочи были до славы, другие до наживы,
Скоцень же – до футбола
В.В.Лобановский
Судьба забросила его в Зальцбург. Там он создал команду из одних украинцев, в число которой входили и бывшие профессионалы. Команду естественно назвал Украина.
После того, как они с разгромным счетом начали побеждать команды любителей их стали приглашать на товарищеские матчи против профессиональных клубов. Австрия, Адмира, Зальцбург - все столкнулись с организованной командой. Все они тоже были повержены. Пришла очередь немецких коллективов. 5 июня 1946 года на центральном стадионе Ульма украинская команда встретилась с многократным чемпионом Германии – мюнхенской Баварией. На глазах у 15 тыс. болельщиков футболисты Украины разгромили немцев с убийственным счетом 5:0.
В 1947 году общество и клуб распустили. Скоцень перекочевал в Бельгию, где играл за Шарлеруа. Там он провел около года, пока его не позвали во Францию.
Французский период карьеры считается одним из самых ярких в карьере украинского футболиста. В команде его встретили прохладно. Такое часто бывает, когда приходит новичок. Но уже через время он стал лидером коллектива.
По манере игры он чем-то напоминал Зизу, если, конечно, можно провести такие параллели. Также неповоротлив и также грациозен в своей неповоротливости. Он был героем многих матчей и лучшим бомбардиром клуба. "Большой Иван" - так прозвали его французы.
О нем писал и известный Франс футбол. Что подкупало в этом игроке - так это еще и джентльменское поведение. По одной из легенд однажды в матче против Сент-Этьенна, Скоцень получил пас от партнера, пребывая в 3-метровом офсайде. Он начал сближаться с кипером, но болельщики соперника продолжали бурно реагировать на офсайд. Скоцень остановился, посмотрел на трибуны. Потом просто оставил мяч, отвернулся от ворот и пошел к центру поля. Этот жест встретили бурной овацией. В конце матча его провожали стоя.
Но ему уже было за тридцать, он уже не мог увеличивать скорости. Это был пик его карьеры. Он умудрился расписаться и в воротах итальянского гранда, забив победный мяч туринскому Ювентусу. Правда, матч был товарищеский, но тем не менее...
Скоцень не стеснялся повторять, что он украинец. Он гордился этим и не мог без боли в сердце смотреть на то, что творится на родине. Очень темное пятно истории именно на период ухода его из Ниццы. На пике славы, в тот момент своего зенита, о котором многие футболисты только мечтают, он собрал вещи и уехал.
Как сказал сам украинец: "в связи с семейными проблемами". Хотя поступали предложения от ведущих французских клубов, он продолжил карьеру в Канаде. Что же погнало его из Европы?
Сейчас любой настоящий болельщик Ниццы помнит, что был такой футболист. И клуб во многом ему благодарен.
В Канаде он играл в восстановленной команде Украина. Впервые в истории канадского футбола приз лучшего виртуоза получил иностранец. Его фамилия - Скоцень.
В Украине у него начались проблемы с руководством клуба. Он перешел в Тризуб. Какое же совпадение! Именно в клубе с таким названием он начинал карьеру. В нем же пришлось и закончить. Но как это произошло...
Жестокая судьба приготовила такую развязку, что защемит в сердце каждого, кто узнает. Думаю, настоящий футболист ощутит весь трагизм этой ситуации. Не простив перехода в Тризуб, фаны Украины в одном из матчей жестоко избили футболиста. С поврежденным позвоночником и почкой Скоценя доставили в больницу. Врачи поставили диагноз: "Все. Футбол для вас закончился".
После выхода из больницы Скоцень приходил на матчи клуба, прятался под трибуной в темном углу и смотрел матч. И там сам с собой, наедине со своим горем наблюдал за игрой.
"Как смириться с настоящим? Ведь ещё недавно сияла моя звезда, я был опорой команды"...
Александр Скоцень был опорой не только той самой эммигрантской команды. Его можно считать первым украинским футболистом, который стал известен зарубежом и покорил сердца тамошних болельщиков. Его не стало в 2003 году, но память о нем, безусловно, бессмертна.
Использованы фото focus.ua и zaхid.net