iSport

Очередной триумф Хэмилтона и огромный провал Феррари: Итоги сезона Формулы-1

Редактор раздела автоспорт Илья Навроцкий подводит итоги сезона Формулы-1 2020 года.
2020 г., 15 декабря, 16:00
Гран-при Абу-Даби / Getty Images

Сезон Формулы-1 2020 года завершен, и пусть все снова завершилось победой Льюиса Хэмилтона и Мерседес, чемпионат мира получился довольно насыщенным и интересным.

Если коротко о сезоне, который завершился в минувшие выходные в Абу-Даби на трассе Яс-Марина, то можно согласиться с тем фактом, что он снова получился унылым с точки зрения борьбы за чемпионские титулы, как в личном зачете, так и в Кубке конструкторов. На вершине Королевского автоспорта по-прежнему доминируют Льюис Хэмилтон и его команда Мерседес.

Тем не менее, можно выделить отличную и напряженную борьбу в середине пелотона, в которой участвовало пять команд, а также множество сумасшедших гонок как на новых трассах, так и на старых.

Давайте вместе с ISPORT выделим главные моменты - лучшие команды и пилотов, а также тех, кто разочаровал.

Лучший гонщик - Льюис Хэмилтон

Хэмилтон - семикратный чемпион мира Формулы-1. Одного только этого достаточно, чтобы знать, что Льюис один из самых успешных и лучших гонщиков в истории Королевы автоспорта. Британец - потрясающий гонщик и тут нет сомнений, несмотря на то, что недавно мы обсуждали его доминирующую машину Мерседес. Будь кто-либо за рулем этого болида, далеко не факт, что он бы добился таких же впечатляющих результатов.

Из всего сезона можно особенно выделить Гран-при Турции, который отчетливо всем показал и доказал, что Хэмилтон - мастер своего дела. Несмотря на сложные и коварные условия, в которых ошибались многие гонщики, британец сохранил хладнокровие и, даже стартовав в середине пелотона, смог выиграть гонку. К слову, именно там Хэмилтон и завоевал свой седьмой чемпионский титул, который сравнял его с великим рекордсменом Ф1 Михаэлем Шумахером.

Из года в год Хэмилтон продолжает совершенствоваться, как и его команда. Британец провел еще один сильный и стабильный сезон, в котором у него не было провалов, в отличие от прошлых лет. В этом сезоне Хэмилтон лишь три раза пропустил подиум, причем один из них в Сахире, когда он вообще не выступал из-за подхваченного коронавируса. Единственное, что можно вспомнить провальное - это Гран-при Италии в Монце, когда его команда по ошибке зазвала его в боксы на пит-стоп, когда пит-лейн был закрыт. В остальном же - полная стабильность, которая принесла ему 11 побед.

В следующем сезоне, наверное, стоит ждать продолжения доминирования Хэмилтона, потому что на Валттери Боттаса надеж мало, а других весомых конкурентов у Льюиса нет. Регламент с новыми машинами подвинули на 2022 года, так что у Хэмилтона есть прекрасный шанс стать восьмикратным чемпионом мира, чего еще не удавалось сделать никому.

Лучшая команда - Мерседес

Британо-немецкая команда Мерседес продолжает всех уничтожать и доминировать в Ф1 уже в седьмой сезон кряду. За четыре этапа до конца сезона команда Тото Вольффа взяла седьмой чемпионский титул в Кубке конструкторов.

"Серебряные стрелы" доминируют в Королевском классе с 2014 года, что позволило им побить рекорд Феррари, которая взяла шесть титулов кряду с 1999 по 2004 год. По общему количеству титулов Мерседес сравнялся с Лотусом, а наиболее успешным в истории является все та же Феррари, на счету которой 16 Кубков конструкторов.

В этом году Мерседес провела еще один очень стабильный и сильный сезон. Команда Вольфа вновь построила самую быструю машину и продемонстрировала самый мощный мотор. Можно согласиться, что за рулем такой машины с такой силовой установкой может выиграть практически любой гонщик, что в принципе и доказал пилот Уильямс Джордж Рассел, который заменял заболевшего коронавирусом Хэмилтона в Сахире. Однако нельзя не сказать о том, что Мерседес проделал фантастическую работу и справился со своей задачей лучше всех.

Лишь в двух гонках нынешнего сезона из 17 представители команды Мерседеса не были на подиуме - это все тот же провальный Гран-при Италии, а также еще один провал, который произошел в Сахире, помешавший Расселу одержать победу в дебютной гонке за заводскую команду. Лишь дважды "серебряные стрелы" допустили ошибки в напряженном сезоне, а если говорить о надежности, то и тут они снова на высоте. Единственный сход по ходу сезона от чемпионов зафиксировал Боттас на Гран-при Айфеля, когда у финна забарахлил мотор в середине гонки.

Как и Хэмилтон, можно не сомневаться в том, что в следующем году команда Вольфа с большой вероятностью возьмет Кубок конструкторов, так как опять же, машины остаются прежними, как и моторы, которые и вовсе будут заморожены после старта сезона в Австралии.

Лучший прогресс - Макларен

Если бы не не такой сценарий финальной гонки в Абу-Даби в прошлое воскресенье, сейчас мы могли бы здесь обсуждать команду Рэйсинг Пойнт, но, конечно же, делали бы акцент на их машинах - "розовых мерседесах". Однако гоночный бог решил по-другому и третье место в Кубке конструкторов завоевала команда Макларен, о которой нельзя так четко сказать, что все дело в машинах.

Долгая, напряженная и, наверное, самая увлекательная борьба нынешнего сезона была в средней группе команд, куда опустилась и Феррари, но о ней мы позже поговорим, а сейчас же выделим Макларен. С приходом Андреаса Зайдля на пост руководителя команды, британский коллектив начал работать как "швейцарские часы". Да у них бывали ошибки и провальные моменты, но они не чемпионы и им позволено ошибаться. Уже с прошлого года команда начала добиваться серьезного прогресса, заняв четвертое место в Кубке конструкторов и добыв первый подиум с 2014 года.

Как оказалось, Гран-при Бразилии прошлого года был звоночком для их конкурентов, который в этом году превратился в могучий колокол. Команда построила солидную машину, а, что самое главное, имела стабильность на трассе, которую ей обеспечили молодые гонщики - Карлос Сайнс и Ландо Норрис.

Испанец с британцем провели очень классные сезоны, взяли по одному подиуму и постоянно подталкивали друг друга к прогрессу. У них часто не было лучшей машины средней группы, но мало кто будет возражать против того, что именно Сайнс и Норрис стали залогом успеха Макларена в 2020 году.

Что касается будущего, то тут ждем еще большего прогресса, ведь команда из Уокинга бросает моторы Рено от французов и переходит на чемпионские силовые установки Мерседес. Это очевидная прибавка в скорости и теперь фанатам британской команды стоит надеяться, что инженеры Макларен плодотворно поработают зимой, чтобы еще больше прибавить и подобраться к той же команде Ред Булл.

Главное разочарование - Феррари

Если говорить о Феррари, то ничего хорошего и позитивного найти в 2020 году невозможно, разве что молодого монегаска Шарля Леклера немного жалко. В нынешнем сезоне на Скудерию просто больно было смотреть, и можно с уверенностью сказать - "хорошо, что тифози остались дома". Если бы они присутствовали на трассах, то Маттиа Бинотто не руководил бы командой на базе в Маранелло, а искал бы себе бункер. Смех смехом, но такого провала не ждал никто, даже самые отважные диванные аналитики.

Для Феррари печальная история началась еще в прошлом году, когда их конкуренты, больше всего Ред Булл, начали поговаривать о том, что их мощнейшая силовая установка сделана не по регламенту. Бинотто и все руководство "красных" около полугода пыталось всем доказать, что у них все по правилам, но затем даже у них терпения не хватило, хоть и прямым текстом ничего сказано не было. До сих пор остается загадкой, что же было с "чудесным" мотором Феррари 2019 года, который из "кареты" превратился в "тыкву" в 2020 году. Феррари очень сильно проиграла из-за мотора и на некоторых трассах можно было видеть, как на прямых соперники пролетали мимо красных машин как спорткары мимо фур на немецких автобанах.

Весь год для Феррари - сплошная неудача, а единственная их радость - это молодой талант в лице Леклера, который пару раз дотащил на своей спине красную машину до подиума и во второй раз уделал своего более опытного, да что тут говорить, четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля. Немец даже по ходу сезона с Даниэлем Риккардо в Ред Булле не смотрелся так беспомощно. Шарль в прямом смысле слова прошел катком по имиджу Себастьяна, который не раз по ходу сезона говорил, что монегаск выступает в другой лиге. Себ был медленнее напарника в квалификациях, он по-прежнему ошибался в гонках, показывая фирменные "танцы" и не мог создать даже видимость борьбы. Жаль, но его история с Феррари закончилась именно так, и впереди у него Астон Мартин. Если он и там будет выступать также, то церемониться с ним вряд ли будут.

Еще одна проблема Феррари в этом сезоне - это слабая машина. Команда изначально построила машину под прошлогодний мощный мотор и надеялась скоростью компенсировать недостатки шасси, однако нужно было наоборот. Как итог, очень нестабильная машина, которая имела недостатки во всем. Инженеры пытались как-то исправить ситуацию некоторыми новинками по ходу сезона, но прогресс если и был, то минимальный.

Феррари полностью провалила сезон и такое ее выступление еще надолго останется в памяти всего паддока, и что самое печальное, в сердцах преданных болельщиков, которых полным полно во всем мире. Да, в следующем сезоне, по словам все того же Бинотто, Скудерия будет использовать новый мотор, но надежд на сильный скачок практически нет. С нынешними очень сложными моторами невозможно себе представить, что она за год так прибавит и выйдет на свой прежний уровень.

Самый запоминающийся момент - авария Ромена Грожана в Бахрейне

Наверное, долгое время, болельщики не забудут то, что произошло на стартовом круге Гран-при Бахрейна. Грожан пытался опередить Кевина Магнуссена, но, налетев на машину Даниила Квята, по прямой влетел в защитный барьер. От удара машина француза разорвалась на две части и сразу же загорелась. Болид ударился об заграждение с силой 53G на скорости 220 км/ч.

Авария Грожана - самая страшная в Формуле-1 за последние годы, но это еще раз красноречиво напомнило всем, что гонки Формулы-1 опасны. Это еще одно послание всем тем, кто кричит на диванах, что гонщики зарабатывают слишком много, практически ничем не рискуя. Прежде всего, они рискуют своими жизнями, а то, что Грожан остался цел и невредимым, отделавшись ожогами рук после того, как проломил металлический рельс безопасности и провел 28 секунд в огне, заслуга всей многолетней работы FIA, которая постоянно улучшает что-то ради безопасности. После аварии Грожана, лишь у некоторых останутся еще вопросы, зачем была введена система Halo.

Сенсации года - Пьер Гасли и Серхио Перес

В сенсациях года выделим двух гонщиков, хотя на самом деле, их было побольше, если учитывать то, как прошел сезон 2020 года. Однако наш выбор остановлен на французе и мексиканце, которые одержали свои первые победы в Ф1, причем не выступая на топ-машинах, что еще раз говорит о невероятном сезоне во времени пандемии коронавируса. Если оборачиваться назад, то уже и не вспомнишь, когда гонщик из команды средней группы выигрывал гонку - например за последние шесть лет до этого года - в эпоху турбогибридов, побеждали лишь три команды - Мерседес, Феррари и Ред Булл. Остальным светил лишь подиум и то при невероятном стечении обстоятельств.

Начнем с Гасли, который одержал сенсационную победу на, можно сказать, домашнем Гран-при Италии в Монце для его команды Альфа Таури. Команда из Фаэнцы провела свой самый успешный сезон в Ф1 и в этом большая заслуга французского гонщика, на котором уже хотели ставить крест после того, что было с ним в Ред Булле. Тем не менее, он не сдался, а, наоборот, собрался и доказал, что он классный гонщик и он умеет быть быстрым.

Можно многое говорить о том, что в Монце с дистанции сошел Ферстаппен, затем были долгие красные флаги из-за вылета Леклера, а также ошибки от Мерседеса с пит-лейном, но все это не сломило Альфа Таури и Гасли, которые прекрасно воспользовались своим шансом и добыли свою вторую победу в истории команды после триумфа Феттеля в той же Монце в 2008 году. Для Гасли это был момент триумфа и наверное правильно, что его не берут назад в Ред Булл. В Альфа Таури он явный лидер и команда поддерживает его, что создает между ними прекрасный союз, который приносит главное - результат.

Вторая сенсация - это Перес из Рэйсинг Пойнт с победой на интересном Гран-при Сахира. Да, "розовая машина" мексиканца - это прошлогодний Мерседес, но это не умоляет заслуг Серхио, который сотворил чудо и стал первым гонщиком, который выиграл гонку, после того, как на первом круге замыкал пелотон. Это был приятный шок, несмотря на то, что вновь получилась хаотичная гонка, в которой снова вынесли Макса, а оба Мерседеса самоустранились из-за кошмара на двойном пит-стопе.

Для Переса это был невероятный сезон и, несмотря на две пропущенные гонки в Сильверстоуне из-за коронавируса, он финишировал на четвертом месте личного зачета чемпионата мира! Мексиканец оставил позади себя таких персонажей, как Даниэль Риккардо, Шарль Леклер, Алекс Албон и дуэт пилотов Макларен. Это мега-результат для Переса и даже не верится в то, что именно он остается пока без контракта на следующий год. Пока есть надежда, что он станет напарником Ферстаппена в Ред Булле в 2021 году и мы надеемся, что Хельмут Марко видит, что творит этот горячий мексиканец.

Скандал года - "розовые мерседесы" или же Рэйсинг Пойнт

Рэйсинг Пойнт не показывала фото своей новой машины вплоть до старта предсезонных тестов, на которых уже вызвала все взгляды экспертов, журналистов и даже команд Формулы-1. Они представили машину RP20, которая была 99,9% копией прошлогодней машины Мерседеса - W10. Они были достаточно быстры на тестах, но все ждали реальных гонок, чтобы что-то высказать по этому поводу. Затем была пауза и разговоры вокруг "розовых пантер" сбавили обороты, но не утихали. Однако в это время комиссия FIA осмотрела машины на базе в Сильверстоуне и заявила, что вроде бы, все хорошо.

После старта сезона в Австрии, все увидели, что машины Рэйсинг Пойнт действительно серьезная угроза для всех команд средней группы и тут на сцену главным противником вышла команда Рено, которая начала штамповать протесты на машины RP20 после каждой гонки практически до середины середина.

Спустя несколько недель после протестов последовал приговор - машины Рэйсинг Пойнт легальны, но вот воздуховоды задних тормозов скопированы у Мерседес. "Розовые пантеры" были лишены 15 очков в Кубке конструкторов и оштрафованы на 400 тысяч евро. При этом команде разрешили и дальше использовать тормоза, что вызвало очередное недовольство со стороны команд-соперников, и к Рено присоединились Феррари и Уильямс, в то время как другие смотрели со стороны.

После взаимных апелляций, было решено не доводить дело до судебных разбирательств, а просто внести поправки в регламент, чтобы в будущем такие копирования были вне закона. На этом команды достигли компромисса и затихли с разговорами о копирайтинге, правда время от времени, подтравливать "розовых" не забывают.

Провалы года - Валттери Боттас и Алекс Албон

Валттери 2.0, Валттери 3.0 - сколько версий финна не придумают, ни одна из них не может противостоять Хэмилтону на такой же машине. Это очередной провальный сезон для финского пилота, который, скорее всего, так и останется с клеймом "второй номер".

Боттас снова неплохо начал сезон, но затем пошли очередные ошибки и боязнь атаковать Хэмилтона в прямой борьбе. Если Хэмилтон штамповал победы одну за другой, то финн часто мог попадать в лапы позади идущего Ферстаппена, который до последней гонки сезона еще имел шансы на второе место в чемпионате мира. При этом финн имеет в своих руках доминирующую машину, но его постоянные провалы и ошибки гарантировали ему очередную неудачу. К слову, можно просто добавить - как можно на машине Мерседес, да под дождем на сложной трассе в Турции, развернуться семь раз! СЕМЬ! Даже Латифи на старте дебютного сезона допускал по одному за Гран-при, но не семь!

В общем, тут говорить особо не о чем, разве что кинуть еще один камень в финский огород. У Валттери еще долго перед глазами будет выступление Рассела в Сахире на машине Мерседес. Наш вердикт очевиден - один уик-энд Рассела и его постоянные заслуги в Уильямсе на машине, которая пока никуда не едет, но прогрессирует, поставил крест на карьере Боттаса в Мерседесе. Если Мерседес не выберет Рассела на 2022 год, а снова продлит Валттери, то можно смело закрыть молодежную программу.

Второй провал - Алекс Албон. Британо-тайский гонщик пришел в команду производителя энергетических напитков в середине сезона 2019 года, и тогда казалось, что он неплохо справляется и достаточно быстр, чтобы остаться на 2020 год. Однако этот год доказал обратное - увы, но Алекс - не пилот такой команды, как Ред Булл. Британец с тайским паспортом выступает хуже некуда, а его дебютный подиум в Муджелло можно вставить в рамку. Алекс провалил сезон - он постоянно уступал Ферстаппену около полусекунды в квалификации, что для одинаковых машин просто непозволительно - даже Боттас такого себе не позволяет.

Во вторых, если отойти от квалификаций, то Албон ничего не может показать в гонках. Хэмилтон, Боттас и Ферстаппен неоднократно доказывали, что если ты провалишься в квалификации, то до подиума доползти можно в спокойном режиме. Тут даже далеко ходить не нужно - Албон был в середине пелотона в Сахире, когда его напарника ликвидировали в гонке, а два Мерседеса самоустранились, и что в итоге - где Алекс? Где? Ответ прост - он все там же в середине пелотона, в то время, как Перес всех опередил и выиграл гонку.

Да, можно говорить о том, что в Ред Булл все заточено под Ферстаппена, и что машина, скорее всего, строится только по его предпочтениям, но выступать так откровенно плохо - нельзя. Единственное, что было непонятно по ходу сезона 2020 года - это то, почему Алекс так долго оставался в машине Ред Булл. Квят и Гасли были уволены и выкинуты за гораздо меньшие проступки. Ред Буллу был так важен тайский флаг для своего рынка? Или досрочный вылет показал бы, что их выбор гонщиков в очередной раз провальный?

"Сюрприз" года - уход Honda из Формулы-1

Японские мотористы Honda покинут Ф1 в конце сезона 2021 года, что вызывает сразу несколько вопросов и очередных ответов. Первое - это Ред Булл и Альфа Таури остаются без поставщиков моторов, и что будет - до сих пор неизвестно. Второе - уход японского производителя еще раз намекнул Ф1, что их моторы уж слишком дорогие и сложные.

Японцы вернулись в Ф1 в 2015 году в качестве поставщика моторов для Макларена, но их партнерство провалилось с треском. Все закончилось в 2017 году, и Honda переключилась на Торо Россо, а годом спустя и на Ред Булл. Затем Ред Булл и Ферстаппен снова сделали Хонду победителем гонки, а для японцев это был лучший сезон в Ф1 после возвращения. Благодаря этому было подписано продление сотрудничества на сезон 2021 года, но переговоры должны были продолжаться по поводу участия Honda в новой эре технических правил Ф1 с 2022 года.

Снижение затрат стало основным приоритетом для Honda, которая вложила серьезные ресурсы в свою программу Ф1 с ограниченной отдачей, и ее перспективы, казалось, повысились из-за замораживания нормативов двигателей. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы убедить совет директоров в Токио продолжить участие в Ф1 - отчасти потому, что второй сезон партнерства Ред Булл не оправдал ожиданий и они все же не смогли догнать Мерседес. По словам Honda, автомобильная промышленность, переживающая период великих преобразований, который случается раз в сто лет, привела к ее решению стремиться к достижению углеродной нейтральности к 2050 году. Также многие эксперты уверены в том, что уход Honda был вызван чисто финансовыми вопросами на фоне пандемии коронавируса.

Таким образом, если Ред Булл не сможет обеспечить конкурентоспособную сделку по двигателям вместо Honda, ее приверженность Ф1 будет подвергнуто серьезными вопросами. Мерседес и Феррари не дадут им своих моторов, оставив их с Рено.
Это будет воссоединение партнерства, которое выигрывало четыре титула подряд с 2010 по 2013 год, но также и партнерство, которое сильно испортилось в эпоху турбо-гибридных двигателей V6 и горько закончилось в 2018 году.

Еще один вариант, который сейчас активно обсуждается, касается того, что Ред Булл с Альфа Таури продолжат использовать моторы Honda, выкупив их интеллектуальную собственность. Для этого команда Кристиана Хорнера требует заморозить моторы до того момента, как будут введены новые правила по моторам, так как она не намерена тратить сумасшедшие деньги на разработку и развитие мотора. Ярыми противниками тут выступают Рено и Феррари, которые сейчас выступают в роли догоняющих.

Браво Liberty Media. Браво Чейз Кэри. Браво Формула-1.

Конечно, напоследок стоит рассмотреть сезон Ф1 во время пандемии коронавируса, которая могла и вовсе отменить кампанию 2020 года. Еще в марте многие, как и я, не думали, что старт гоночного сезона возможен, но Liberty Media, команды и Чейз Кэри сделали что-то невероятное.

Также хочется выразить благодарность Дитриху Матешицу и Хельмуту Марко, которые смогли договориться с правительством Австрии и попробовали запустить сезон. Именно Австрия открыла сезон, причем двойным этапом, показав, что можно проводить гонки без болельщиков, но лучше так, чем никак, тем более прибыль от гонок хоть какая, но есть.

Когда Кэри и Ф1 заявляли, что они пытаются провести полноценный сезон, все только смеялись, но они доказали, что могут держать свое слово. У нас было 17 этапов, из которых несколько двойных, но даже это не испортило картину, а наоборот украсило ее. Ф1 разработала строгие и сложные протоколы из-за пандемии коронавируса с жесткими ограничениями, вплоть до того, что на некоторых этапах командам и всему персоналу было запрещено покидать территорию трассы.

Сезон-2020 года запомнится многим, но большинство вспомнит новые этапы в календаре Ф1, которые появились только благодаря слаженной работе Ф1, Кэри и организаторов Гран-при. Да, мы не увидели такие трассы как Зандворт, Монако, Сузука и Ханой, но вместо этого были добавлены такие автодромы, как Муджелло, Имола, Портимао, Нюрбургринг и Стамбул. Из всех выше перечисленных гонок только Имола была скучноватой, а остальные были очень даже хороши.

В целом можно с уверенностью сказать, что сезон Ф1 2020 года удался на славу. Да, в нем не было борьбы за чемпионство, но мы увидели яркие гонки, множество эмоций, новые трассы и многое другое...так что еще раз спасибо Ф1, Liberty Media и Чейзу Кэри.