Hall of Fame. Артур Эш
Этот человек так и не выиграл 17 шлемов, он даже не был на вершине рейтинга АТР, он не рождал мультипобденые рекордные серии, но в его честь в мире возведены памятники, названы стадионы. Эту личность можно рассматривать в разных плоскостях: как великого спортсмена, как талантливого писателя, как мудрого наставника, но главное, он был, и останется в сердцах миллионов человеком, обычным человеком, который своей человечностью мог бы "накормить" миллионы людей. Однажды он сказал: "Я бы не смог себе простить, если бы жил без гуманной цели, не пытаясь помочь бедным, больным и слабым и не признавая, что помогать другим – самое чистое и прекрасное чувство". Его имя – Артур Эш.
Несправедливость, как основа основ
Его жизнь проходила под знаком борьбы: с соперниками по корту, с полицией, с расовой дискриминацией, со смертельной болезнью, в конце концов – с самим собой. Уже в 6-летнем возрасте парень пережил страшнейший удар – его мать умерла от сердечного приступа. Он даже не осмелился идти на похороны. Уже тогда, в его подсознании формировалось чувство, что этот мир несправедлив и что его, нужно изменить. Но, возможно, именно благодаря несправедливости этот человек и стал великим теннисистом. Он родился в 1943 году в городке Ричмонд штат Вирджиния, в семье полицейского, которому в 1947 году был выделен участок в "черном" районе города, где, совершенно случайно, была теннисная площадка. Так и завязалась первая и самая длинная любовь Артура. А ведь как знать, как бы все сложилось, если бы его отца поселили не в тот "черный район".
Старт
И все-таки, давайте о теннисе. Артур играл в очень элегантный теннис, он был сухощав и прекрасно, словно кошка, двигался по корту. Его игра слета, когда ракетка чуть ли не на два метра опережала корпус, была одной из самых искусных и легкоузнаваемых в туре. Но ведь одно дело найти алмаз, совсем другое его огранить. И опять мы ссылаемся на его величество Случай, который помог Артуру. Впервые, талант мальчика заметил Рональд Чарити, который был в начале 50-х годов одним из лучших темнокожих игроков в США. Расовая сегментация общества сказалась и на учебе в школе, но как говорил отец Артура, именно там и закладывался фундамент великого человека. А вот и слова самого Эша: "Каждый день учителя нам говорили одно и то же: несмотря на все расовые проблемы, темнокожие народы всегда находили способ добиться успеха. Да, наша школа, далеко не самая лучшая, но это значит, что в отличие от белых детей, вы сможете использовать любую возможность, которая вам представиться". И ведь действительно, Артур жизнь "использовал" по максимуму. Он был лучшим учеником в своем классе.
Прогресс и успех
Следующим этапом в карьере Артура было сотрудничество с Уолтером Джонсоном, дипломированным врачом, который стал первым темнокожим хирургом местного Вирджинского госпиталя и параллельно был теннисным тренером. Их союз стартовал в 1953 году, когда Артуру было всего десять лет. Джонсон поверил в него и убедился в том, что в этом щуплом парне таки есть талант. Под его руководством и началось восхождение теннисной звезды Артура Эша. Джонсон научил его быть скромным – не праздновать победы и отдавать должное победителю, ведь расовый вопрос тогда был всё ещё актуален. Эш, говоря об этих временах, вспоминает, что ему было очень трудно приспосабливаться к соперникам. Ведь весь его круг оппонентов – это такие же, как и он, темнокожие мальчишки из Ричмонда. Иногда поиски спарринг партнеров охватывали территорию других штатов. Зимой он вообще не имел места для тренировок, ведь темнокожих не пускали под крытые корты. Тем не менее, в 1958 году Артур стал первым темнокожим участником юниорского чемпионата США по теннису. Начинался его последний год учебы в местной школе, и Эш принимает решение начать сотрудничество с другом Джонсона - Ричардом Хадлином и переезжает в Сент-Луис. К тому времени в активе Эша были титулы юниорских чемпионатов страны в закрытых помещениях 1960 и 1961 годов. Именно в Сент-Луисе, Эш окончательно сформировал свой стиль. До своего переезда он предпочитал игру с задней линии, но под руководством Хадлина, темнокожий паренек сначала впитывал азы serve and volley, а потом и окончательно переквалифицировался в "сеточника", причем, как показало время, одного из лучших в истории.
"Лейтенант-аматор"
Университетская карьера Артуша Эша была очень успешной. Он бы студентом университета UCLA в Лос-Анджелесе, начиная с 1963 года. Уже в дебютный свой год установил "рекорд" - Эш стал первым темнокожим, который был вызван в команду США на матчи Кубка Дэвиса. Изначально, выбрав хорошо развитый в плане тенниса университет UCLA, Артур, планировал стать архитектором. Однако его тренер посоветовал выбрать управление бизнесом, чтобы Эшу было легче параллельно учиться и ездить по турнирам. Тактика себя оправдала – Эш за два года сделал скачок с 28 места на 5 в рейтинге американских аматоров, и в 1965 году выиграл студенческий одиночный чемпионат NCAA, и благодаря этому его университет взял верх и в командном зачете. Эшу было 22 года. Естественно, многие зададутся вопросом – почему же Эш не играл на турнирах АТР, почему пропускал большие шлемы, не имел мирового рейтинга? Ответ прост и банален – середина 60-х это время, когда в теннисе сплошь и рядом была неразбериха. Было деление на аматоров и профессионалов, профи играли свои PRO SLAMS, аналоги Больших Шлемов, и другие турниры и получали за это деньги, аматоры же играли турниры бесплатно в т.ч. и "обычные" Большие Шлемы. Эта неразбериха и по сей день порождает массы споров. Напри
"Эра открытая – эра успехов"
В 1968 году произошло чудо – началась открытая эра тенниса, где не было дележки на про слэмы и аматор слэмы, а турниры Большого Шлема были совместные – на нем играли как профи, так и любители. На первом "открытом" шлеме – Уимблдоне-1968, Эш дошел до 1/2 финала, где был остановлен легендарным Родом Лэйвером. Несмотря на отсутствие единой системы подсчета очков, американца знали, как одного из лучших игроков мирового тенниса, его бесчисленные подвиги в Кубке Дэвиса, его знаменитая крученая подача и взрывной прием были известны по всему миру. И в том же 1968 году случилось эпохальное событие – Артур Эш стал первым победителем открытого чемпионата США в открытой эре, кроме того, он стал первым темнокожим теннисистом, который побеждал на турнире большего шлема. В финальном матче, он одолел одного из самых быстрых игроков тура – голландца Тома Оккера в пяти сетах. Символично было наблюдать, как организаторы вынесли голландцу чек на 14 тысяч долларов, а Артуру же вручили просто кубок и поздравления. (http://www.youtube.com/watch?v=pS0j_UHAk3E). Оккер уже бы профессионалом на тот момент. Тем не менее "любителем" Эш оставался лишь де-юре. Его победа породила настоящий бум. Фото Артура заполнили первые полосы всех газет и журналов, он стал лицом нескольких больших корпораций. Но он не отказался от своей гуманности. Эш, сотрудничая с Coca-Cola и American Express, помогал финансированию клиник. Вот так, парень из "черного" квартала стал лицом нации, любимчиком миллионов. Его слова "Используй все возможности, делай то, что можеш
"Крестный отец АТР тура"
В сентябре 1970 он становится профессионалом, подписывая контракт с нефтяником Ламаром Хантом, и сразу же начинает работать над созданием системы протекции игроков профессионалов. Вместе с коллегами он создал Международную Ассоциацию теннисистов, действуя сначала в качестве казначея, а затем и на посту вице-президента. (Ассоциация была переименована в Ассоциацию теннисистов-профессионалов в 1972 году, а двумя годами позже Эш был избран президентом ATP). Эш использовал свое имя для того, чтобы приковать общественное мнение к политическим процессам, которые происходили в Южной Африке. Ведь он сам столкнулся с этой политикой, когда, начиная с 1969 по 1973 годы, правительство ЮАР отказывалось выдавать ему визу из-за цвета кожи. Это событие стало толчком для Артура, он твердо решил бороться за себя и за всех темнокожих, в том числе и против апартеида. В 1970 году Эш был выбран в качестве посла доброй воли в Африке. Он смог добиться того, что Южную Африку исключили из состава участников Кубка Дэвиса.
"Триумф"
Артур продолжал оставаться одним из сильнейших игроков своего поколения. В 1972 он дошел до финала Отрытого чемпионата США и в напряженном поединке уступил Илие Настасе, который год спустя стал первой официальной ракеткой мира, то есть впервые возглавил рейтинг АТР. Артуру такой чести так и не досталось. Однако, в 1975 году, журналисты признали именно Эша лучшим игроков в мире, хотя в рейтинге АТР он был всего лишь четвертым. Это был лучший год в карьере ветерана. На счету Эша было 9 побед на различных турнирах, в том числе и, возможно, главный титул в его карьере – Уимблдонский турнир. На пути к финальному матчу, Артур обыграл молодого Бйорна Борга, а в полуфинале он оказался сильнее ветерана Тони Роча. Его оппонентом по финалу был Джимми Коннорс, который почти на 10 лет младше Эша. На победу ветерана никто не давал даже и 10% процентов. Это был очень принципиальный матч. Накануне, Эш обвинил Джимми в отсутствии патриотичности, ведь Коннорс отказался играть за сборную в Кубке Дэвиса. В ответ, вспыльчивый Джимбо подал иск в суд и обвинил Артура в клевете. Более принципиального соперника по финальному матчу и придумать было сложно. Коннорс вел 3-0 в личных встречах. Однако ветеран удивил весь теннисный мир. Своей знаменитой резанной выбивающей подачей в первый квадрат он просто выключил левшу Коннорса на приеме. Он отыгрывал Джимми раз за разом и уверенно завершал розыгрыши у сетки. Эш играл размеренно и надежно, он сумел девальвировать влияние сильных ударов Коннорса, растаскивая его по всему корту. Взяв небольшую паузу в третьем сете, после побед 6-1 и 6-1 в двух первых, Эш опять заиграл в полную мощь и додавил более молодого соперника в четвертой партии. Тактически он был на голову сильнее молодого Коннорса. "Когда я получил матчбол, все силы, все годы, вся поддержка, которую я получал за свою карьеру – все собралось вместе". Это был зенит Артура Эша как игрока – он опять же, стал первым афроамериканцем победителем Уимблдона. Ещё раз повторюсь, журналисты по окончанию сезона назвали именно Артура лучшим игроком мира, хотя официально, в рейтинге АТР, он был на четвертом месте.
"Занавес"
Свою высшую позицию в рейтинге АТР Артур Эш занял в мае 1976, когда стал второй ракеткой мира. В том же году он впервые встретился со своей женой – фотографом Мэри Моутоссами, которая как раз исполняя свои прямые обязанности, и заинтересовала Эша. Артур получил травму и лежал в больнице, когда их венчали. По причине травмы он пропустил почти весь 1977 год. Но он вернется в 1978 году. Артур выиграет три турнира и остановится за один шаг до победы на Итоговом турнире – лишь в финале он уступит Джону Макинрою. Неизвестно, сколько бы ещё продолжалась карьера Эша, если бы не Случай. В 1979 году Эш еще не был готов отказаться от тенниса. Он сыграл тринадцать турниров и на двух даже дошел до финала. Затем, 30 июля, он почувствовал сильные боли в груди. В течение часа, боль повторится дважды. Каждый раз, когда она спадала, он снова засыпал. На следующий день, Эш посетил клинику в Нью-Йорке и во время раздачи автографов у него случился инфаркт. В декабре ему было сделано шунтирование. Он никогда не будет играть в теннис снова.
"Общественный деятель"
16 апреля 1980 года, Эш объявил о завершении своей карьеры. Тем не менее, он остался в большом теннисе. В том же году он был избран капитаном американской команды на Кубке Дэвиса и привел ее к победе в розыгрышах 1981 и 1982 года. Он работал спортивным комментатором на национальных телеканалах ABC и HBO. Писал статьи и книги о теннисе, делал тренировочные видео для начинающих. Также Артур в 1983 году принял предложение Флоридского университета и начал преподавать предмет с названием "Роль темнокожего спортсмена в современном обществе". К своему удивлению, Артур столкнулся с поголовным равнодушием многих студентов. Он даже написал книгу об этом своем опыте. Эш также основал несколько организаций, которые поддерживали темнокожих спортсменов. Он принимал активное участие в борьбе за расовое равноправие. В 1985 году Артур Эш был введен в Международный зал теннисной славы в Ньюпорте. В том же году Эш впервые попал за решетку. Причиной для этого стало участие в демонстрации против расизма около посольства ЮАР в США. Несколько лет спустя он был вновь арестован, за выступление против политики президента Буша в отношении гаитянских беженцев зараженных ВИЧ / СПИДом.
"Шок"
"Мы на 100 процентов уверены, что причиной ВИЧ-инфекции в моем организме стало переливание крови, либо после моей операции шунтирования 1979, либо 1983 года Я на 95 процентов уверен, что это следствие операции 1983 года" - такое сенсационное заявление сделал Артур Эш 8 апреля 1992 года. О своей болезни он узнал ещё в 1988 году, во время операции на головном мозге. Раскрыть карты его вынудило издательство USA Today. Он начал свою кампанию по информированию общественности о болезни и создал фонд борьбы со СПИДом. Он выступал против дискриминации гомосексуалистов в целом и больных СПИДом. Но он никогда не просил жалости. Когда журналисты одного из изданий предположили, что его болезнь - это самое тяжелое бремя в его жизни, Эш с ними не согласился: "Нет, это не так, быть Черным самое тяжелое бремя, которое я должен был нести. Мы су
"Наследие"
Артур Эш, безусловно, одна из центральных фигур в американском спорте ХХ столетия. Если хотите, его можно назвать теннисным Нельсоном Манделлой. Когда в 1990 году в ЮАР, наконец, закончилась эпоха апартеида, Манделлу спросили, с кем из выдающихся американцев он хотел бы встретится. Он ответил: "Как насчет Артура Эша?". На "совести" Артура и карьера Янника Ноа. Американец приехал в Камерун и увидел там талантливого 10-летнего мальчика на теннисном корте. Эш обратился к президенту французской федерации Филиппу Шатрие, чтобы тот взял Ноа под свою опеку. С той поры — Янник стал французом. Янник и по сей день является последним французским чемпионом на турнирах Большего Шлема. В 1995 в его родном городе Ричмонде был вылит памятник из бронзы в его честь. Кроме того, имя этого человека как минимум две недели в году на устах у всего теннисного мира. Главный теннисный стадион США назван в честь Артура Эша. Именно это сооружение является самым вмещаемым оригинальным теннисным стадионом в мире. Как вы все поняли, стадион ежегодно принимает финалы Открытого чемпионата США.
Эпилог
"Его жизнь олицетворяет Америку – он имел возможность работать и добился успеха", - Билл Клинтон. "С первого раза, как я увидел, как он играет, я понял, что Артур был обречен на успех. Он никогда не был доволен собой, всегда чувствуя, что мог бы сыграть ещё лучше. Это признак чемпиона", – Панчо Гонсалес. "Мы все обязаны этому великому человеку и спортсмену, он проделал удивительную работу, он поборол расовый барьер и сделал так, чтобы я чувствовал себя на корте комфортно. Я очень благодарен", - Джеймс Блэйк. "Это особенный человек. Он был выше своего спорта, расы, веры, национальности и по-своему изменил этот мир", - Мартина Навратилова.
"Я не хочу, чтобы люди меня помнили только за теннис. Этой игрой я не делаю никакого вклада в общество. Это всего лишь удовлетворение моих личных амбиций", - однажды сказал Артур Эш. И, действительно, как вы сами можете заметить, люди запомнили его не только как атлета. Эш был удивительной личностью, в жизни которого было почти все – победы, падения, счастье и неудачи, изгнание и признание, радость и горе. Он преодолел невероятные испытания на своем пути и все равно не изменил самому себе. Кто-то его запомнил, как темнокожего стилягу хипстера на корте, кто-то как лейтенанта армии, другие помнят его, как борца с апартеидом, ещё кто-то как публициста и педагога. Почти ни одну сферу жизни он не обошел стороной. Он хотел изменить что-то в этом мире. И он изменил.
В материале использованы фото Getty Images