Формула-1. Итоги сезона. Часть 3. Лотус
Двигатель - Renault
Пилоты - Хейкки Ковалайнен (22-е место, 0 очков), Ярно Трулли (21-е место, 0 очков), Карун Чандхок (28-е место, 0 очков)
Лучший результат в сезоне - 13-е место (3 раза)
С первых Гран-при сезона стало ясно, что помешать Лотусу занять 10-е место в Кубке конструкторов может лишь досадное стечение обстоятельств или несчастный случай. Как и в чемпионате 2010 г., непосредственно на трассе команда была заметно быстрее Вёрджин и уж тем более ХРТ, что не могло не отразиться на результатах. Хейкки Ковалайнен трижды сумел пробиться в Q2, тогда как Ярно Трулли не сделал этого ни разу, вследствие чего потерпел разгромное поражение в квалификационной дуэли. Однако в гонках лучше выступил именно итальянец: два его 13-х места против одного у финна определили их взаимное расположение в итоговой таблице. А в Японии гонщики вместе установили "историческое" достижение: Ковалайнену и Трулли удалось проехать полную дистанцию гонки, уступив победителю менее круга! Правда, на большее Лотус в сезоне рассчитывать не мог: насколько тёмно-зелёные болиды опережали две другие команды, финишировавшие с нулём очков, настолько же и отставали от середняков, а мнимое состязание с Уильямсом носило эпизодический характер.
Невзирая на относительную стабильность, даже в Лотусе не избежали соблазна изменить состав пилотов на один Гран-при. В Германии Трулли подменил Карун Чандхок и сделал это, мягко говоря, не очень удачно: индус отстал от победителя на четыре круга, что в то же время означало проигрыш двух кругов Ковалайнену (даже Даниэль Риккьярдо на ХРТ оказался впереди)! После столь шокирующего выступления Трулли вернулся и особо не позорил команду, хоть и не блистал. Возможно, именно поэтому Тони Фернандес пока что не спешит с официальным объявлением состава на следующий сезон: Хейкки и Ярно вроде бы остаются боевыми пилотами, но другие варианты пока ещё никто не отбрасывал. Ковалайнен провёл в Формуле-1 пять сезонов, но уже является опытным гонщиком, ну а Трулли молодым и перспективным при всём желании не назовёшь - Ярно гонялся ещё с такими "динозаврами", как Герхард Бергер и Дэймон Хилл. Так не лучше ли попытаться переманить к себе, например, того же Риккьярдо?..
Причины удач/неудач
Базис успешного выступления был заложен в конце предыдущего года, когда руководство Лотуса объявило о подписании соглашения с Ред Булл, по которому в их распоряжение поступали коробка передач и гидравлическая система, разработанные "Быками". В совокупности с переходом на моторы Рено это создавало впечатление движения в правильном направлении. Некоторые горячие головы даже предрекали Лотусу регулярные сражения за очки, однако новое шасси по-прежнему оказалось далёким от идеала. А ведь состав пилотов вполне позволял надеяться на лучшее - во всяком случае, Ковалайнен принадлежит к тому типу гонщиков, которые на сильных болидах по тем или иным причинам не в состоянии навязать борьбу конкурентам, но хорошо чувствуют себя в середине пелотона.
А теперь о грустном. Как ни крути, но два года без очков - это топтание на месте. В начале сезона был период, когда с соперниками сражался один Ковалайнен, а Трулли постоянно жаловался, что усилитель руля не совсем адекватно реагирует на его действия. Во многом именно из-за этого Ярно дали возможность отдохнуть, прийти в себя, и ненадолго посадили в кокпит Чандхока. С обновлённой системой управления Трулли поехал быстрее, но в последних Гран-при вновь стал проигрывать партнёру, и вот здесь уже оправданий у итальянца быть не может. Не исключено, виной этому его возраст, а также тоска по временам, когда машина позволяла приезжать на подиум. Ковалайнен, несмотря на более низкое место, в целом выглядел лучше, поэтому, по всей видимости, останется в команде, тогда как с Трулли не всё так просто...
Перспектива
Главный итог двухлетнего сражения за 10-е место - это, конечно же, призовые, которые Лотус (вернее, уже Кэйтерэм) получит от Formula One Management. По некоторым оценкам, их сумма составит более 40 миллионов долларов, что уже само по себе даёт огромное преимущество перед ХРТ и Марусей. Особенно интересно будет понаблюдать за Кэйтерэмом в начале сезона и определить, образуется ли тенденция к улучшению результатов или конюшня по-прежнему будет довольствоваться ролью "чемпиона среди слабых". Для скромных команд финансовые бонусы такого рода имеют куда большее значение, чем для гигантов, и если с умом распорядиться этими деньгами, можно добиться существенного прогресса. Осталось лишь с пилотами определиться...