Формула-1. Итоги сезона. Часть 8. Рено
Двигатель - Renault
Пилоты - Ник Хайдфельд (11-е место, 34 очка), Виталий Петров (10-е место, 37 очков), Бруно Сенна (18-е место, 2 очка)
Лучший результат в сезоне - 3-е место (2 раза)
Выступление Рено в минувшем сезоне можно охарактеризовать всем известной фразой "начали за здравие, кончили за упокой". Сейчас с трудом верится в то, что в первых двух гонках команда добыла 30 очков: сначала Виталий Петров, а затем Ник Хайдфельд привели свои болиды на подиум, поочерёдно оставляя за собой обе Феррари, не говоря уже о прочих Мерседесах. Однако на этом в списке достижений смело можно ставить точку: в последующих Гран-при гонщики Рено могли похвастаться лишь попаданиями в очковую зону, самое лучшее из которых случилось в дождливом Монреале (пятое место Петрова). Всё, после этого ни один из пилотов не сумел добраться до топ-шестёрки, а под конец сезона Рено и вовсе регрессировала, добыв три "баранки" подряд и чудом сохранив 5-е место в Кубке конструкторов, не пустив на него Форс Индию.
Стоит всё же упомянуть о том, что в гонках Хайдфельд был, в общем-то, неплох, а в Испании с последнего места даже приехал на восьмое. Но руководство команды посчитало, что не нуждается в услугах столь опытного гонщика, и пригласило на его место Бруно Сенну, за плечами которого была не только фамилия, но и богатые бразильские спонсоры. Если в квалификациях Сенна смотрелся более-менее достойно, четырежды попав в Q3 (из восьми попыток), то в гонках его действия не выдерживали никакой критики; так что два заработанных очка не давали Бруно никакой гарантии насчёт продолжения карьеры в команде. Так и вышло: Рено полностью обновила пилотский состав, уволив ещё и Петрова.
Выступление Виталия - отдельная история. Сложно сказать, не находясь внутри команды, кто в большей степени виновен в провале (может, пилоты недостаточно активно взаимодействовали с инженерами, а может, инженеры навязывали гонщикам неадекватные технические решения), но демарш Петрова после Абу-Даби, как говорится, ни в какие ворота не лезет. После тех высказываний шансы Виталия на продолжение карьеры в этой команде существенно понизились, и за похожими примерами далеко ходить не надо: Алонсо в 2007-м году, Баррикелло в 2009-м... Как человека Петрова можно понять, но пилот Формулы-1 не должен был так поступать.
Причины удач/неудач
Команда, в предшественнице которой на заре своей карьеры выступал Михаэль Шумахер, давно утратила приставку "топ". Потеряв в последний раз сей статус после первого ухода Алонсо, Рено впоследствии так и не смогла вернуть себе утраченное, даже несмотря на кратковременное возвращение Фернандо. Гонщик, покидающий команду, зачастую уводит с собой важнейших спонсоров, после чего вернуться на вершину неимоверно тяжело.
Также не способствовали прогрессу Рено и юридические разногласия, возникшие вокруг использования имени Лотуса, первопричиной чему было решение о сворачивании формульной программы французского автоконцерна. Прямого влияния на спортивные результаты они оказать не могут, однако любая нестабильность априори идёт во вред. Совместными усилиями разработчики воплотили в жизнь оригинальную конструкцию с так называемым "передним" выхлопом, но это новаторское решение приносило свои плоды лишь в начале сезона. Ненадёжность и несовершенство системы (помните пожар на машине Хайдфельда?) постоянно тянули команду вниз, так что под конец инженеры сами уже были не рады, что взялись за это дело, и вернулись к традиционной схеме с задним выхлопом, времени на разработку которой попросту не было.
Ну и, конечно, нельзя не вспомнить Роберта Кубицу. Очевидно, что Рено более всего была озабочена тем, чтобы создать талантливому поляку максимально комфортные условия, но ужасная авария перечеркнула все их совместные планы - потенциально Роберт готов был повторить чемпионский путь Алонсо (или Шумахера времён Бенеттона). На данный момент гоночная карьера Кубицы, увы, находится в подвешенном состоянии, а вакантное место в Уильямсе вряд ли прельстит его даже в случае полного восстановления, чего мы все, без сомнения, ему желаем. Ну а пилотская чехарда, возникшая после этого в Рено, закончилась подписанием небезызвестного Кими Райкконена (и Ромэна Грожана, но он, само собой, не возбуждает такого зрительского интереса).
Перспектива
Кими два года провёл в отрыве от Формулы-1 и принимал участие в чемпионате мира по ралли. Никто не требует от него чемпионства в следующем году (если только на Лотус не снизойдёт озарение), но ответственность на финна возлагается высокая. Впрочем, ему не привыкать быть первым номером в команде: за годы, проведённые в Макларене и Феррари, Райкконен заслужил любовь болельщиков и уважение поклонников соперничающих команд (тех же Феррари и Макларена). Однако если Кими, не дай бог, потеряет мотивацию и интерес к гонкам (такое уже случалось, чего греха таить), беды не миновать. Лотус, в отличие от грандов, пока ещё не может позволить себе разбрасываться пилотами и вряд ли выдержит такой удар... Но не будем о грустном. Тандем Райкконен/Кубица выглядел бы куда привлекательнее, но надёжный второй пилот Кими также не помешает, а если Грожан будет достаточно быстр, то и в Кубке конструкторов у Лотуса появится возможность опередить, например, Мерседес...